(54) ИНЕРЦИОННАЯ МУФТА
1
Изобретение относится к машиностроению.
По основному авт. св. № 518586 известна инерционная муфта, содержащая водило, несущее сателлиты, сцепленные с центральным колесом, инерционные грузы, размещенные в элементах, взаимодействующих с ними и соединенных с сателлитами,, и опоры, с помощью которых в водиле установлены элементы, взаимодействующие с инерционными грузами, выполненными в виде обоймы и расположенных внутри них секторов с осями, связанными с сателлитами, и с боковыми криволинейными поверхностями, радиус кривизны которых превышает радиус инерционного груза и имеет общую касательную плоскость с внутренней поверхностью обоймы I.
Известная муфта имеет недостаточную надежность при передаче больщих крутящих моментов.
Цель изобретения - повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что инерционная муфта снабжена зубчатым колесом, соединенным с ведущим валом.
и шестернями, связанными с сателлитами, при этом шестерни входят в зацепление с зубчатым колесом, а водило установлено свободно.
На фиг. 1 изображена кинематическая
схема муфты, продольное сечение; на фиг. 2сечение А-А на фиг 1.
Инерционная муфта содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, размещенные .в корпусе 3.
10 Водило 4 установлено свободно и несет сателлиты 5 с опорами 6, взаимодействующие с центральной шестерней 7, закрепленной на ведомом валу. На сателлитах закреплены шестерни 8, взаимодействующие с зубчатым колесом 9, соединенным с ведущим валом.
Инерционные грузы 10 эксцентричны сателлитам и выполнены в виде тел качения, взаимодействующих с обоймами 11 и секторами 12.
20 Обоймы концентричны сателлитам и свободно вращаются в опорах 13 в водиле. Секторы закреплены на осях 14 с опорами 15 в водиле и муфтами 16 соединены с сателлитами. Секторы установлены относительно оси вращения и их боковые поверхности 17 выполнены криволинейными, Например, по дугам .окружности с радиусом кривизны, превышающим радиус инерционного груза, и имеют общую касательную плоскость 18 с внутренней поверхностью обоймы.
Инерционная муфта работает циклически. Полный цикл работы соответствует одному обороту сектора и включает два периода, отличающиеся характером динамических связей.
Период I. Инерционный груз 10 взаимодействует с сектором 12.
Период II. Инерционный груз 10 взаимодействует с обоймой 11.
Период I соответствует повороту сектора на угол от О до 180°; период II - повороту сектора от 180 до 360°.
Период I. При.вращении ведущего вала 1 с частотой cJi ведомый вал 2 под действием внешнего сопротивления вращается с частотой , причем u5i u$2 Водило 4 вращается с частотой ul/j причем cJ Ji .
Сателлиты 5 и секторы 12 совершают сложное движение, вращаясь вокруг собственной и общей осей муфты. Грузы 10 находятся на боковых поверхностях 17 секторов и также совершают сложное движение, а силы инерции, действующие на грузы, являются источником динамического вращающего момента на оси 14, который с помощью сателлита 5 и центральной шестерни 7 перемещается на ведомый вал 2.
В течение периода I инерционные грузы 10, взаимодействуя с секторами 12, движутся к оси муфты и генерируют вращающ-ий момент на ведомом валу 2. Период заканчивается, когда центр масс груза максимально приближается к оси муфты и выходит на прямую, соединяющую ее с осью сектора. При этом силы инерции груза направлены по указанной прямой и вращающий момент от них на ведомом валу 2 равен нулю.
Период II. При дальнейщем повороте сектора инерционный груз 10 под действием сил инерции переносного (с водилом 4) движения переходит на обойму И, взаимодействуя с которой занимает положение, когда его центр масс максимально удален
ОТ оси муфты и находится на прямой, соединяющей ось муфты и ось сектора.
Указанное положение груза является устойчивым и сохраняется в течение всего периода II. При этом силы инерции груза также направлены по указанной прямой, и вращающий момент от них на ведомом валу 2 равен нулю. Муфта работает в режиме выбега, и ведомый вал 2 вращается по инерции.
Затем сектор 12 догоняет инерционный груз 10, контактирует с ним, и цикл работы повторяется.
Взаимодействие груза с сектором происходит безударно, так как боковые поверхности 17 сектора вьшолнены криволинейными с радиусом кривизны, превышающим радиус инерционного груза, и имеют общую .касательную плоскость 18 с внутренней поверхностью обоймы. Кроме того, выполнение обоймы 11 свободно . вращающейся в опорах 13 в водиле обеспечивает; уравнивание скоростей взаимодействующих элементов.
При высокой частоте вращения ведущего вала 1 и малом Внешнем сопротивлении на ведомом валу 2 инерционные грузы 10, 5 взаимодействуя с секторами 12, блокируют муфту напрямую, осуществляя жесткое соединение валов 1 и 2. Соответствующим выбором, параметров муфты можно обеспечить сохранение данного положения в широком диапазоне частот вращения.
Формула изобретения
Инерционная муфта по авт. св. № 518586, 5 отлиачющаяся тем, что, с целью надежности, она снабжена зубчатым колесом, соединенным с ведущим валом, и шестернями, связанными с сателлитами, п{)и этом шестерни входят в зацепление с зубчатым колесом, а во/1,ило установлено свободно.-
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР J № 518586, кл. F 16 D 43/22, 1974 (прототип).,
A-/I
(Риг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Инерционная муфта | 1974 |
|
SU518586A1 |
Инерционная муфта | 1974 |
|
SU572612A1 |
Инерционная бесступенчатая передача | 1978 |
|
SU821824A1 |
Инерционная бесступенчатая передача | 1976 |
|
SU742654A1 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1990 |
|
SU1820105A1 |
Инерционный импульсный рекуперативный тормоз | 1984 |
|
SU1275165A1 |
БЕЗИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ШАШКИНА | 1992 |
|
RU2073805C1 |
Муфта предельного момента С.Г.Нагорняка | 1981 |
|
SU979747A1 |
ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ШАШКИНА | 1992 |
|
RU2073804C1 |
Привод перемещения рабочей клети стана холодной прокатки труб | 1980 |
|
SU956081A1 |
Авторы
Даты
1982-03-30—Публикация
1976-07-22—Подача