Канатный зажим Советский патент 1982 года по МПК F16G11/00 

Описание патента на изобретение SU916815A1

(54) КАНАТНЫЙ ЗАЖИМ

Похожие патенты SU916815A1

название год авторы номер документа
Канатный зажим 1987
  • Квашнин Евгений Дмитриевич
  • Шофлер Леонид Владимирович
SU1434191A1
КАНАТНЫЙ ЗАЖИМ 1994
  • Морозов В.П.
  • Новиков Ю.И.
  • Ванякин А.Н.
RU2086830C1
Канатный зажим 1976
  • Шакирзянов Габдулла Гарифзянович
  • Ефимов Ефим Николаевич
  • Рудяков Валентин Федорович
SU566043A1
Канатный зажим 1990
  • Краснов Валерий Николаевич
  • Мансветов Борис Николаевич
  • Остапенко Александр Яковлевич
SU1827467A1
Канатный зажим 1989
  • Мажбиц Владимир Георгиевич
  • Точилкин Михаил Миронович
SU1772467A1
КАНАТНЫЙ ЗАЖИМ 1971
SU300361A1
РЫЧАЖНАЯ ЛЕБЕДКА 1994
  • Исаков Эйтибар Нисанович
RU2084396C1
Предохранительное устройство для удерживания грузозахватного органа с тросовым подвесом 1990
  • Стукаленко Михаил Иванович
  • Бабичев Анатолий Юрьевич
  • Болобан Иван Сергеевич
SU1782924A1
Запирающее устройство и способ фиксации самозатягивающихся канатных стропов 2018
  • Лысюк Алик Евгеньевич
RU2694359C1
Канатный зажим для проволочно-канатной дороги 1926
  • Иоганн Гатцвейлер
SU51320A1

Иллюстрации к изобретению SU 916 815 A1

Реферат патента 1982 года Канатный зажим

Формула изобретения SU 916 815 A1

1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приспособлениям и устройствам для зажима канатов, и может быть использовано в механизмах поворота сооружений, например антенных устройств, с тяговым канатом.

Известен канатный зажим, содержащий корпус с клиновым вкладышем, рабочая грань которого наклонена к оси каната, заклиниваюш,ий элемент, тела качения и желоб для каната, расположенный в основянйи корпуса, причем заклнниваюш,ий элемент выполнен в виде подпружиненного клина, а тела качения размеш.ены между заклинивающим элементом и клиновым вкладышем 1.

Для расклинивания такого зажима не-. обходимо преодолеть силы трения скольжения каната о желоб, что требует создания значительных усилий, а это снижает КПД тягового устройства, в котором работает канатный зажим. Кроме того, при расклинивании зажима увеличивается расстояние между рабочими гранями клинового вкладыша и заклинивающего элемента, при этом тела качения, заключенные между этими гранями, освобождаются и скатываются вниз до упора в переднюю стенку корпуса. Последующее заклинивание зажима происходит при неподвижных телах качения (так как перемещаться им уже некуда), что вызывает трение скольжения при значительных нагрузках, а это ведет к повышенному износу трущихся частей и сокращению срока службы зажима.

Цель изобретения - упростить эксплу10 атационные возможности.

Для достижения поставленной цели канатный зажим, содержащий корпус с клиновым вкладышем, заклинивающими канат э ементами и подвижным в направлении перемещения этих элементов основанием с желобом для каната, снабжен рычагами, шарнирно закрепленными на корпусе, каждый из которых выполнен с продольным пазом и грузом на конце, при этом корпус выполнен с продольными пазами в стенках и упорами у торцов основания, заклинивающий элемент - в виде контактирующего с клиновым вкладышем и канатом цилиндрического катка с кольцевой канавкой и осью, концы которой размещеньгв продольных пазах корпуса и рычагов, а грузы на рычагах установлены с возможностью регулируемого перемещения.

Клиновой вкладыш выполнен с дополнительным уклоном, симметричным основному и направленным в противоположную сторону.

На фиг. 1 изображен канатный зажим, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Канатный зажим содержит корпус 1 с клиновым вкладышем 2, рабочая грань а которого наклонена к оси каната 3, заклинивающий элемент, выполненный в виде цилиндрического катка 4, тела 5 качения (ролики) и желоб 6 для каната 3. Каток 4 выполнен с кольцевой канавкой 6 и снабжен осью 7, Корпус 1 содержит основание с и крышку d, соединенные посредством болтов 8 и .гаек 9. В стенках корпуса 1 выполнены продольные пазы 10, а на основании с против торцов желоба 6 установлены с зазорами е упоры 11. На боковых стенках крышки d корпуса 1 посредством шарниров 12 закреплены наклонные рычаги 13 с грузами 14, которые могут передвигаться вдоль рычагов. На рычагах 13 вблизи шарниров 12 выполнены пазы f. Концы оси 7 катка 4 проходят сквозь пазы 10 корпуса 1 и пазы f рычагов 13 и взаимодействуют с последними. С пазами 10 корпуса концы осей 7 не контактируют, так как диаметр их меньше ширины этих пазов. Тела 5-качения расположены в два ряда между желобом 6 и основанием с корпуса. Каток 4 своей цилиндрической поверхностью контактирует с рабочей гранью а клинового вкладыша 2, а кольцевой канавкой Ь - с канатом 3.

I Для стопорения каната 3 в любом из двух направлений на клиновом вкладыше 2 выполнена вторая симметрично расположенная рабочая грань g, наклонная к оси каната в противоположную сторону.

Для снижения контактных напряжений в точках взаимодействия катка 4 с клиновым вкладышем 2 и канатом 3 зажим снабжен дополнительными катками 4 и рычагами 13, а клиновой вкладыш выполнен с дополнительными рабочими гранями.

Клиновой зажим работает следующим образом.

Рычаги 13 под действием грузов 14 и собственного веса, взаимодействуя стенками своих пазов f с концами осей 7 катков 4, перемещают последние влево до упора их цилиндрических поверхностей в рабочие грани а клинового вкладыша 2. При натяжении левой ветви каната 3 последний, взаимодействуя с кольцевыми канавками д катков, еще больше перемещает их влево. Катки при этом прижимают канат к желобу 6 и застопоривают его силами трения скольжения. Желоб 6, увлекаемый канатом, перемещается при этом по телам 5 качения несколько влево, но не более чем на величину зазора е между упором 11 и торцом желоба. Для расклинивания канатного зажима

необходимо потянуть за правую ветвь каната 3, который при этом увлекает за собой желоб 6, легко передвинув его вправо по телам качения до контакта с правым упором 11. Катки 4, преодолевая трения тел качения, также передвигаются несколько вправо и канат расстопоривается.

Для изменения направления стопорения каната на противоположное необходимо перекинуть вправо рычаги 13, которые при этом перемещают также вправо контактирующие с ними концы осей 7 вместе с катками 4, цилиндрические поверхности которых входят в контакт с рабочими гранями клинового вкладыша 2..

Перемещая грузы 14 вдоль рычагов 13, можно изменять силу взаимодействия последних с осями 7 катков 4, а следовательно, и с самими катками.

Использование предлагаемого зажима позволяет повысить КПД устройства и надежность соединения, а также улучшить

эксплуатационные качества.

Формула изобретения

1.Канатный зажим, содержащий корпус 0 с клиновым вкладышем, заклинивающими

канат элементами и подвижным в направлении перемещения этих элементов основанием с желобом для каната, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, он снабжен рычагами, шарнирно закрепленными на корпусе, каждый из которых вьгполнен с продольным пазом и грузом на конце, при этом корпус выполнен с продольными пазами в стенках и упорами у торцов основания, заклинивающий элемент - в виде контактирующего с клиновым вкладыщем и канатом цилиндрического катка с кольцевой канавкой и осью, концы которой размещены в продольных пазах корпуса и рычагов, а грузы на рычагах установлены с возможностью регулируемого перемещения.

2.Канатный зажим по п. 1, отличающийся тем, что, с целью стопорения каната в двух направлениях, клиновой вкладыш выполнен с дополнительным уклоном, симметричным основному и направленным в противоположную сторону.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 466364, кл. F16 G 11/00, 1973 (прототип).

SU 916 815 A1

Авторы

Квашнин Евгений Дмитриевич

Шофлер Леонид Владимирович

Даты

1982-03-30Публикация

1980-08-13Подача