Транспортно-лечебная шина относится к медицинской технике и предназначена для транспортной иммобилизации частей тела за короткое время, а также для лечения повреждений костного скелета: грудной клетки, разных отделов позвоночника, костей таза и сегментов нижних конечностей и для экстренной остановки кровотечения.
Известно устройство для фиксации и растяжения позвоночника, патент РФ №2089140, МПК A61F 5/04, А61Н 1/02 от 10.09.1997 г., содержащее крепежные элементы двух взаимоподвижных шарнирно соединенных платформ относительно средней трети платформы по направляющим ложам с возможностью блокирования с помощью ходового винта с правой и левой резьбами, которые установлены на неподвижном основании. Вытяжение позвоночника достигается за счет наклона верхних стоек под действием массы тела. Устройство не может быть применено для перевозки пострадавших с переломами различных отделов позвоночника, костей таза, сегментов нижней конечностей и с кровотечениями, т.к. оно не транспортабельно, не обеспечивает фиксацию и вытяжение сегментов нижней конечности и остановку кровотечений из ран.
Наиболее близким к заявленному устройству по разделу позвоночника является устройство для иммобилизации и вытяжения шейного отдела позвоночника US 2005245854 от 3.11.2005. Это устройство состоит из ложемента для спины и элементов крепления к грудной клетке и поясу, а также из удлиняющей стойки для шейного отдела позвоночника и фиксатора головы для затылочно-теменных областей. Главными недостатками этого устройства являются невозможность фиксации и вытяжения грудного, поясничного отделов позвоночника и сегментов нижних конечностей, тем более исключена фиксация костей таза.
Известны транспортные шины, близкие по предназначению к заявляемому устройству по разделу фиксации сегментов нижней конечности, например, патент РФ №2051649 МПК A61F 5/04 от 10.01.1996 г., иммобилизационная шина Дитерихса, транспортная шина для нижней конечности, патент №1785435, МПК A61F 5/04 от 30.12.1992 г., а также транспортные вакуумные шины ДИЛМЕД для конечностей. Однако все эти шины служат только для транспортной иммобилизации на короткое время и не обеспечивают вытяжение сегментов в местах переломов и не позволяют осуществить остановку кровотечения. Кроме того, эти шины не позволяют извлекать пострадавших из вертикальных шахт, ущелий и спускать их с высотных зданий при чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение, военные действия и др.).
Известно устройство для иммобилизации и вытяжения сегмента голени по патенту № US 2005065458, которое содержит три задние раздвижные шины и передние накладные две шины с отверстиями и элементы крепления (ремни на липучках). Однако эти шины не обеспечивают дозированного вытяжения сегмента конечности, содержат чрезвычайно много мелких элементов крепления, что требует много времени при наложении, к тому же исключается их применение при множественных переломах опорно-двигательного аппарата, т.к. они предусмотрены только для голени.
Наиболее близким к заявленному устройству является транспортная шина-носилки, содержащая продольные брусья с рукоятками, полотно, армированное пластинами, ложемент для ног с ремнями, подмышечные ремни и ремни для стоп, подвижный ложемент с бандажом для головы, плечевые упоры и упоры для стоп, механизмы вытяжения выполнены в виде винтовой пары с рукояткой и указателем усилия вытяжения, причем упоры для стоп свободно установлены на винте винтовой пары и подпружинены со стороны гайки винтовой пары, а ложементы для головы и ног и плечевые упоры снабжены фиксаторами (ав. свид. СССР №1323102, 1987 г.).
Недостатками транспортной шины-носилок являются длительность и трудоемкость фиксации и настраивания механизма вытяжения, а также создание дополнительного травматического давления ремнями на теле пострадавшего, отсутствие возможности остановки кровотечений. Конструкция этого устройства предусматривает обеспечение дозированного вытяжения позвоночника и нижних конечностей и не обеспечивает возможность фиксации и репозиции костей таза, а также возможность воздействия на отдельно взятый сегмент различных частей тела пострадавшего.
Задачей настоящего изобретения является создание транспортной лечебно-иммобилизационной шины для различных частей тела пострадавшего, при этом обеспечение вытяжения всех отделов позвоночника, репозиции переломов, остановки кровотечений и профилактика травматического шока.
Поставленная задача достигается тем, что предлагаемое устройство содержит ложементы для головы, грудного и тазового отдела, выполненные по внешнему контуру тела человека, при этом ложементы грудного и тазового отделов снабжены направляющими втулками с фиксаторами, в которых установлены раздвижные ползуны с циркуляционными канавками, соединяющие грудной и тазовый ложементы, в направляющей втулке грудного ложемента подвижно установлен раздвижной ползун, на верхнем конце которого на осевом шарнире установлен ложемент для головы с возможностью движения в сагиттальной плоскости, в направляющие втулки тазового ложемента установлены четыре раздвижные ползуна для нижних конечностей, которые проходят через муфты, установленные в полуэллипсовых опорах для коленного сустава, на дистальных концах которых подвижно установлены платформы для стоп с задником и боковыми краями с возможностью фиксации, при этом ложементы снабжены скобообразными ручками, на которых закреплены фиксирующие ремни с пневмотампонами. Фиксирующие ремни с пневмотампонами также подвижно установлены на раздвижных ползунах, соединяющих грудной и тазовый ложементы, на раздвижных ползунах для нижних конечностей и на платформах для стоп в области сгиба голеностопного сустава. На переднем нижнем крае тазового ложемента установлен валик-фиксатор, кроме того, устройство снабжено П-образной скобой, блокирующей опоры в области коленных суставов при повреждении сегментов обеих нижних конечностей.
Наличие раздвижных ползунов, установленных в направляющих втулках на задних поверхностях ложементов, позволяет регулировать расстояние между ложементами и тем самым осуществить дозированное вытяжения всех отделов позвоночника за счет их удлинения. Скобообразные ручки, неподвижно установленные по бокам ложементов, обеспечивают возможность использовать устройство как носилки. Пневмотампоны служат для гемостаза при наличии кровоточащих ран, а также для фиксации сегментов конечностей при необходимости их вытяжения.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на:
Фиг.1 представлен вид устройства сзади (без ползунов для нижних конечностей);
Фиг.2. - вид устройства спереди (без головного ложемента);
Фиг.3 - вид тазового ложемента спереди.
Шина состоит из ложемента 1 для грудного отдела (позвоночника) туловища и ложемента 2 - для тазового (поясничного) отдела, выполненных по внешним контурам тела человека из легкого материала, например из ардомида или алюминия. На задней поверхности грудного ложемента 1 неподвижно закреплены направляющие втулки 3 с фиксаторами 4. В направляющие втулки 3 установлены раздвижные ползуны 5, соединяющие ложементы 1, 2. Концы ползунов выполнены в виде циркулярных канавок 6. Раздвижные ползуны подвижно установлены в направляющих втулках 3, стопор их осуществляют подпружиненные фиксаторы 4. На гладкой части ползунов установлены фиксирующие ремни 7 с передвижными пневмотампонами 8. В углублении грудного ложемента 1 сзади его неподвижно установлена направляющая втулка 3, в ней подвижно установлен ползун 9, а на его верхнем конце на осевом шарнире 10, установлен ложемент для головы 11, выполненный по контуру затылочной части головы, с фиксирующим голову наподобие «диадемы» фиксирующим ремнем 7. На фиксирующем ремне «диадеме» установлен подвижно пневмотампон 8, который выполнен по патенту РФ №2406456, представляющий собой пневматическую камеру из эластичного материала, выполненную в форме диска и составляющую единое целое с плотным, плоским эластичным кольцом по периметру, и зафиксированную в ложе пряжки за эластичное кольцо, на пряжке расположен клапан, связанный с пневматической камерой. Пряжка для крепления пневмотампона может быть установлена на ремне подвижно и снабжена средством для фиксации. Пневмотампон обеспечивает остановку кровотечения и изоляцию локализованных травмированных участков тела с нарушением анатомической целости и структуры тканей с обнажением подлежащих структур от внешней среды на длительный промежуток времени, без нарушения кровообращения в сегментах конечностей и туловища.
По боковым краям ложементов 1, 2 установлены скобообразные ручки 12, на которых подвижно закреплены фиксаторы 13 для фиксирующих ремней 7.
На передненижнем краю тазового ложемента 2 перпендикулярно к его плоскости установлен на резьбе валик-фиксатор 14 с мягкой поверхностью и с металлическим сердечником 15, для фиксации таза в области промежности.
На задней нижней поверхности тазового ложемента 2 установлены четыре направляющие втулки 3. Для их фиксации на шлицах установлен винт 16, при ослаблении которого возможно осуществлять движения на шлицах только в одной плоскости (приведение и отведение ног до 30°). В направляющие втулки тазового ложемента 2 установлены четыре раздвижных ползуна 17, которые проходят через муфты 18, установленные в подколенных опорах 19. Верхние края последних выполнены «Т» образно и покрыты мягким материалом 20. Подколенные опоры при повреждениях сегментов обеих нижних конечностей блокируют «П»-образной скобой 21. Раздвижные ползуны 17 для сегментов нижней конечности (бедер, голени, стоп) снабжены ремнями велкро 26, пневмотампонами 8. На дистальных концах раздвижных ползунов 17 в муфтах 22 установлены платформы для стоп. Платформы 23 сзади выполнены в виде задника 24 для пяточного отдела стопы, а передний отдел стопы в области голеностопных сгибов для его фиксации снабжен пневмотампонами 8. Необходимое положение платформы 23 для стопы достигается сдвигом ее по раздвижным ползунам 17 вверх и вниз с последующей фиксацией винтами 25.
Разработанное нами устройство в зависимости от локализации повреждения применяется по частям или полностью при сочетании переломов позвоночника и сегментов нижних конечностей.
Использование шины заключается в следующем.
В зависимости от роста пострадавшего (стоящего или лежащего) устанавливают примерное расстояние между затылком и тазом, и затылком и пятками, в зависимости от повреждения головы, шеи, грудного и поясничного отделов или нижней конечности, при помощи ложементов 1 и 2, и ложемента для головы 11 выставляют необходимое положение. За счет раздвижных ползунов 17 выставляют длину нижних конечностей в направляющих втулках 3, в муфтах 18 со стопорными винтами 25 для подколенных опор 20, и платформ 23 для стоп. Для этого используют фиксаторы, при нажатии на ручку они расклинивают раздвижные ползуны 5, 17. Затем выбранную по росту длину шины фиксируют при помощи винтов 16 на шлицах тазового ложемента, а также стопорными винтами 25 на ползуне 17 для платформы стоп 23. Пострадавшего укладывают спиной на шину на грудной и тазовый ложементы 1, 2 и на опору для головы 11, выставив удобное положение для головы за счет раздвижного ползуна 9 и шарнира 10. После этого голову, грудь, таз и нижние конечности фиксируют ремнями 7. Быстроту фиксации обеспечивает специальное устройство в виде изогнутой пружинистой крючкообразной пластины 13 на концах ремней, («Скрепляющее устройство», решение о выдаче патента от 13.11.2010 по заявке №2010117982), которое легко пристегивается к раздвижным ползунам 5 и 17. При наличии кровоточащих ран на голове, груди, животе, тазе, нижних конечностях, на проекцию ран по фиксирующим ремням 7 подводят пневмотампоны 8 (патент РФ №2406456) для надежной остановки кровотечения, а ремни легко фиксируют на застежки велкро 26. Положение таза фиксируют в области промежности при помощи валика-фиксатора 14. После окончательной фиксации головы, различных частей всего опорно-двигательного аппарата пострадавшего укладывают горизонтально. Ручки 13 используют для подъема пострадавших при извлечении вертикально из узких колодцев, шахт, ущелий вручную или зацепив крюки за них, или применяют различные подъемные механизмы. Далее приступают к репозициям переломов за счет вытяжения. Для этого используют раздвижные ползуны 9, 5 и 17 по направляющим втулкам 3, осуществляют ручное вытяжение позвоночника или сегментов нижней конечности, и затем достигнутое положение костных фрагментов стабилизируют фиксаторами 4 и 16, и 25. Благодаря выше описанным последовательным действиям обеспечивается профилактика травматического шока и резко снижаются смертельные исходы даже при множественных и сочетанных повреждениях при ДДП, землетрясении, военных действиях и при других чрезвычайных ситуациях.
При изолированных повреждениях шейного отдела позвоночника на грудную клетку сзади накладывают ложемент 1 с фиксирующими ремнями 7. Голову затылком укладывают на ложемент для головы 11. Голову в удобном положении фиксируют в области лба фиксирующим ремнем «диадемой» 7. Умеренное вытяжение шейного отдела осуществляют выдвижением раздвижного ползуна 9 вместе с головой из направляющей втулки 3, нажимая на фиксатор 4. При наличии раны на голову прикладывают стерильную салфетку и к этому месту подводят пневмотампон 8 и его наполняют воздухом до остановки кровотечения.
При повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника и костей таза применяют грудной и тазовый ложементы 1, 2 с раздвижными ползунами 5. Пострадавшего укладывают на ложементы, установленные под грудную клетку и таз. Затем осуществляют вытяжение за нижние конечности, отжав фиксаторы 4 в направляющих втулках 3 на ложементах 1 и 2. Достигнутое положение закрепляют также фиксаторами 4. Затем валик-фиксатор 14 устанавливают в области промежности, вкручивая резьбовой сердечник 15 в тазовый ложемент 2. При наличии кровоточащих ран на туловище фиксирующие ремни 7 снабжают пневмотампоном 8, подводят его к ране закрытой стерильной салфеткой и наполняют воздухом до полной остановки кровотечения. В случаях закрытого повреждения таких органов, как печень, селезенка, брюшная часть аорты, пневмотампон устанавливают у реберной дуги или эпигастральной области соответственно и наполняют воздухом камеру тампона.
При переломах костей таза, во избежание дальнейших смещений и повреждений внутритазовых органов костными отломками, после установления валика-фиксатора 14 в области промежности таз, фиксируют ремнем 7, снабженным велкро 26 и пневмотампоном 8. Последний заполняют воздухом в зависимости от наличия ран или в той области, где необходимо осуществить репозицию костей таза.
При переломах бедренной кости таз фиксируют вышеописанным образом. Раздвижные ползуны 17 устанавливают по длине бедра только на поврежденной стороне, по направляющим втулкам 3 их смещают кверху при необходимости к поясничной области, но не выходят за тазовый ложемент 2 и фиксируют винтом 16. Отведение от средней линии или приведение конечности осуществляют также за счет винта 16 на шлице. Коленный сустав укладывают на подколенную опору 19, затем по переднему верхнему краю подколенника накладывают фиксирующий ремень 7 с пневмотампоном 8. Отпускают по резьбе винты 25, стопу укладывают на платформу 23, пяткой к заднику 24. В области сгиба голеностопного сустава стопу фиксируют вторым пневмотампоном 8. После этого осуществляют вытяжение бедра книзу вручную, сместив опору 19 для коленного сустава. Затем пневмотампоны в области коленного сустава и на сгибе стопы умеренно наполняют воздухом и затягивают винты 25.
При переломах обеих бедренных костей по описанному выше принципу осуществляют репозиции на обеих конечностях, а подколенные опоры 19 для коленных суставов фиксируют между собой скобой 21.
При переломах костей голени пострадавшего укладывают также как при переломе бедренной кости, но для осуществления вытяжения голени ремень с пневмотампоном накладывают, в зависимости от уровня перелома - в области коленного сустава или ниже него. Вытяжение осуществляют, отпустив винт 25 фиксирующий платформу стопы 23. Затем достигнутое положение голени поле вытяжения фиксируют пневмотампоном 8 и винтом 25. При наличии кровоточащих ран от открытого перелома на бедре или голени, стопы тампонируют дополнительными пневмотампонами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНО-ЛЕЧЕБНАЯ ШИНА ДЛЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ | 2013 |
|
RU2534232C1 |
Противошоковый пневматический фиксирующий костюм и дистракционная шина | 1989 |
|
SU1650128A1 |
МЕДИЦИНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА ДЛЯ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА | 2012 |
|
RU2491039C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТЕОХОНДРОЗА ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2113829C1 |
Устройство для механотерапии позвоночника | 2015 |
|
RU2612842C1 |
Иммобилизационный комплекс для пациентов с политравмой грудного, пояснично-крестцового отдела позвоночника, тазовой области и нижних конечностей | 2021 |
|
RU2803073C2 |
Носилки | 1990 |
|
SU1776398A1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ БОЛЬНЫХ С СОЧЕТАННОЙ И ПОЛИТРАВМОЙ ЦДН | 2016 |
|
RU2667235C2 |
Устройство для закрытой репозиции костных фрагментов при переломах в голеностопном суставе | 1986 |
|
SU1409251A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ШОКА ПРИ ПОЛИТРАВМЕ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ | 2009 |
|
RU2400128C1 |
Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для транспортировки пострадавших и иммобилизации травмированных частей тела за короткое время, а также для лечения повреждений костного скелета: грудной клетки, разных отделов позвоночника, костей таза и сегментов нижних конечностей и для экстренной остановки кровотечения. Транспортно-лечебная шина для опорно-двигательного аппарата, содержащая ложементы для головы, грудного и тазового отделов позвоночника, опоры для сегментов нижних конечностей, раздвижные ползуны, фиксирующие ремни. Ложементы выполнены по внешнему контуру тела человека. Ложементы грудного и тазового отделов снабжены направляющими втулками с фиксаторами, в которых установлены раздвижные ползуны с циркуляционными канавками, соединяющие грудной и тазовый ложементы. В направляющей втулке грудного ложемента подвижно установлен раздвижной ползун, на верхнем конце которого на осевом шарнире установлен ложемент для головы с возможностью движения в сагиттальной плоскости. В направляющие втулки тазового ложемента установлены четыре раздвижных ползуна для нижних конечностей, которые проходят через муфты, установленные в полуэллипсовых опорах для коленного сустава, на дистальных концах которых подвижно установлены платформы для стоп с задником и боковыми краями с возможностью фиксации. Ложементы снабжены скобообразными ручками, на которых закреплены фиксирующие ремни с пневмотампонами, последние также подвижно установлены на раздвижных ползунах, соединяющих грудной и тазовый ложементы, раздвижных ползунах для нижних конечностей и на платформах для стоп в области сгиба голеностопного сустава. Транспортно-лечебная шина обеспечивает иммобилизацию различных частей тела пострадавшего, с возможностью вытяжения всех отделов позвоночника, репозиции переломов, остановки кровотечений, а также снижает риск травматического шока. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Транспортно-лечебная шина для опорно-двигательного аппарата, содержащая ложементы для головы, грудного и тазового отделов позвоночника, опоры для сегментов нижних конечностей, раздвижные ползуны, фиксирующие ремни, отличающаяся тем, что ложементы выполнены по внешнему контуру тела человека, при этом ложементы грудного и тазового отделов снабжены направляющими втулками с фиксаторами, в которых установлены раздвижные ползуны с циркуляционными канавками, соединяющие грудной и тазовый ложементы, в направляющей втулке грудного ложемента подвижно установлен раздвижной ползун, на верхнем конце которого на осевом шарнире установлен ложемент для головы с возможностью движения в сагиттальной плоскости, в направляющие втулки тазового ложемента установлены четыре раздвижных ползуна для нижних конечностей, которые проходят через муфты, установленные в полуэллипсовых опорах для коленного сустава, на дистальных концах которых подвижно установлены платформы для стоп с задником и боковыми краями с возможностью фиксации, при этом ложементы снабжены скобообразными ручками, на которых закреплены фиксирующие ремни с пневмотампонами, последние также подвижно установлены на раздвижных ползунах, соединяющих грудной и тазовый ложементы, раздвижных ползунах для нижних конечностей и на платформах для стоп в области сгиба голеностопного сустава.
2. Транспортно-лечебная шина для опорно-двигательного аппарата по п.1, отличающаяся тем, что на переднем нижнем крае тазового ложемента установлен валик-фиксатор для фиксации таза в области промежности.
3. Транспортно-лечебная шина для опорно-двигательного аппарата по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что она снабжена П-образной скобой, блокирующей опоры для коленных суставов при повреждении сегментов обеих нижних конечностей.
Транспортная шина-носилки | 1986 |
|
SU1323102A1 |
Устройство для непрерывного отжига кабельных жил | 1941 |
|
SU62012A1 |
Транспортная шина сиваша к.м. и а.и.казьмина | 1976 |
|
SU584861A1 |
0 |
|
SU161461A1 | |
US 4776327 A, 11.10.1988 | |||
CN 200987721 Y, 12.12.2007 | |||
CN 201379682 Y, 13.01.2010 | |||
CN 201200591 Y, 04.03.2009. |
Авторы
Даты
2013-04-27—Публикация
2011-04-20—Подача