Транспортная шина для нижней конечности Советский патент 1992 года по МПК A61F5/04 

Описание патента на изобретение SU1724218A1

317

Изобретение относится к медицине, конкретнее к травматологии, и может быть использовано для транспортной иммобилизации нижних конечностей, в основном - при переломах бедра. Целью изобретения является повышение надежности иммобилизации конечности при многорскольчатых переломах бедра за счет обеспечения жесткой фиксации конечности по всей длине„

На фиг„ 1 изображена транспортная шина в положении при иммобилизации нижней конечности, общий вид; на фиг. 2 - основание шины, вид сбоку; на фиг. 3 - вид А на фиг„ 2; на фиго 4 - узел I на фиг„ 2; на фиг„5 - вид Б на фиг„ 4; на фиг. 6 - фиксатор коленного сустава в аксонометрической проекции; на фиг,, 7 - корсет в развернутом положении; на фиг 8 - разрез В-В на фиг„ 7; на фиг. 9 - схема воздействия на иммобилизуемую конечность при ее вытяжении„

Транспортная шина содержит основа- ние, состоящее из неподвижной 1 и подвижной 2 планок, выполненных из дерева и соединенных между собой с возможностью взаимного продольного . перемещения посредством двух охваты- ваюших их обойм З

На подвижной планке 2 установлен с возможностью продольного перемещения фиксатор 4 коленного сустава в согнутом положении конечности и шар- нирно соединенный с планкой 2 под- стопник 5 о Шина снабжена устройством для фиксации голени, бедра и таза, выполненным в виде охватывающего их по всему периметру, кроме нижней части голени, тканевого корсета 6, армированного продольными плоскими Планками 7 из гибкого и упругого териала (например, из пластмассы или листового металла)о Корсет 6 соединен с неподвижной планкой 1 основания по средством накладного кармана 8с упором планки 1 и его проксимальный то-, рец. Карман 8 помещен на охватывающий таз проксимальной- части 9 корсета, которая выполнена с возможностью фиксации области таза, поясницы и грудной клеткис В местах соприкосновения корсета 6 с боковыми поверхностями конечности в зоне тазобедренного и коленного суставов для возможности сгибания корсета вместе с ногой пациента армирующие планки 7 разделены пб длине на отрезки 10 со свободными

21

Q

0 .

5 0

Q

5

50

8

промежутками 11 на корсете между ними. В то же время не разделенные по длине планки 7 корсета; прилегающие к передней и задней пов рхностям( таза, бедра и голени, предохраняют мышцы и нервно-сосудистые пучки конечности от сдавливания при затягивании корсета 6 ремнями 34, а костные отломки бедра - от поперечного смещения; эти же планки не препятствуют необходимому сгибанию конечности в коленном и тазобедренном суставах при ее иммобилизации, так как планки расположены на конечности плашмя и обладают достаточной гибкостью.

Длину промежутков 1-1 между отрезками 10 планок 7 выбирают так, чтобы один и тот же корсет можно было использовать для иммобилизации конечностей пациентов разного роста, соответственно имеющими разные расстояния между тазобедренными и коленными суставами о.

Подстопник 5 снабжен устройством для его жесткого закрепления на подвижной планке 2, выполненным в виде шарнирно соединенной с планкой 2 и охватывающей планке и подстопник с зазорами 12 относительно их боковых поверхностей П-образной проволочной скобы 13, которая снабжена поперечным стержнем 14, взаимодействующим с нижней скошенной поверхностью 15 подстопника 5 при его повороте в положение для -фиксации стопы и прижимающему подстопник к нижнему торцу .16 подвижной планки 2, причем нижний конец скобы 13 выполнен в виде рукоятки 17 для захвата кистью руки обслуживающего медработника. Для удобства транспортирования шины в нерабочем состоянии предусмотрена возможность установки подстопника 5 и скобы 13 в транспортное положение b (фиго 4).

i

- . f

Фиксатор 4 коленного сустава, со-- держащий охватывающую подвижную планку 2, передвижную обойму 18, на которой шарнирно установлена П-образная скоба 19 с соединяющим ее концы 20 ремнем 2t для фиксации коленного сустава, снабжен устройством для его. жесткого закрепления на подвижной планке 2, выполненным в виде соединенного с установленной в шарнирах 22 обоймы 18 поперечиной 23 скобы 19 зубчатого упора 24, взаимодействующего:

517

с плоскостью планки 2 в положении при фиксации коленного сустава.

Неподвижная 1 и подвижная 2 планки основания снабжены устройством для их взаимной фиксации, выполненным в виде установленной в углублении 25 на .одной из боковых сторон планки 1 зубчатой рейки 26, зубья которой имеют обращенные в проксимальном направ- леняи наклонные плоскости 27 и щепные в дйстальном направлении .перпендикулярные к продольной оси планок 1 и 2 основания плоскости 28, и шарнирно установленного на охватыва- ющей планки 1. и 2 и закрепленной к планке 2 обойме 3 подпружиненного фиксатора 29 с пружиной 30 и с зубом 31, имеющим наклонную и перпендикулярную к продольной оси планок 1 и 2 осно- вания плоскости 32 и 33, взаимодействующие соответственно с плоскостями 27 и 28 зубьев рейки 26 о

Корсет 6 снабжен вторым накладным карманом 8, расположенным напротив первого кармана на противоположной поверхности корсета (фиг, 8), что дает возможность использования одного и того же корсета как для правой, так и для левой конечноети

Корсет 6 и подстопник 5 снабжены ремнями 34 для крепления на туловище и. конечности пациента

Для устранения латерального сме- щения проксимального отломка бедра

при высоких переломах неподвижная

планка.1 основания в зоне тазобедренного сустава снабжена широким ремнем 35, дополнительно фиксирующим охваченную корсетом 6 область таза Фиксация корсетом области поясницы и грудной клетки осуществляют с применением поясного ремня 36„

Шину используют следующим образом. Соединяют основание шины с корсетом 6 установки неподвижной планки 1 в карман 8 корсета, укладывают шину с развернутым корсетом на плоскость, укладывают пациента спиной на корсет так, чтобы промежутки 11 между отрезками 10 планок 7 были расположены у тахобедренного и коленного суставов иммобилизуемой конечности и охватывали боковые поверхности этих суставов при фиксации конечности корсетом. Затем обертывают туловище и конечность пациента корсетом 6 и фиксируют его ремнями 34, а тазовую область дополнительно фиксируют к основанию тины ремнем 35, что при высоких переломах

.- . ,- 20

5 0

5

5 5

186

бедра обеспечивает надежную фиксацию . проксимального отломка, за счет устранения его латерального смещения, На области поясницы и грудной клетки корсет фиксируют поясным ремнем 36.

Затем устанавливают подстопник 5 в положение фиксации стопы и закрепляют его в этом положении скобой 13 к планке 2, поворачивая скобу за рукоятку 17 в положение а (фиг. 4), при этом стержень 14 скобы 13 взаимодействует с нижней скошенной поверхностью 15 подстопника 5 и прижимает подстопник к нижнему торцу 16 планки 20 Перемещением планки 2 относительно неподвижной планки 1 и перемещением обоймы 18с фиксатором 4 коленного сустава по планке2 устанавливают подстопник 5 и фиксатор 4 соответственно у стопы и коленного сустава пациента. Затем поворачивают скобу 19 фиксатора 4 в положение для фиксации коленного сустава, показанное на фиг 1 и 6, укладывают конечность на ремень 21 и закрепляют ремнем область коленного сустава в согнутом положении конечности. При этом зубчатый упор 24 вдавливается в верхнюю плоскость деревянной планки 2 и надежно фиксирует фиксатор 4 от продольного перемещения. Фиксируют стопу пациента ремнями 34 к подстопнику 5, после чего производят вытяжение конечности за рукоятку 17 скобы 13, при этом, подвижная планка 2 перемещается вместе с зафиксированной на ней голенью пациента в дйстальном направлении ...-

Как показано на фиг 9, при вытяжении конечности, например, на величину f на это расстояние перемещают планку 2 с зафиксированным на ней подстопником 5 и фиксатором 4 коленного сустава на это же расстояние перемещается стопа пациента (из положения с в положение с ) и коленный сустав (из положения d в положение d K Тазобедренный сустав остается в неизменном положении е, так как он зафиксирован корсетом 6 на неподвижной планке 1 Таким образом, расстояние ed между тазобедренным и коленным суставами после вытяжения увеличивается на величину f (так как коленный сустав перемещается в положение d ), и бедро иммобилизованной конечности фиксируется в растянутом положении;

то необходимо для разведения костных тломков.

При вытяжении конечности вместе / планкой 2 перемещается фиксатор 29. тносительно зубчатой рейки 26 и в езультате взаимодействия наклонной лоскости 32 зуба 31 с наклонными j

лоскостями 27 зубьев рейки 26 фик- ; сатор 29 отклоняется на шарнире обоймы 3 и прощелкивает, а при окончании вытяжении конечности плоскость 33 зуба 31 под воздействием пружины 30 на фиксатор 29 защелкивается на плоскости 28 соответствующего зуба рейки 26 и надежно фиксирует между собой планки 1 и 2 при вытянутом в бедре положении конечности

На этом иммобилизация конечности завершается, и пациент готов к транспортированию.

Формула из обретения

1. Транспортная шина для.нижней конечности, содержащая основание, на котором установлен с возможностью продольного перемещения фиксатор для коленного сустава, шарнирно соединенные с основанием подстопник, механизм для фиксации голени бёдра и таза и ремни крепления, о т л и- ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности иммобилизации при многооскольчатых переломах бедра за счет обеспечения жесткой фиксации конечности по всей длине при согнутом положении в коленном суставе, механизм для фиксации голени, бедра и таза выполнен в виде тканевого кор-i сета, армированного продольными плоскими упругими планками, которые в местах соприкосновения с боковыми поверхностями тазобедренного и коленного суставов разделены по длине на отрезки со свободными промежутками между ними.

20 Шина по п„ 1, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что, с .целью обеспечения надежной фиксации проксимального отломка бедра при высоких переломах за счет устранения его латерального смещения, основание шины в области тазобедренного сустава снабжено дополнительным ремнем.

3. Р1ина .по п. отличающая с я тем, что, с целью уменьшения травматичности за счет исклю

5

0

чения давления на подмышечную область, проксикальная часть поверхности корсета выполнена эквидистантно поверхностям таза, поясницы и грудной клетки.

4 о Шина по По отличающаяся тем, что, с .целью исключения травматизации голени при вытяжении по длине зафиксированной конечности, основание шины выполнено из соединенных между собой посредством двух охватывающих обойм неподвижной и подвижной планок, одна из которых установлена с возможностью перемещения, причем неподвижная планка соединена с корсетом в области для фиксации тазобедренного сустава, а фиксатор коленного сустава и подстопник закреплены на подвижной планке и снабжены устройствами для их жесткого закрепления на планке при зафиксированном положении конечности.

.5. Шина по п. 1,отлича ю-, щ а я с я тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения удобства обслуживания за счет упрощения конструкции шины, неподвижная планка основания соединена с корсетом посредством выполненного на корсете накладного кармана с упором в его проксимальный торец, устройство для жесткого закрепления на подвижной планке

фиксатора коленного сустава, содержащего охватывающую эту планку передвижную обойму, на которой шарнирно ус- тановлена П-образная скоба с соединяющим ее концы ремнем для закрепления

коленного сустава, выполнено в виде соединенного со скобой зубчатого упора для взаимодействия с плоскостью планки в положении при фиксации коленного сустава, при этом планки основания снабжены устройством для их взаимной фиксации, выполненным в виде установленной в углублении на одной из боковых сторон неподвижной планки зубчатой рейки, зубья которой имеют

обращенные в проксимальном направлении наклонные плоскости и обращенные в дистальном направлении перпендикулярные к продольной оси основания плоскости, и шарнирно установленного

на закрепленной к подвижной планке и. охватывающей неподвижную планку обойме подпружиненного фиксатора с зубом, имеющим наклонную и перпендикулярную

к продольной оси основания плоское™, взаимодействующие с соответствующими плоскостями зубьев рейки.

6. Шина по п. отличающаяся тем, что устройство для жесткого закрепления подстопника выполнено в виде шарнирно соединенной с планкой и охватывающей планку и подстопник с зазорами относительно .их боковых поверхностей П-образной скобы, которая снабжена поперечным стержнем, взаимодействующим с нижней скошенной поверхностью подстоп

ника при его повороте в положение фиксации стопы, и прижимающим подстопник к нижнему торцу планки, причем нижний конец скобы выполнен в виде рукоятки для захвата кистью руки.

7„Шина по п. 1, отличающаяся тем, что, с. целью возможности применения как для правой, так и для левой конечности, корсет снабжен вторым накладным карманом, расположенным напротив первого кармана на противоположной стороне корсета.

BudS

Похожие патенты SU1724218A1

название год авторы номер документа
Транспортная шина 1980
  • Касымов Мурат Ануарбекович
  • Макажанов Хафиз Джанабаевич
SU925341A1
ТРАНСПОРТНО-ЛЕЧЕБНАЯ ШИНА 1998
  • Пичхадзе И.М.
  • Хорошков С.Н.
  • Бардеев А.Ю.
  • Панков А.В.
RU2142760C1
Транспортная шина для нижней конечности 1984
  • Манукян Мамикон Левонович
  • Манукян Левон Мамиконович
SU1237206A1
Устройство для продолжительной иммобилизации и вытяжения при переломе костей голени в предоперационном периоде 2022
  • Соляников Александр Константинович
  • Хазыгалиев Валерий Раисович
RU2807393C1
СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) И ШИНА ДЛЯ ДИСТРАКЦИОННО-КОМПРЕССИОННОГО ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ ДЛИННЫХ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 2005
  • Максимов Николай Иванович
RU2304944C2
ТРАНСПОРТНО-ЛЕЧЕБНАЯ ШИНА 2011
  • Гафаров Хайдар Зайнуллович
  • Гафаров Ильдар Хайдарович
RU2480184C2
Устройство для лечения при переломах проксимального отдела бедренной кости 1989
  • Хасанов Тураб Абидович
  • Юлдашев Кадам Юлдашевич
SU1725869A1
Устройство для репозиции костных фрагментов костей голени при внеочаговом остеосинтезе 2023
  • Скворцов Алексей Петрович
  • Андреев Петр Степанович
  • Яшина Ирина Владимировна
  • Бизяева Людмила Николаевна
RU2800712C1
Транспортная шина для нижней конечности 1983
  • Мителева Зоя Михайловна
  • Павленко Сергей Иванович
  • Народицкая Раиса Ефимовна
SU1147392A1
Способ вытяжения позвоночника и устройство для его осуществления 1979
  • Мартынов Вячеслав Васильевич
  • Омельченко Дмитрий Сергеевич
SU902744A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 724 218 A1

Реферат патента 1992 года Транспортная шина для нижней конечности

Изобретение относится к медицинской технике. Цель изобретения - повышение надежности иммобилизации конечности при многоескольчатых переломах бедра за счет обеспечения жесткой фиксации конечности по всей длине. Устройство содержит планки 1,2, обойму 3, фиксатор 4, подстопник 5, корсет 6с плоскими планками, карманы, ремни 34, Конструкция шины позволяет жестко зафиксировать конечность при транспортировке больного 6 з.п. ф-лы, 9 ил„

Формула изобретения SU 1 724 218 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1724218A1

Ortopedic Equipment Compani InC , USA, 1964, p
Прибор для запора стрелок 1921
  • Елютин Я.В.
SU167A1

SU 1 724 218 A1

Авторы

Ротков Игорь Леонидович

Даты

1992-04-07Публикация

1990-02-26Подача