Ротор электрической машины Советский патент 1982 года по МПК H02K1/22 

Описание патента на изобретение SU920963A1

I

Изобретение относится к электри;ческим мсшинам и касается конструкции массивного ротора с беличьей клетей асинхронного исполнительного двухроторного или однороторного электродвигателя.

Известны асинхронные двухроторные электродвигатели с концентрично расположенными рабочим полым ротором, выполненным в виде стакана из немагнитного материала, и вспомогательным короткозамкнутым ротором, приводящим во вращение вентилятор. Вспомогательный ротор является одновременно внутренним магнитопроводом 1.

Недостатком известных вспомогательных роторов является их большая.мае-, са и значительная трудоемкость изготовления..

Наиболее близким к изобретению является ротор, выполненный в виде сплошного нешихтованного тела из магнитопроводящего материала, несущего короткозамкнутую обмотку. Обмотка выполнена из электропроводящего материала, заполняющего аксиальные пазы в те,ле ротора, а также кольцевые канавки, соединяющие пазЫ. Кроме того,, имеется вентилятор и подшипниковые опоры 2.

Недостатком данного ротора является большая масса и невысокая надежность вследствие того, что пазы выполняются по технологическим сообра10жениям преимущественно открытыми, и центробежные силы, действующие на стержни обмотки, выталкивают их .из пазов.

Цель изобретения - уменьшение мас15сы массивного короткозамкнутого ротора при уменьшении трудоемкости его изготовления и повышение надежности.

Поставленная цель достигается за счет того, что в магнитопроводящем

20 сердечнике в донной части аксиальных пазов расположены радиальные сквозные отверстия, а подшипниковые опоры выполнены из материала короткозамкну392той обмотки и механически связаны с короткозамыкающими кольцами и через сквозные отверстия - со стержнями обмотки. На фиг. 1 изображена магнитопроводящая часть ротора, разрез; на фиг. 2 - ротор, поперечный разрез;, на фиг. 3 - ротор, продольный разрез Монолитный полый магнитопроводящий цилиндр 1 имеет аксиальные пазы 2, в донной части которых, выполне ны,сквозные отверстия 3, при этом толщина ярма определена по формуле /2 т12р/ш/15 Немагнитная ступица 5 имеет подг шипниковые опоры 6., вентиляционнь(е лопатки 7 и внутренний вентиляционный канал 8. Короткозамкнутая обмот9 механически.связана со ступика 9 механически.связана со ступицей 5. Ступица 5, подшипниковые опоры 6, вентиляционные лопатки 7 и обмотка 9 выполняются одновременно путём заливки во внутреннюю полость ци линдра 1 токопроводящего материала, например, алюминия, причем в пазы 2 алюминий проникает как через их торцовые части , так и через отверстия 3 Массивный ротор предложенной конструкции работает следующим образом. При подаче напряжения на обмотки статора в воздушном зазоре электродвигателя появляется электромагнитное поле и ротор начинает вращаться а счет наводимых в стержнях короткозамкнутой обмотки 9 и в монолитном цилиндре 1 вихревых токов. При этом, поскольку по мере проникновени в металл поток энергии быстро убывает, то при толщине ярма А, равной U 7/2 12р/UU,S, магнитный поток полностью замыкается по цилиндру 1 и не достигает ступицы 5- Таким образом, предложенный potop ведет себя как обычьный массивный ротор с торцовыми концами и при его вращении вентиляционные лопатки 7 обеспечивают интенсивное охлаждение всех греющихся деталей. Достоинством предлагаемого массив ного короткозамкнутого ротора является уменьшение его массы, поскольку материал ступицы имеет малый удельны .вес, а толщина ярма ферромагнитной части выполняется минимально возможной по технологическим соображениям из условия. Это приводит и к уменьшению трудоемкости изготовления ротора, поскольку внутренний вентиляционный канал и подшипниковые опоры изготавливаются литьем и отпадает необходимость трудоемкой механической обработки внутренней полости poTojba, так как ферромагнитная часть изготавливается из заготовки в виде трубы. Наличие сквознь1Х отверстий в дне пазов позволяет качественно заливать ротор независимо от его длины и повысить надежность массивного ротора за счет увеличения механической прочности стержней обмотки, чтр позволяет их эксплуатировать в высокооборотных машинах при открытых пазах, выполнение которых наиболее удобно технологически. При этом Наличие механимескои связи ступицы с короткозамыкающими торцовыми кольцами повышает надежность последних. Количество сквозных отверстий на один паз выбирается исходя из длины ротора. Кроме того, в предлагаемой конструкции обеспечивается минимальное биение внешней поверхности ротора относительно подшипниковых опор без ее дополнительной механической обработки, отсутствие которой обеспечивает равномерность толщины ма(- нитопроводящей части. Индуктивное сопротивление ротора понижается за счет торцовых частей внутренней ступицы и, тем самым, у электродвигателя с таким ротором повышается коэффициент мощности и коэффициент полезного действия. В случае использования предлагаемого ротора в обычных однороторных электрических машинах его конструкция остается аналогичной описанной, при этом необходимость выполнения подшипниковых опор на внутренней ступице отпадает. В результате перечисленных качеств предлагаемый массивный ротор экономичнее известных и имеет расширенную область применения. Формула изобретения Ротор электрической машины, содержащий полый .магнитопроводящий сердечник с аксиальными пазами на наружной поверхности, короткозамкнутую обмотку, расположенную в упомянутых пазах, подшипниковые опоры и вентилятор, отличающийся тем, что, с целью уменьшения массы и трудоемкости изготовления и повышения налех ности, в магнитопроводящем сер дечнике в донной части аксиальных пазов расположены радиальные сквозные отверстия , а подшипниковые Ьпоры выполнены из материала короткозамкнутой обмотки и механически связаны с 92 36 короткозамыкающими кольцами и через сквозные отверстия - со стержнями обмотки. Источники информации,, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № , кл. Н 02 К 17/02, 1970. 2.Патент Beликoбpиtaнии № U27818, кл. Н 2 А, 1976.

фцгЗ . 7

Похожие патенты SU920963A1

название год авторы номер документа
Асинхронный двухроторный электродвигатель 1979
  • Бочкарев Игорь Викторович
  • Филатов Михаил Николаевич
SU875546A1
ДЕЗИНТЕГРАТОР 2015
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Ладенко Николай Васильевич
  • Нечесов Владимир Евгеньевич
  • Спичак Вера Сергеевна
  • Пономарев Петр Юрьевич
  • Попов Максим Сергеевич
  • Ладенко Александр Васильевич
RU2583676C1
Ротор асинхронной машины 1982
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Горягин Владимир Федорович
SU1040567A1
КОРОТКОЗАМКНУТЫЙ РОТОР С ОПОРНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ 2020
  • Бауэр, Кристиан
  • Брандль, Конрад
  • Клепциг, Маркус
  • Шляйхер, Клаус
RU2802343C1
Асинхронная торцовая электрическая машина 1989
  • Забора Игорь Георгиевич
  • Игнатов Виктор Александрович
  • Ставинский Андрей Андреевич
  • Сибирева Екатерина Львовна
  • Филиппов Анатолий Иванович
SU1642551A1
АСИНХРОННЫЙ ТОРЦЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1998
  • Хатунов Ю.М.
  • Мамедов А.Ф.
  • Вильданов Камиль Якубович И Забора Игорь Михайлович
RU2125759C1
Асинхронный двигатель с внешним ротором 1990
  • Митин Василий Васильевич
  • Кожевников Владимир Арсеньевич
  • Уткин Михаил Федорович
  • Макаров Лев Николаевич
SU1711289A1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КРИОГЕННЫЙ КОМПРЕССОР 1992
  • Королев Э.Г.
  • Верещагин М.П.
  • Дандюк Д.А.
RU2034999C1
Электрическая машина переменного тока 1987
  • Заруднев Юрий Никифорович
  • Заруднева Людмила Николаевна
  • Зленко Ефим Федорович
SU1525811A1
ДВИГАТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ 2012
  • Забора Игорь Георгиевич
  • Вильданов Камиль Якубович
  • Берёзкина Наталья Владимировна
  • Сибирёва Екатерина Львовна
  • Трутко Дмитрий Иванович
RU2487454C1

Иллюстрации к изобретению SU 920 963 A1

Реферат патента 1982 года Ротор электрической машины

Формула изобретения SU 920 963 A1

SU 920 963 A1

Авторы

Бочкарев Игорь Викторович

Осипян Александр Анушаванович

Даты

1982-04-15Публикация

1980-03-18Подача