Изобретение относится к автомо/билестроению, в частности к элементам тормозных систем автомобилей. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является пневмопруминный тормозной цилиндр, содержащий цилиндрический корпус, в котором установлен поршень, соединенный посредством замкового устройства со што ком, соединяемым с механизмом управле ния тормозом, причем поршень нагружен с одной стороны давлением рабочего агента, а с другой - усилием аккуму-. лирующей пружины, а замковое устройство выполнено в виде закрепленного на штоке элемента с радиальными выступами и установленной в шейке поршня и зафиксированной от осевого перемещения относительно поршня ступенчатой втулки, В ступени меньшего диаметра которой выполнены диаметральные прорези под радиальные выступы гп. Недостаток известного цилиндра заключается в сложности его ремонта при появлении коррозии б элементах замкового устройства. Цель изобретения - упрощение ремонта. Указанная цель достигается тем, что в ступени втулки большего диаметра выполнены диаметральные прорези, Переходящие в прорези, образованные в ступени втулки меньшего диаметра, выполненные со спиральными«кромк ами, в шейке поршня выполнены диаметральные ггрорези под радиальные выступы элемента замкового устройства, причем втулка установлена с возможность ограниченного поворота и оборудована пружиной, нормально смещающей ее в положение, при котором диаметральные прорези в е& ступени большего диаметра смещены относительно диаметральных прорезей, выполненных в шейке поршня, а упомянутый элемент выполнен в форме пальца. Кроме того, замковое устройство снабжено охватывающей шток упорной шайбой с диаметральными прорезями. совпадающими с диаметральными прорез ми в шейке поршня, причем упорная шайба жестко связана с поршнем и рас положена между ступенью втулки большего диаметра и поршнем. Ступенчатая втулка зафиксирована от осевого перемещения относительно поршня посредством стопорной шайбы, установленной на поршне со стороны действия давления рабочего агента. На фиг. 1 изображен пневмопружинный тормозной цилиндр, продольно-поперечный разрез; на фиг. 2 - замковое устройство, поперечный разрез; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. - ступенчатая втулка, частичный разрез; на фиг. 5 упорная шайба. Пневмопружинный тормозной цилиндр (фиг. 1) состоит из секции 1 служебного торможения и секции 2 с пружинным энергоаккумулятором. Секция 1 выполнена как мембранный цилиндр и служит для приведения в действие тормозного органа, например тормозного рычага или т.п. Секция 2 с пружинным энергоаккумулятором известным способом соединена с секцией 1 и имеет полости 3 и i. Полости 3 и 4 разделены перемещающимся в корпусе секции 2 поршнем 5 который при перемещении направо сжимает находящуюся в полости Ц пружину 6 энергоаккумулятора. Во время движения поршня 5 полость k дышит через вентиль 7 на ее нижней части. Поршень 5 представлен на фиг. 1 в походном положении (автомобиля и через замковое устройство соединен с ходовым штоком 8, воздействующим своим левым концом на расположен ную в секции 1 сплошную мембрану 9 Для этой цели на указанном конце што ка 8 расположена прижимная шайба.10 удерживаемая поворотно относительно ходового штока с помощью гайки 11. Ходовой шток 8 пронизан папьцем 12 (фиг. 1-3), который .проходит сквозь соответствующее отверстие ходового штока и зафиксирован от смещения. Па лец 12 взаимодействует со ступенчатой втулкой 13, которая (фиг. 2) соответственно длине пальца имеет ра диальные прорези И и 15- На своем левом конце втулка 13 имеет короткий буртик 16 (фиг. 3) а на правом удлиненную ступень 17 меньшего диаметра (фиг, 3 и «). В представленной 9 на фиг. 1 и на верхней половине разреза на фиг. 3 позиции палец 12 примыкает к днищу 18 5, т.е. он застрахован от направленного направо относительно поршня смещения. Предпочтительно в обращенной к пальцу 12 позиции на днище 18 поршня расположена упорная шайба 19 (.фиг. 5), которая удерживается на днище с геометрическим замыканием и выполнена из прочного, износоустойчивого материала, тогда как поршень 5 предпочтительно выполнен из алюминия литьем под давлением. Фиг. 2 показывает,что втулка 13 окружена спиральной пружиной 20. Один конец пружины 20 (.фиг. 2} входит в зацепление с крючкообразным заплечиком 21 втулки, тогда как противополо|кный конец зафиксирован на цапфе 22. Последняя простирается от днища 18 поршня согласно фиг. 1 и 2 влево- и при этом взаимодействует с расположенной по внешнему периметру шайбы 19 выемкой 23 (фиг. 5). На шайбе 19 также предусмотрено отверс.тие 2k, сквозь которое проходит простирающаяся также от днища поршня цапфа 25. Таким образом,«шайба 19 застрахована от вращения относительно поршня. Спиральная пружина подвешена под напряжением к заплечику 21 таким образом, что она предрасположена вращать втулку 13 согласно фиг. 2 по часовой стрелке. Вращение втулки 13 по часовой стрелке ограничено цапфой 25, проходящей как сквозь отверстие 2А шайбы 19, так и сквозь дугообразный паз 26, выполненный во втулке. На фиг. 2 представлена зафиксированная позиция втулки 13 так, что цапфа 25 примыкает к концу паза 26 и дальнейшее направленное по часовой стрелке вращательное движение невозможно. Как показано на фиг. k, выполненная из однородного материала ступень 17 втулки 13 имеет диаметрально противоположные друг другу пазы 27. Оба относительно широкие паза проходят по одной продольной стороне прямолинейно, а по другой продольной стороне в виде распределительных кулачков 28 или 29. Пазы 27 на ступени большего диаметра переходят в радиальные прорези Ц и 15. От днища 18 поршня 5 простирается проходящая -с герметизацией по ходовому штоку 8 шей591ка 30 поршня 5 по направлению вправо (фиг, 1 и 3)« Шейка 30 поршня снабжена расположенными друг против друга радиальными прорезями 31 и 32, из которых прорезь 31 представлена на фиг. 2 на нижнем полуразрезе. Радиаяь ные прорези 31 и 32 соответствующим образом подогнаны под длину пальца 12 так что палец 12 может совершать внут 1|и прорезей 31 и 32 осевые движения относительно поршня. Шайба 19 (фиг. 5) также снабжена радиальными углублениями 33 и 3. при чем шайба 19 с помощью вышеописанного соединения с геометрическим замыканием расположена на днище 18 поршня 3 таким образом, что радиальные прорези 31 и 32 шейки поршня перекрываются радиальными прорезями 33 и 3 шайбы 19i как это предоставлено на нижнем полуразрезе согласно фиг. 2 относительно радиальных прорезей 31 и 32. Вследствие вызванного пружиной 20 вращения втулки 13 радиальные Нрорези И и 15 обычно не перекрыты радиальными прорезями 31 и 32 или 33 и З это значит, что имеет место из-; вестное угловое смещение, как это вид но по изображенному пунктиром положению прорезей 31 и 32 и по изображенному сплошными линиями положению прорезей Н и 15 (фиг. 2). Если втулка 13 согласно фиг. 2 поворачивается против часовой стрелки, то указанные прорези могут быть перекрыты таким обрезом, что палец относительно поршня может двигаться внутри радийльных прорезей. На левой стороне втулки 13 закреплена предохранительная стопорная шайба 35, например, накаткой на внутренней боковой поверхности поршня. Креп;Ление может осуществляться также обыч ным резьбовым соединением с внутренней стенкой поршня. Шайба 35 препятствует непреднамеренному отпуску или выпадению втулки 13, если палец 12 не застопорен днищем или шайбой 19, т.е. зафиксирован от продольного движения, На правом конце ходового штока 8 предусмотрена квадратная головка 36 ;(фиг, 1), в которую может быть вставлен ключ для поворачивания квадратной головки. Предпочтительно правый конец ходоаого штока перекрыт противопылевой защитой 37, которая с целью вращения ходового штока может сниматься. 5 В походном положении (автомобиля) поршень 5 и ходовой шток 8 соединены между собой с геометрическим замь1канием пальцем 12, т.е. палец вследствие примыкания к шайбе 19 застопорен против осевого относительного движения. Если из полости 3 секции 2 выпущен воздух, то пружина 6 может перемещать поршень 5 (фиг. 1) влево. Из заторможенного положения (фиг. 1) направленное вправо смещение поршйя 5 за счет подачи сжатого воздуха в полость 3 секции 2 ведет соответствующим образом к смещению ходового штока В. Когда поршень 5 после выпуска возуха из полости 3 находится (фиг. О левом рабочем положении, в котором шайба 10 выдвинута на соответствуЮ1ЧУЮ величину, должно быть обеспечено, чтобы ходовой шток 8 высвобождался также тогда, т.е. согласно фиг. 1 мог перемещаться вправо, если заполнение воздухом полости 3 по какой-либч причине возможно. Для отпуска тормоза головка 36 поворачивается против часовой стрелки. Это означает что пружина 20 натягивается,и палец 12 также совершает вращение против часовой стрелки вследствие своей позиции в прорезях I и 15. Если прорези Ш и 15 втулки 13 перекрыты радиальными прорезями 33 и З и радиальными прорезями 31 и 32 шейки 30 поршня, то силовое замыкание между поршнем и ходовымштоком устч ранено, а палец 12 может выполнять согласно фиг. 1 и 3 направленное вправо аксиальное движение внутри прорезей втулки и внутри радиальных прорезей 31 и 32 шейки поршня. Ходовой шток и соединенный с ним палец при этом за счет упругого восстанавли.вающего момента тормозных органов (фиг« 1 и 3) отодвигаются вправо назад, например, на участке в 20 мм. Таким образом, тормоз отпущен. Автоматическое создание силового замыкания между поршнем и ходовым штоком может быть осуществлено впоследствии, когда полость 3 снова заполняется воздухом. При заполнении воздухом полости 3 поршень 5 направлен вправо, причем палец 12 упирается в оба кулачка 28 и 29 (фиг. i). За счет относительного аксиального движения пальца при примыкании к распределительным кулачкам втулка 13 и тем самым шайба 19 вращаются против часовой стрелки до тех пор, пока палец снова не заскочит в обе прорези Ни 15 втулки, Если палец находится внутри радиальных прорезей, то преднапряженная пружина 20 вращает втулку 13 с пальцем 12 по часовой стрелке, пока не достигается снова з стопоренная позиция (фиг, 2), т.е. пока цапфа 25 не |1римыкает к Й)иго2| верхнему концу паза 2б. Предлагаемый цилиндр обладает более высокой ремонтопригодностью, чем ранее известные. Формула изобретения 1. Пневмопружинный тормозной цилиндр, содержащий цилиндрический корпус, в котором установлен поршень, со единенный посредством замкового устройства со штоком, соединяемым с меха низмом управления тормозом, причем поршень нагружен с одной стороны давлением рабочего агента, а с другой стороны - усилием аккумулирующей пружины, а замковое устройство выполнено в виде закрепленного на штоке элемента с радиальными выступами и установленной в шейке поршня и зафиксированной от осевого перемещения относитель но поршня ступенчатой втулки, в ступени меньшего диаметра которой выполнены диаметральные прорези под радиальные выступы,-о тличающийс ем, что, с целью упрощения ремонта, в ступени втулки большего диаметра выполнены диаметральные прорези, переходящие в прорези, образованные в ступени втулки меньшего диаметра, выполненные со спиральными кромками, в шейке поршня выполнены диаметральные прорези под радиальные выступы элемента замкового устройства, причем втулка установлена с возможностью ограниченного поворота и оборудована пружиной, нормально смещающей ее в положение, при котором диаметральные прорези -в ее ступени большего диаметра смещены относительно диаметральных прорезей, выполненных в шейке . поршня, а упомянутый элемент выполнен в форме пальца. 2. Цилиндп по п. 1, отли чающий с я тем, что замковое устройство снабжено охватывающей шток упорной шайбой с диаметральными прорезями, совпадающими с диаметральными прорезями в шейке поршня, причем упорная шайба жестко связана с поршнем и расположена между ступенью втулки большего диаметра и поршнем. 3. Цилиндр по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем,/ что ступенчатая втулка зафиксирована от осевого перемещения относительно поршня посредством стопорной шайбы, установленной на поршне со стороны действия давления рабочего агента. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Великобритании № 1А23160, кл. F 2 F, 1976 (прототип).
Авторы
Даты
1982-04-07—Публикация
1978-11-17—Подача