Устройство для возбуждения тяговых электродвигателей электроподвижного состава Советский патент 1982 года по МПК B60L15/08 

Описание патента на изобретение SU925694A1

(S) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОСЮДВИЖНОГО

Изобретение относится к статическим преобразователям, выполненным на полупроводниковых вентилях, и предназ начено для возбуждения тяговых двигателей электроподвижного состава как в режиме тяги, так и в режиме рекуперативного торможения.

Известно устройство для возбуждения тяговых электродвигателей эпектроподвижного состава, содержащее выпрямительный мост, к одной диагонали которого подключена цепь из последовательно соединенных обмоток якорей, а к другой - цепь из последовательно соединенных обмоток возбуждения и однотактный инвертор с формирователем его управляющего сигнала, причем однотактный инвертор подключен че0ез преобразователь к источнику питания 1.

Недостатком такого устройства является неустойчивость перехода системы из тягового режима в режим рекуперативного торможения при небольших СОСТАВА

токах через якори тяговых двигателей и значительное усложнение системы возбуждения при наличии автономного инвертора тока.

Цель изобретения - повышение надежности устройства.

Для достижения этой цели устройство снабжено генератором тактовых импульсов и цепью из последовательно

10 соединенных конденсатора и тиристора, подключенной параллельно цепи из последовательно соединенных обмоток возбуждения, при этом управляющий электрод тиристора соединен с выхоtsдом генератора тактовых импульсов, соединенным с формирователем управляющего сигнала, а точка соединения : тиристора и конденсатора подключена к источнику питания.

20

На чертеже приведена принципиальная схема устройства для возбуждения тяговых электродвигателей электроподвижного состава. 3925 Устройство содержит выпрямительный мост, выполненный на диодах 1, одна диагональ которого включена в цепь питания обмоток 5 и 6 якорзй электродвигателей, а другая - в цепь из последовательно соединенных обмоток 7 и 8 возбуждения, и однотактный инвертор, содержащий тиристор 9, диод 10, конденсатор 11 и реактор 12, Устройство содержит формирователь управлягощего сигнала для одиотактного инвертора, выполненный на динисторе 13, конденсаторе 1 и реакторе 15, формирователь подключен к одному из выходов генератора 16 тактовых импульсов через резистор 17, а другой выход генератора 16 тактовых импульсов соединен с управляющим электродом тиристора 18, последовательно с которым включен конденсатор 19, при этом точка соединения конденсатора и тиристора подключена к источнику питания через резистор 20. Однотактный инвертор подключен к источнику питания через преобразователь, содержащий трансформатор 21 и выпрямительный мост на диодах 22-25При подключении обмоток 7 и 8 возбуждения последовательно в цепь обмоток 5 и 6 якорей тяговых двигателей через неуправляемый выпрямительный мост ток в их цепи протекает в прямом направлении как в тяговом, так и в рекуперативном режимах. В режиме тяги ток двигателей протекает через диод 1, обмотки 7 и 8 возбуждения и диод 2. Увеличение тока -через обмотки 7 и 8 возбуждения П(эиводит к увеличению падения напряжения на входе формирователя до величины, равной напряжению отпирания динистора 13. Отпирание дииистора 13 вызывает разряд конденсатора 14 через реактор 15 и формирование короткого импульса тока, протекающего через управляющий переход тиристора 9 однотактного инвертора. Отпирание тиристора 9 обеспечивает протекание импульса тока синусоидальной формы через конденсатор 11, реактор 12 и первичную обмот ку трансформатора 21. При этом чере вторичную обмотку трансформатора 21, . диоды 22 и 23 и конденсатор 26 проте кает прямая полуволна тока синусоидальной формы. Обратная полуволна тока колебательного контура протекает через диод 10, а тока в цепи втрричтой обмотки трансформатора 21 через диоды 2k и 25. Протекание тока через диоды 22-25 выпрямителя обеспечивает возврат избытка энергии в цепь источника питания. Благодаря шунтировке обмоток 7 и 8 возбуждения при протекании тока через тиристор 9 и диод 10 обеспечивается поддержание тока возбуждения на заданном уровне. В режиме рекуперативного торможения направление тока в обмотках 5 и 6 якорей двигателей меняется на обратное и он протекает через диод , обмотки 7 и 8 возбуждения и диод 3. Перевод тяговых двигателей в режим рекуперативного торможения осуществляется следующим образом. В момент времени t однократный импульс тока управления ivj подается в цепь управляющего электрода тиристора 18. Отпирание тиристора 18 обеспечивает подключение конденсатора 19, заряженного от источника питания через резистор 20, к обмоткам 7 и 8 возбуждения. При этом происходит колебательный разряд конденсатора 19 на обмотки 7 и 8 возбуждения, и ток возбуждения увеличивается по синусоидальному закону. Увеличение тока возбуждения, в свою очередь, приводит к возрастанию ЭДС обмоток 5 и 6 якорей двигателей настолько, что ее суммарная величина превышает напряжение источника питания, и ток через двигатели изменяет свое направление и увеличивается до значения, определяемого разностью суммарной ЭДС тяговых двигателей и 1,апряжёния источника питания и сопротивлением обмоток якорей. Увеличение тока в цеПи тяговых двига-. талей обеспечивает возрастание тока в цепи обмоток главных полюсов до значения, определяемого частотой однотактного инвертора. Регулирование сопротивления резистора 20 позволяет плавно изменять величину тока в обмотках 7 и 8 возбуждения тяговых двигателей и благодаря этому устанавливать заданную скорость. Предлагаемое устройство может быть использовано для возбуждения тяговых двигателей электровозов постоянного тока магистральных железных дорог, тяговых агрегатов промышленного транспорта, электроподвижного состава городского транспорта и метрополитена. Технико-экономическая эффективность предлагаемого устройства для

возбуждения электродвигателей при использовании его на электровозах постоянного тока заключается в улучшении тяговых и тормозных характеристик локомотива за счет обеспечения независимого возбуждения, обеспечении плавного регулирования тяговых и тормозных усилий и скорости движения. Расчет экономического эффекта от использования предлагаемого устройства на электровоз ВЛЮ взамен тиристорного преобразователя, разработанного Тбилисским электровозостро.ительным заводом, показал, что его величина составляет 1920 руб. в год на 1 электровоз. При оборудовании предлагаемым устройством 200 электроводов в год экономический эффект составит SSf тыс.руб. С учетом увеличения тягового усилия электровоза при независимом возбуждении тяговых двигателей годовой экоюмический эффект использования предлагаемого устройства составит тыс,руб.

Формула изобретения ,

Устройство для возбуждения тяговых электродвигателей электроподвижного состава, содержащее выпрямительный мост, к одной диагонали которого подключена цепь из последовательно соединенных обмоток якорей, а к другой - цепь из последовательно соединенных обмоток возбуждения и однотактный инвертор с формирователем его управляющего сигнала, причем однотактный инвертор подключен через преобразователь i источнику питания, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено генератором тактовых импульсов и цепью из последовательно соединенных конденсатора и тиристора, подключенной параллельно цепи из последовательно соединенных- обмоток возбуждения, при этом управляющий электрод тиристора соединен с выходом генератора тактовых импульсов, соединенным с формирователем управляющего сигнала, а точка соединения тиристора и конденсатора подключена к источнику питания.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N , кл. В 60 L 15/08, 1972 (прототип).

Похожие патенты SU925694A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 1973
  • Витель Л. Г. Кощеев
SU393140A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1995
  • Кощеев Леонид Григорьевич
RU2101827C1
Устройство для возбуждения тяговых электродвигателей 1982
  • Кощеев Леонид Григорьевич
SU1120473A1
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗКИ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Баринов Игорь Александрович
RU2724981C2
Устройство для повышения коэффициента мощности выпрямительно-инверторного преобразователя однофазного переменного тока 2020
  • Иванов Александр Витальевич
  • Власьевский Станислав Васильевич
  • Малышева Ольга Александровна
RU2760815C1
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава 1981
  • Плакс Алексей Владимирович
  • Елсуков Виктор Алексеевич
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
SU986810A1
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ 2019
  • Баринов Игорь Александрович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Яговкин Дмитрий Александрович
  • Томилов Вячеслав Станиславович
RU2728891C1
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава 1983
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Рогов Александр Николаевич
SU1172764A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЗОННЫМ ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ОДНОФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2019
  • Семченко Виктор Васильевич
  • Власьевский Станислав Васильевич
  • Мельниченко Олег Викторович
RU2716493C1
Устройство для регулирования скоростиэлЕКТРОпОдВижНОгО COCTABA 1979
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Корнев Александр Сергеевич
  • Боголюбов Юрий Сергеевич
  • Елсуков Виктор Алексеевич
  • Червяков Виктор Васильевич
SU831641A1

Иллюстрации к изобретению SU 925 694 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для возбуждения тяговых электродвигателей электроподвижного состава

Формула изобретения SU 925 694 A1

SU 925 694 A1

Авторы

Кощеев Леонид Григорьевич

Даты

1982-05-07Публикация

1980-08-08Подача