Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для иммобилизации нижних конечностей при переломах.
Известна транспортная шина, которая содержит последовательно соединенные ложементы таза, бедра и голени, расположенные под углом друг к другу, подстопник и элементы крепления. .Причем ложемент таза выполнен в виде тазодержателя каплевидной формы 1.
Однако эта шина из-за отсутствия постоянных точек опоры не создает дистракцин отломков, что ведет к ретракции мышц с последующим вторичным смещением отломков, нередко сопровождающимся повреждением сосудисто-нервного пучка. При сильном натяжении тазодержателя каплевидной формы к туловищу и бедру ремнями затрудняется акт дыхания, возможно сдавление сосудисто-нервного пучка бедра.
При переломах бедра особенно в верхней трети необходимо отводить KOHe4HOCTbj что не предусмотрено в указанной шине.
Цель изобретения - предупреждение ретракции мышц, вторичного Ьмещения отломков, а также предупреждение сдавливания сосудисто-нервного пучка при иммобилизации нижней конечности.
Цель достигается тем, что в транспортной шине лол емент таза выполнен в виде разъемных плавок с дуга1ми и резьбовыми штангами, ложементы бедра и голени вы5 полнеиы в виде тутора, который снабжен по краям скобами с отверстиями, а подстопник выполнен в виде сапол ка, имеющего стержни, причем одна из скоб тутора соединена с резьбовыми штангами, а другая - с стержнями.
На фиг. 1 изображена транспортная шина, вид спереди; на фиг. 2 - ложемент таза, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - тутор, вид сбоку; на 15 фиг. 5 - подстопник, вид сбоку; на фиг. 6 - скоба.
Шина состоит из последовательно соединенных ложемента таза, выполненного в виде тазового пояса, лол емента бедра и голени в виде тутора, подстопника в виде сапож ка.
Корпус 1 тазового пояса в виде разъемных плавок состоит из передних и задних половин, которые соединены в промелс25 ностной части шарниром 2 и имеют соответствующие отверстия 3 для выполнения физиологических отправлений. На стороне предполагаемой фиксируемой конечности крылья 4 пояса соединены с корпусом 1. 30 шарниром 2. По бокам тазового
пояса имеются по два ремешка 5. Дуга 6 тазового пояса имеет элипсоидную форму. К нижнему краю крыльев 4 пояса жестко прикреплены две штанги 7 с резьбой на всем протяжении, а третья резьбовая штанга 7 на промежностной части тазового пояса фиксирована шарнирно на оси 8. На штангах 7 имеются две гайки 9, которые располагаются выше и ниже металлических скоб 10 с отверстиями И для штанг 7. Скобы 10 снабжены осями 12, фиксаторами 13 и размеш,еиы на верхнем и нижнем краях тутора.
Тутор состоит из двух половин 14, соединенных шарниром 2 по задней поверхности, а по передней поверхности имеются четыре фиксирующих ремешка 5.
Форма тутора конусообразная и в средней трети смоделирована по контуру колейного сустава. На этом же уровне образован прогиб под углом 5-10°. Сапожок состоит нз двух смоделированных по нижней трети голени и стопы половин 15, соединенных шарниром 2 по задней поверхности голениш;а, ось которого соответствует оси тутора. На подошвенной тыльной поверхности и нижней трети голени имеются фиксирующие ремешки 5. К верхнему краю сапожка жестко фиксированы три стержня 16 с гайками 17 для крепления в металлических скобах 10 нижнего края тутора. .
Шину используют следующим образом.
Соединение шарниром 2 крыльев 4 пояса и промежностной части способствует быстрому и удобному наложению шины на больного. Штанга 7 промежностной части выполнена с шарниром на оси 8 для регулирования отведения и приведения поврежденной конечности. Металлические скобы 10 снабжены осями 12 и фиксатором 13 для быстрого крепления тазового пояса и сапожка к тутору. С помощью гаек 9 создается умеренная дистракция. Ремешки 5 служат для крепления шины на больном.
Транспортная шина для нижних конечностей предназначена для иммобилизации повреждений тазобедренного сустава, бедра, коленного сустава, голени, голеностопного сустава и стопы. При переломах элементов голеностопного сустава и стопы достаточна фиксация сапожком. При переломах голени применяют тутор в сочетании с сапожком. При этом с помощью стержней 16 соединяют тутор с сапожком и, разводя обе половины 14 тутора и сапожка 15, укладь:вают поврежденную конечность.. С помощью ремешков конечность плотно фиксируется и производится умеренная дистракция гайками 9. При этом точкой опоры служит коленный сустав и стопа.
При повреждени1ях ко(ленного сустава, бедра, тазобедренного сустава применяют полный комплекс. Сначала одевают тазовый пояс, затем соединяют тутор с сапожком и в разведенном положении накладывают на больного. Штанги 7 фиксируют в. верхних металлических скобах 10 тутора, затем производят фиксацию ремешками 5. В последующем создается умеренная дистракция, а при переломах проксимального отдела бедра конечность отводится. После этого больной готов к длительной транспортировке. Поворачивая тазовый пояс на 180°, можно использовать его для левой и
правой конечностей.
Шина может быть изготовлена из алюминиевой пластины толщиной 1,4 мм, по внутренней поверхности покрыта клеенкой. Толщина штанг 8 мм, резьба Ml,25. Рентгенологические исследования можно производить, не снимая шины с больного.
Плотно по телу подогнанная шина с четкими точками опоры на каждом сегменте конечности, позволяющая производить дистракцию каждого сегмента отдельно с предупреждением ретракции мышц и вторичных осложнений (вторичные смещения отломков, повреждения сосудисто-нервного пучка), обеспечивает надежную иммобилизацию при длительной транспортировке.
Нижний край тазового пояса имеет эллипсоидную форму и находится при наложении выще пупартовой связки, что предупреждает сдавление сосудисто-нервного
пучка, и при этом не нарушается кровоснабжение конечности. Это особенно важно в зимних условиях при длительной транспортировке.
Штанга, установленная в промежностной части тазового пояса, выполненная с шарниром, позвол1яет регулировать отведение конечности, что особенно важно при переломах проксимального отдела бедра.
Формула изобретения
Транспортная шина, содерл ;ащая последовательно соединенные ложементы таза,
бедра и голени, расположенные под углом друг к другу, подстопник и элементы крепления, отличающаяся тем, что, с целью предупреждения ретракции мышц, вторичного смещения отломков, а также преду-.
преждения сдавливания сосудисто-нервного пучка при иммобилизации нижней конечности, ложемент таза выполнен в виде разъемных плавок с дугами и резьбовыми штангами, ложементы бедра и голени выполнены в виде тутора, который снабжен по краям скобами с отверстиями, а подстопник выполнен в виде сапожка, имеющего стержни, причем одна из скоб тутора, соединена с резьбовыми щтангами, а другая - с стержнями.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 584861, кл. А 61 F 5/04, 1976.
iMTTT,;
Фа 2.5
fD Фиг4
iS
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортная шина для нижней конечности | 1990 |
|
SU1724218A1 |
СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) И ШИНА ДЛЯ ДИСТРАКЦИОННО-КОМПРЕССИОННОГО ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ ДЛИННЫХ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА | 2005 |
|
RU2304944C2 |
Транспортная шина для нижней конечности | 1984 |
|
SU1237206A1 |
ТРАНСПОРТНО-ЛЕЧЕБНАЯ ШИНА | 2011 |
|
RU2480184C2 |
Устройство для репозиции костных фрагментов костей голени при внеочаговом остеосинтезе | 2023 |
|
RU2800712C1 |
ТРАНСПОРТНО-ЛЕЧЕБНАЯ ШИНА | 1998 |
|
RU2142760C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ВНЕОЧАГОВОГО МИНИИНВАЗИВНОГО ОСТЕОСИНТЕЗА ПЕРЕЛОМОВ КОСТЕЙ ГОЛЕНИ | 1999 |
|
RU2200499C2 |
Транспортная шина для нижней конечности | 1983 |
|
SU1147392A1 |
ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ПРИСТАВКА К ХИРУРГИЧЕСКОМУ СТОЛУ ЦАРЕВА (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2535282C2 |
ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО | 1995 |
|
RU2093115C1 |
Авторы
Даты
1982-05-07—Публикация
1980-04-22—Подача