Шпиндельный узел Советский патент 1982 года по МПК B24B41/04 

Описание патента на изобретение SU908580A1

(54) ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ

1

Изобретение относится к станкостроению и может найти применение, главным образом в скоростных шпиндельных узлах шлифовальных станков..

Известен шпиндельный узел, содержащий шпиндель, расположенный в опорах корпуса, и установленный на шпинделе ведомый элемент - шкив ременной передачи или ведомую полумуфту. Шпиндельный узел содержит также потребители воздуха, такие как пневмоуплотнения, воздушное охлаждение и т. п., питаюшиеся от внешнего источника сжатого воздуха, например от заводской пневмомагистрали 1.

Недостатки известного устройства заключаются в необходимости подвода коммуникаций от внешнего источника сжатого воздуха и наличия специальных устройств для удаления из воздуха влаги и загрязнений. Это влечет к усложнению конструкции и снижает эксплуатационные качества узла.

Цель изобретения - упрощение конструкции узла и повышение его эксплуатационной надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в шпиндельном узле источник подачи воздуха к потребителям вьшолнен в виде воздушнего насоса, полость нагнетания которого образована корпусом и элементом привода вращения шпинделя, и по меньшей мере на поверхности одного из них, отделенной от обращенной к ней поверхности другого уплотняющим зазором, выполнены нагнетательные канавки, сообщенные с воздухозаборными каналами воздушного насоса.

С целью очистки подаваемого воздуха воздухозаборные каналы направлены к оси щпинделя и по меньшей мере часть их по10верхности образована поверхностью элемента привода вращения шпинделя.

Для создания осевого натяга в опорах щпинделя, а также обеспечения его осевых перемещений целесообразно нагнетательные канавки выполнить по меньшей мере на од15ной из обращенных друг к другу цилиндрических поверхностей корпуса н элемента привода вращения щпинделя, образующих пару цилиндр-поршень.

На фиг. 1 изображен предлагаемый узел

20 с воздушным насосом, образованным торцами шкива и корпусом шпиндельного узла; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. I; на фиг. 3 - развертка уплотнения с канавкой; на фиг. 4 - насос, образованный цилиндрическими поверхностями корпуса шкива; на фиг. 5 - развертка части цилиндрической поверхности корпуса с нагнетательными канавками; на фиг. 6 - вариант исполнения воздухозаборных каналов. Шпиндельный узел шлифовального станка состоит из корпуса 1, на котором в подшипниках (не показаны) расположен шпиндель 2 со шлифовальным кругом 3. На шпинделе закреплен ведомый шкив 4 ременной передачи привода вращения. В корпусе 1 выполнены бесконтактные пневмоуплотнения подшипников шпинделя 2, образованные кольцевыми канавками 5 и 6, соединенными между собой каналами 7. В шпиндельном узле выполнен воздушный насос, образованный корпусом 1 и шкивом 4, между которыми заключена полость 8 нагнетания насоса, отделенная от окружающей среды уплотняющим зазором 9 между торцами шкива 4 и корпуса 1. На торце шкива 3 в зазоре 9 имеются равномерно распределенные по окружности нагнетательные канавки 10, выполненные в данном случае в виде спиральных канавок, направленных от периферии к оси вращения шпинделя 2 навстречу вращению, направление которого указано стрелкой (фиг. 2). Глубина hj канавок 10 соизмерима с высотой hi зазора 9, например hi h2 1 мм. Ширина канавок соизмерима с шириной перемычки между ними. Оптимальный угол встречи канавок с окружностью rt 18°. Аналогичные каналы противоположного направления можно выполнить и на торце корпуса 1. Полость 8 каналами 11 через зазор 12 уплотнения соединена с канавкой 6 уплотнения заднего подшипника. Канавки 5 и 6 уплотнений зазорами 13 соединены с дренажными полостями 14 уплотнений. Воздухозаборник насоса образован наружными кромками торцов шкива 4 и корпуса 1 и направлен к оси вращения шпинделя 2. Шпиндельный узел работает следуюшим образом. При вращении шпинделя 2 со шкивом 4 воздух из окружающей среды нагнетательными канавками 10 подается в полость 8. При этом благодаря тому, что частично воздухозаборник насоса образован наружной кромкой щкива 4 и направлен к оси вращения шпинделя 2, воздух в зоне воздухозаборника закручивается и содержащиеся в нем загрязнения, более плотные, чем воздух, отбрасываются центробежными силами наружу и не попадают в воздухозаборник. Из полости 8 по каналам 11 и через зазор 12 воздух попадает в канавку 6, откуда по каналам 7 поступает в канавку 5. Вытекая из канавок 5 и 6 по зазорам 13 в дренажные канавки 14, воздух предотвращает утечки смазки наружу, и, вытекая из канавки 5 наружу, предотвращает попадание загрязнений из рабочей зоны станка в подщипники. Для регулирования давления воздуха полость нагнетания воздуха можно соединить с окружающей средой через регулировочное сопротивление 15 (фиг. 1). Для усиления эффекта прокачки воздуха поверхности, образующие зазоры, смежные с канавками 5 и уплотнений, можно снабдить насосными канавками (фиг. 3). Это винтовые канавки 16 и 17, направленные из канавки 5 в сторону вращения щпинделя 2 (показано стрелкой) под углом ci 18°, имеют глубину, соизмеримую с зазором, и поэтому выкачивают воздух из канавки 5, усиливая работу уплотнений и помогая работе воздущного насоса. В другом варианте выполнения шпиндельного узла (фиг. 4) шпиндель 2 расположен в корпусе 1 в гидростатических подщипниках с бесконтактными пневмоуплотнениями. На чертеже показан только задний радиально-упорный подшипник с осевым 18 и радиальным 19 несущими карманами (подвод смазки не показан), соединенными со сливом дренажной полостью 14 и бесконтактным пневмоуплотнением. На шпинделе 2 установлен щкив 4, образующий с корпусом воздушный насос. Полость 8 нагнетания отделена от окружающей среды уплотняющим зазором 9, образованным наружной цилиндрической поверхностью корпуса 1 и внутренней цилиндрической поверхностью шкива 4. На наружной цилиндрической поверхности корпуса выполнены винтовые нагнетательные канавки 10 (фиг. 5), направленные в полость нагнетания в сторону вращения шпинделя (показано стрелкой). Величина зазора 9 равна, например, hi h2 0,03 мм. Ширина канавок соизмерима с шириной перемычек между ними. Оптимал ный угол наклона 4 18°. Такие же канавки, только противоположного направления, можно выполнить и на внутренней поверхности шкива. Воздухозаборный канал 20 образован торцами 21 корпуса 1 и торцами 22 шкива 4 и направлен к оси вращения щпинделя. Узел (фиг. 4) работает следующим образом. При вращении шпинделя канавки 10 нагнетают воздух в полость 8. При этом воздух раскручивается поверхностью 22 шкива 4 в воздухозаборнике 20 и центробежными силами очищается от загрязнений. Из полости 8 через зазор между шпинделем 2 и корпусом 1 воздух проходит в дренажную канавку, препятствуя вытеканию смазки наружу и выталкивая ее из канавки на слив. Здесь полость 8 служит канавкой бесконтактного уплотнения, одновременно являясь рабочей полостью силового пневмоцилиндра, образованного шкивом 4 и корпусом 1. При этом сила давления воздуха в полости 8 стремится сместить щпиндель 2 со шкивом вдоль оси вправо, осуществляя силовое замыкание незамкнутого упорного гидростатического подшипника шпинделя-2 и уравновешивается силой давления масла в кармане 18. Поскольку частота вращения скоростного шпинделя высока (до 30000 об/мин), велика и окружная скорость в зазоре, например 100 м/с, поэтому давление воздуха в полости 8 может быть большим, например 10 кгс/см. Образованный таким образом пнеймоцилиндр может служить и приводом осевых перемещений (осцилляции) шпинделя 2, если полость 8 соединить с атмосферой через устройство управления. На фиг. 6 показан вариант выполнения ряда воздухозаборных каналов 22 в виде сверлений, целиком выполненных в установленном на шпинделе 2 шкиве 4. В этом случае выполняется кольцевая полость 23 всасывания, из которой выходят противоположно направленные нагнетательные канавки, возвращающие часть воздуха в окружающую атмосферу, и кaнaвки, нагнетающие воздух в полость 8. При этом воздух лучше очищается центробежными силами. Таким образом, работа уплотнений и других потребителей воздуха не зависит от внешних источников сжатого воздуха, что упрощает конструкцию и повыщает эксплуатаци онные качества узла. Кроме того, воздух не надо очищать от загрязнений и влаги специальными устройствами. Давление воздуха автоматически выключается при остановке шпинделя, что экономит энергетические ресурсы. Формула изобретения 1. Шпиндельный узел, содержащий установленный в опорах корпуса шпиндель, зафуг. f

Фаг. г

ф1/г.д Крепленный на нем элемент привода его вращения, потребители воздуха, например бесконтактные пневмоуплотнения опор, подключенные к источнику подачи воздуха, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения эксплуатационной надежности, источник подачи воздуха выполнен в виде воздушного насоса, полость нагнетания которого образована корпусом узла и элементом привода вращения шпинделя, и на поверхности по меньшей мере одного из них, отделенной от обращенной к ней поверхности другого уплотняющим зазором, выполнены нагнетательные канавки сообщенные с воздухозаборными каналами воздущного насоса. 2.Узел по п. 1, отличающийся тем, что, с целью очистки подаваемого воздуха, воздухозаборные каналы направлены к оси шпинделя и по меньшей мере часть их поверхности образована поверхностью элемента привода вращения шпинделя. 3.Узел по пп. 1 и 2, отличающийся те.м, что, с цел1/ю создания осевого натяга в опорах шпинделя, а также обеспечения его осевых перемещений, нагнетательные канавки выполнены по меньщей мере на одной из цилиндрических поверхностей корпуса и элемента привода вращения шпинделя. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Разработка и применение гидростатических опор в металлорежущих станках. Обзор. М., НИИМАШ, 1972, с . 79, 84, рис.31, 33. Л4/ // Г 9 фцг. ф1/г.6

Похожие патенты SU908580A1

название год авторы номер документа
Опорный узел жидкостного трения 1981
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Щербаков Владимир Павлович
  • Озоль Альберт Иванович
  • Петренко Алла Георгиевна
SU986758A1
Ременная передача 1979
  • Шиманович Моисей Абрамович
SU806943A1
Шпиндельный узел 1980
  • Шиманович Моисей Абрамович
SU917930A1
Шпиндельный узел /его варианты/ 1980
  • Шиманович Моисей Абрамович
SU917929A1
Шпиндельный упорный подшипник скольжения двустороннего действия 1982
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Рубинчик Самуил Иосифович
SU1085683A1
РОТАЦИОННО-ПЛАСТИНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР 2000
  • Гулевский А.Н.
RU2202713C2
Опора шпинделя 1977
  • Шиманович Моисей Абрамович
SU905523A1
Комбинированный привод шпинделя 1978
  • Левшунов Валентин Тихонович
  • Маринин Геннадий Васильевич
  • Минаев Алексей Иванович
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Шишеев Михаил Дмитриевич
SU770738A1
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2017
  • Шатохин Станислав Николаевич
  • Головин Антон Олегович
RU2654453C1
Токосъемное устройство электрической машины 1988
  • Рудник Григорий Иванович
  • Коновалов Валерий Алексеевич
  • Пуховский Евгений Степанович
  • Гончаренко Юрий Николаевич
  • Гуцаленко Олег Григорьевич
  • Долин Юрий Нафтулович
SU1552273A1

Иллюстрации к изобретению SU 908 580 A1

Реферат патента 1982 года Шпиндельный узел

Формула изобретения SU 908 580 A1

SU 908 580 A1

Авторы

Шиманович Моисей Абрамович

Панин Вячеслав Николаевич

Наумов Иван Николаевич

Матвеев Алексей Григорьевич

Даты

1982-02-28Публикация

1980-06-02Подача