Изобретение относится к черной метад1лургии, в частности к раскислению стали.
Известен способ раскисления стали для железнодорожных рельсов смесью раскислителей, состоящей из силикокальция в количестве 2,0-2,5 кг/т и ферротитана в количестве 0,9-2,0 кг/т til.
Недостатком этого спосова является присутствие в стали цепочек неметаллических включений, состоящих из нитридов титана, которые оказывают отрицательное влияние на контактиоусталостиую прочность рельсов, являясь сильными концентраторами напряжений.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является способ раскисления рельсовой стали силикокальцием в количестве 3,3-4,0 кг/т и феррованадием в количестве 1,0-1,5 кг/т 350-520 г ванадия на 1 т стали). Этот способ повЕдцает комплекс механических свойств стали за счет равномерного распределения в металле оксидных включений, уг еньшения длины оксидных строчек, увеличения ди зперсности структуры металла. При этом
Пронсхоинг изменение природы включений и повьвиение прочности на 47 кг/мм- по сравнению со сталью текущего производства . .
Однако этрт способ не позволяет значительно повысить контактно-усталостную прочность, определяю чую срок службы рельсов, поскольку кальций слабо влияет на процессы выделения
10 упрочняющей фазы и не затрудняет коагуляцию фаз, охрупчнвающих сталь (например, цемента в виде сетки по границам зерен). Кроме того, кальци } практически нерастворим в жидкой ста15ли и переходит сразу в газообразное состояние - эффективность Iстепень) его использования при содержании в стали значительного количества кислорода невелика.
20
Цель изобретения - повышение контактно-усталостной прочности рельсов.
Поставленная цель достигается тем, что в способе раскисления рельсовой 25 стали, включающем присадку в расплав феррованадия и кремнийсодержащего сплава, феррованадий в количестве 0,25-0,35 кг ванадия на 1 т стали вводят в смеси с кремний-магниевым
30 сплавом при отношении в смеси вананя, кремния и магния 1:(4-7,3): (0,3-0,73) соответственно.
Q качестве кремний-магниевого плава может быть использован сплав, одержащий, вес.%;
Магния4-6
Кремний50-60
ЖелезоПо балансу
до 100
Соотношение кремния и магния в том сплаве обеспечивает снижение кисленности металла . в основном засчет , благодаря чему дотигается наиболее полное использование магния для непосредственного воз-. ействия на структуру стали.
При этом введение смеси, содержаей феррованадий в количестве 0,250,35 кг ванадия на 1 т стали с указанным сплавом при отношении ванадия, кремния и магния 11 (4-7,3):(0, 3-0,73) обеспечивает формирование дисперсной структуры с межпластиночньм расстоянием в перлите 1,2-1,6 мкм и подавление вьаделений цементитной сетки.
Уменьшение кремния в смеси приводит к повьииенному угару магния,и,как следствие, к образованию цементитной сетки. Аналогичным образом действует и уменьшение магния в смеси.
При увеличении кремния в смеси увеличивается загрязненность стали неметаллическими включениями, а при увеличении магния происходит чрезмерно интенсивный барботаж- металла и увеличивается вторичное окисление стали.
Указанное соотношение компонентов смеси обеспечивает эффект диспергирювания структуры при меньшем по сравнению с известным количеством ванадия. Образование дисперсной структуры заметно проявляется при количестве ванадия 0,25 кг/т и достигает максимума при расходе ванадия 0,35 кг/т..Дальнейшее увеличение расхода ванадия нецелесообразно,поскольку может привести к образованию включений ванадитов.
Одновременное введение кремниймагниевого сплава и феррованадия повышает степень раскисленности стали и увеличивает степень использования магния для разрушения цементной сетки и сферодизации карбидйой фазы. При этом изменяется природа неметаллических включений и характер их распределения в металле, резко сокращается как протяженность, так и количество строчечных включений, вызы.вающих контактно-усталостное разрушение рельсов.
Смесь готовят из дробленых сплаВОВ с размером кусков не более 60 мм и вводят в металл во время выпуска из печи.
Температура металла перед выпуском в ковш должна быть не менее 1550°С.
Раскисление стали в ковше можно осуществить двумя вариантами.
Сталь предварительно раскисляют в печи силикомарганцем, ферромарганцем или их смесью. Металл выпускают в ковш. После наполнения 1/3 высоты ковша присаживают смесь феррованадия и крег1ний-магниевого сплава.
В ковш выпускают нераскисленный металл. После наполнения 1/5 его высоты присаживают ферромарганец, а после наполнения 1/3 высоты ковша. вводят смесь сплавов в виде кусков размером 10-30 мм.
Возможны и другие варианты в объеме формулы изобретения.
Пример. Металл выплавляют в 200 кг индукционной печи с основной футеровкой. Предварительное раскисление металла в печи осуществляют путем ввода в расплав ферромарганца из расчета получения в стали среднезаданного содержания марганца. Температура металла перед выпуском составляет 1570-1580С. Металл выпускают в ковш емкостью 50 кг. В ковше металл раскисляют смесью Ферройанадия и кремний-магниевого сплавов по предлагаемому способу.
В другом ковше металл раскисляют по известному способу силикокальциегл и феррованадием. Металл разливают на слитки массой 50 кг. Слитки прокатывают на заготовку-квадрат 56 мм, из заготовки отбирают пробы для исследования качества металла.
Результаты исследований приведены в таблице.
VO
U9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сплав для раскисления и модифицирования стали | 1981 |
|
SU990853A1 |
Способ раскисления и микролегирования рельсовой стали | 1983 |
|
SU1117323A1 |
СПОСОБ ВНЕПЕЧНОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛИ | 1995 |
|
RU2114183C1 |
Сплав для раскисления и модифицирования рельсовой стали | 1982 |
|
SU1159959A1 |
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ В ЭЛЕКТРОПЕЧАХ | 1999 |
|
RU2197539C2 |
Способ раскисления, модифицирования и микролегирования рельсовой стали | 1991 |
|
SU1786110A1 |
Сплав для раскисления и модифицирования рельсовой стали | 1980 |
|
SU907079A1 |
Способ выплавки углеродистой стали | 1975 |
|
SU539081A1 |
Сплав для раскисления рельсовой стали | 1982 |
|
SU1137109A1 |
СПЛАВ ДЛЯ РАСКИСЛЕНИЯ, ЛЕГИРОВАНИЯ И МОДИФИЦИРОВАНИЯ СТАЛИ И ЕГО ВАРИАНТ | 1998 |
|
RU2125113C1 |
гсо
%
оо о
о
г
г
го
чоо
о о о о
оо
оо
гч
(М
(О
гч
го о
(Ч
о
о
о
r -1
о гд о
N
«ч о
о о
ъ
о
1Л N
s о
о
t ец
(Ч
о
о
ъ
о г
о
яго гч
го
в
Ifl
в оо
оо
%
о
г«
t
to со
00
00
CO
m in
РО
го
f о
о
о
о
о
ш
VO
ь
го
in
о
1Л го л
и
о о ю fS
м чо о
s°
. Z
п д
ф и
I
I
п
д
4I S « л ь .S о id SfM а ,О X se - н
I и «
п ш 3
5П X 9 9088 Как видно из таблицы, одновременное введение кремний-магниевого сплава и феррованадия способствует разрушению цементитной сетки. Кроме того, одновременный ввод указанных сплавов (варианты 1-3) позволяет изменить природу неметаллических включений и характер их распределения в металле, сокращая максимальную длину строчечных включений до 0,3-0,6 мм против 0,8 мм при раздельном вводе (вариан- ты 6-8). Креме того, при одновременном вводе магния и ванадия (варианты 1-3) уменьшается межпластиночное расстояние до 1,2-1,6 мкм против 1,4-2,0 мкм при их раздельном вводе (варианты5 6-7). В результате использования предлагаемого способа уменьшается в среднем с 0,8 до 0,3 мм длина оксидных строчек, являющихся концентраторами20 напряжения в металле, и повышается в среднем с 1,3 до 1,7 относительное значение контактной выносливости,оп510ределяклцей срок службы и надежность рельсов в эксплуатации, Ожидаемый экономический эффект 695 тыс.. в год. . Формула изобретения Способ раскисления рельсовой стали, вkлючaюtIIий присадку в расплав феррованадия и кремнийсодержащего сплава, отличающийся тем, что, с целью повышения контактно усталостной прочности релвсов,феррованадий в количестве 0,25-0,35 кг ванадия на 1 т стали вводят в смеси с кремний-магниевы сплавом прн отношенни в смеси ванадия, кремния и магния соответственно 1: (4-7,3): (0,3-0,73). Источники информации, принятые во взимание при экспертизе 1- Авторское свидетельство СССР 398627, кл. С 21 С 5/52, 1973. 2. Авторское свидетельство СССР 250185, кл. С 21 С 7/OD, 19.68.
Авторы
Даты
1982-02-28—Публикация
1980-02-06—Подача