(S) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОСЮДВИЖНОГО
Изобретение относится к статическим преобразователям, выполненным на полупроводниковых вентилях, и предназ начено для возбуждения тяговых двигателей электроподвижного состава как в режиме тяги, так и в режиме рекуперативного торможения.
Известно устройство для возбуждения тяговых электродвигателей эпектроподвижного состава, содержащее выпрямительный мост, к одной диагонали которого подключена цепь из последовательно соединенных обмоток якорей, а к другой - цепь из последовательно соединенных обмоток возбуждения и однотактный инвертор с формирователем его управляющего сигнала, причем однотактный инвертор подключен че0ез преобразователь к источнику питания 1.
Недостатком такого устройства является неустойчивость перехода системы из тягового режима в режим рекуперативного торможения при небольших СОСТАВА
токах через якори тяговых двигателей и значительное усложнение системы возбуждения при наличии автономного инвертора тока.
Цель изобретения - повышение надежности устройства.
Для достижения этой цели устройство снабжено генератором тактовых импульсов и цепью из последовательно
10 соединенных конденсатора и тиристора, подключенной параллельно цепи из последовательно соединенных обмоток возбуждения, при этом управляющий электрод тиристора соединен с выхоtsдом генератора тактовых импульсов, соединенным с формирователем управляющего сигнала, а точка соединения : тиристора и конденсатора подключена к источнику питания.
20
На чертеже приведена принципиальная схема устройства для возбуждения тяговых электродвигателей электроподвижного состава. 3925 Устройство содержит выпрямительный мост, выполненный на диодах 1, одна диагональ которого включена в цепь питания обмоток 5 и 6 якорзй электродвигателей, а другая - в цепь из последовательно соединенных обмоток 7 и 8 возбуждения, и однотактный инвертор, содержащий тиристор 9, диод 10, конденсатор 11 и реактор 12, Устройство содержит формирователь управлягощего сигнала для одиотактного инвертора, выполненный на динисторе 13, конденсаторе 1 и реакторе 15, формирователь подключен к одному из выходов генератора 16 тактовых импульсов через резистор 17, а другой выход генератора 16 тактовых импульсов соединен с управляющим электродом тиристора 18, последовательно с которым включен конденсатор 19, при этом точка соединения конденсатора и тиристора подключена к источнику питания через резистор 20. Однотактный инвертор подключен к источнику питания через преобразователь, содержащий трансформатор 21 и выпрямительный мост на диодах 22-25При подключении обмоток 7 и 8 возбуждения последовательно в цепь обмоток 5 и 6 якорей тяговых двигателей через неуправляемый выпрямительный мост ток в их цепи протекает в прямом направлении как в тяговом, так и в рекуперативном режимах. В режиме тяги ток двигателей протекает через диод 1, обмотки 7 и 8 возбуждения и диод 2. Увеличение тока -через обмотки 7 и 8 возбуждения П(эиводит к увеличению падения напряжения на входе формирователя до величины, равной напряжению отпирания динистора 13. Отпирание дииистора 13 вызывает разряд конденсатора 14 через реактор 15 и формирование короткого импульса тока, протекающего через управляющий переход тиристора 9 однотактного инвертора. Отпирание тиристора 9 обеспечивает протекание импульса тока синусоидальной формы через конденсатор 11, реактор 12 и первичную обмот ку трансформатора 21. При этом чере вторичную обмотку трансформатора 21, . диоды 22 и 23 и конденсатор 26 проте кает прямая полуволна тока синусоидальной формы. Обратная полуволна тока колебательного контура протекает через диод 10, а тока в цепи втрричтой обмотки трансформатора 21 через диоды 2k и 25. Протекание тока через диоды 22-25 выпрямителя обеспечивает возврат избытка энергии в цепь источника питания. Благодаря шунтировке обмоток 7 и 8 возбуждения при протекании тока через тиристор 9 и диод 10 обеспечивается поддержание тока возбуждения на заданном уровне. В режиме рекуперативного торможения направление тока в обмотках 5 и 6 якорей двигателей меняется на обратное и он протекает через диод , обмотки 7 и 8 возбуждения и диод 3. Перевод тяговых двигателей в режим рекуперативного торможения осуществляется следующим образом. В момент времени t однократный импульс тока управления ivj подается в цепь управляющего электрода тиристора 18. Отпирание тиристора 18 обеспечивает подключение конденсатора 19, заряженного от источника питания через резистор 20, к обмоткам 7 и 8 возбуждения. При этом происходит колебательный разряд конденсатора 19 на обмотки 7 и 8 возбуждения, и ток возбуждения увеличивается по синусоидальному закону. Увеличение тока возбуждения, в свою очередь, приводит к возрастанию ЭДС обмоток 5 и 6 якорей двигателей настолько, что ее суммарная величина превышает напряжение источника питания, и ток через двигатели изменяет свое направление и увеличивается до значения, определяемого разностью суммарной ЭДС тяговых двигателей и 1,апряжёния источника питания и сопротивлением обмоток якорей. Увеличение тока в цеПи тяговых двига-. талей обеспечивает возрастание тока в цепи обмоток главных полюсов до значения, определяемого частотой однотактного инвертора. Регулирование сопротивления резистора 20 позволяет плавно изменять величину тока в обмотках 7 и 8 возбуждения тяговых двигателей и благодаря этому устанавливать заданную скорость. Предлагаемое устройство может быть использовано для возбуждения тяговых двигателей электровозов постоянного тока магистральных железных дорог, тяговых агрегатов промышленного транспорта, электроподвижного состава городского транспорта и метрополитена. Технико-экономическая эффективность предлагаемого устройства для
возбуждения электродвигателей при использовании его на электровозах постоянного тока заключается в улучшении тяговых и тормозных характеристик локомотива за счет обеспечения независимого возбуждения, обеспечении плавного регулирования тяговых и тормозных усилий и скорости движения. Расчет экономического эффекта от использования предлагаемого устройства на электровоз ВЛЮ взамен тиристорного преобразователя, разработанного Тбилисским электровозостро.ительным заводом, показал, что его величина составляет 1920 руб. в год на 1 электровоз. При оборудовании предлагаемым устройством 200 электроводов в год экономический эффект составит SSf тыс.руб. С учетом увеличения тягового усилия электровоза при независимом возбуждении тяговых двигателей годовой экоюмический эффект использования предлагаемого устройства составит тыс,руб.
Формула изобретения ,
Устройство для возбуждения тяговых электродвигателей электроподвижного состава, содержащее выпрямительный мост, к одной диагонали которого подключена цепь из последовательно соединенных обмоток якорей, а к другой - цепь из последовательно соединенных обмоток возбуждения и однотактный инвертор с формирователем его управляющего сигнала, причем однотактный инвертор подключен через преобразователь i источнику питания, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено генератором тактовых импульсов и цепью из последовательно соединенных конденсатора и тиристора, подключенной параллельно цепи из последовательно соединенных- обмоток возбуждения, при этом управляющий электрод тиристора соединен с выходом генератора тактовых импульсов, соединенным с формирователем управляющего сигнала, а точка соединения тиристора и конденсатора подключена к источнику питания.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР N , кл. В 60 L 15/08, 1972 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ | 1973 |
|
SU393140A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 1995 |
|
RU2101827C1 |
Устройство для возбуждения тяговых электродвигателей | 1982 |
|
SU1120473A1 |
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗКИ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2018 |
|
RU2724981C2 |
Устройство для повышения коэффициента мощности выпрямительно-инверторного преобразователя однофазного переменного тока | 2020 |
|
RU2760815C1 |
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава | 1981 |
|
SU986810A1 |
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ | 2019 |
|
RU2728891C1 |
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава | 1983 |
|
SU1172764A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЗОННЫМ ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ОДНОФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2019 |
|
RU2716493C1 |
Устройство для регулирования скоростиэлЕКТРОпОдВижНОгО COCTABA | 1979 |
|
SU831641A1 |
Авторы
Даты
1982-05-07—Публикация
1980-08-08—Подача