Изобретение относится к судострое нию и касается конструирования систе мы управления движителями катера на воздушной подушке. Известна система управления движи телями катера на воздушной подушке, симметрично расположенными относител но диаметральной плоскости катера, содержащие смонтированные в корпусе задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройством каждого из движителей. Управление реверсивным устройством у такой сисуемы управления осуществляется от двух рукояток, расположенньк рядом. Они выполнены так, чтобы водитель мог манипулировать обоими одной рукой при одновременном управлении обоими реверсивными устройства ми, причем управление частотой враще ния вала двигателя производится отдельной рукояткой другой рукой водителя. Недостаток такой системы управления состоит в том, что при необходимости работы реверсивных устройств враздрай из промежуточного положения водитель должен бросить руль и рукоятку управления частотой вращеНИН вала двигателя и перевести одной рукой одну рукоятку управления вперед, а другую другой рукой назад. Такая операция, при отсутствии контроля, за рулем и двигателем крайне опасна при больших скоростях движения катера и может привести к аварии С другой стороны, отказ от подобного способа управления реверсивными устройствами с целью повьяпения безопасности движения в некоторых случаях приводит к снижению маневренных качеств катера на воздушной подушке. Наиболее близкой к изобретению является система управления движителями катера на воздзопной подушке, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера, содержащая смонтированные в корпусе последнего педали и задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройством каждого из движителей, а также орган управления частотой вращения вала двигателя. Однако у такой системы управления имеется ряд недостатков, обуслов ленных прежде всего невозможностью фиксирования реверсивного устройства в промежуточном положении без постоянного нажатия на педали водителем, поскольку при отпускании педалей они под действием пружины возвращаются в крайнее положение, соответствующее Полный вперед. При совмещенном подъемно-движительном комплексе с приводом от одного двигателя, что присуще всем малым катерам, водитель не может выйти из катера для выполнения каких-либо операций, оставив двигатель работающим с наполненной воздушном подушкой, поскольку при отпускании педалей из промежуточного положения, соответствующего положению Стоп, катер немедленно начнет двигаться вперед. Кроме того, при попутном ветре, когда катер движется на высокой скорости, даже при частичном реверсировании тяги водителю требу ется постоянно держать педали нажатыми, причем точно в одинаковом положении, поскольку любое рассогласование в нажатии может привести к развороту катера на высокой скорости и при определенных условиях к его опрокидьшанйю. Другими недостатками являются трудность осуществления конструктивной -связи между педалями управления, реверсивным устройством и рукояткой управления частотой вращения вала двигателя, что необходимо для поддержания постоянной частоты вращения вала двигателя при введении в действие реверсивного устройства и опасность разворота катера на полном ходу при случайном нажатии на педаль при отсутствии ее блокировки. Цель изобретения - повьш1ение безопасности плавания и маневренности путем упрощения управления катером на воздушной подушке. Цель достигается тем, что система управления движителями катера на воздушной подушке снабжена дополнительной поворотной рукояткой, выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой с вертикальной осью вращения, коромыслами, каждое из которых кинематически связано.с задающим элементом дистанционного управления, и тягами, посредством которых одно плечо каждого коромысла соединено с вьпиеупомянутой рукояткой, а другое - с концом качалки, на которой по обе стороны от ее вертикальной Оси вращения установлены педали. 39 Целесообразно дополнительну;о руко ятку выполнять с поворотной ручкой, которую следует связать с органом управления частотой вращения вала двигателя. На чертеже схематически изображена описьюаемая система управления. Система управления движителями 1 катера, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости этого катера, содержит смонтированные в корпусе (не показан на чертеже) последнего педали 2 и задающие элементы 3 дистанционного управления связанные с реверсивным устройством 4 каждого из движителей 1, а также орган 5 управления частотой вращения вала двигателя (не показан на чертеже). Система снабжена дополнительной поворотной рукояткой 6, выполненной с возможностью фиксации ее положения качалкой 7 с вертикальной осью 8 вращения, коромыслами 9, каждое из которых кинематически связано с элементом 3, и тягами 10 и 11. При этом тяги to соединяют одно плечо кг ждого коромысла 9 с вышеупомянутой рукояткой 6, а другое - с концом качалки 7, на которой по обе стороны от оси 8 установлены педали 2. Рукоятка 6 может быть выполнена с доворотной ручкой 12, связанной с ор ганом 5. Элемент 3 может быть вьшолнен в виде гидроцилиндра со штоком, а ручка 12 связана с органом 5 через червячный механизм (на чертеже не показан) . Каждое коромысло 9 может быть закреплено на вспомогательной качалке 13 с помощью оси 14. Система управления симметрична от носительно диаметральной плоскости катера на воздушной подушке. Качалка 13 обеспечивает однозначность положений всех элементов системы управления. Когда при движении катера воз никает необходимость маневрировать на малом ходу без снижения наполнения воздухом подушки, переставляют рукоятку 6 в промежуточное положение которая при этом воздействует через тягу 11 на одно плечо коромысла 9, которое при этом поворачивается относительно неподвижной в этот момент точки, к которойприсоединена тяга 10, и тем самым перемещает шток гидроцилиидра элемента 3, вызьшая в конечном счете частичное реверсирование тяги, одинаковое на обоих дунжителях 1. в силу симметричности системы управления, равного воздействия рукоятки 6 на коромысла 9 и нейтрального положения педалей 2. После этого водитель фиксирует рукоятку 6 в промежуточном положении и нажимает на правую педаль 2 с целью развернуть, катер, например на правый борт, при этом качалка 7, поворачиваясь на вертикальной оси 8, одновременно воздействует через тяги 10 на коромысла 9 обоих бортов так, что они поворачиваются относительно теперь уже неподвижной, зафиксированной рукояткой 6 точки соединения тяги 10 и этого кopo BJICлa 9 в различные стороны, вызьюая выдвижение штока задающего гидроцилиндра элемента 3 правого борта и убирание штока гидроцилиндра левого борта. При этом произойдет полное реверсирование тяги движители 1правого борта, дача полной тяги переднего хода на левом борту, и катер развернется на правый борт. Устанавливая рукоятку 6 в промежуточное положение, водитель может одновременно поддерживать постоянной или изменять частоту вращения вала двигате ля с помощью поворотной ручки 12 на рукоятке 6. При положении рукоятки 6 Полный вперед, которому соответствуют полностью выдвинутые штоки гидроцилиндров элементов 3 коромысла 9, происходит блокиро- ка педалей 2по причине фиксации точки соединения тяги 10 и рукоятки 6 и невозможности дальнейшего выдвижения штоков элементов 3 при случайном нажатии педалей 2 на полной скорости катера. Таким образом описьшаемая система управления позволяет повысить безопасность плавания катера и облегчить водителю вождение катера на скоростях от средней до максимальной, особенно при попутном ветре, когда водитель может установить любую степень реверсирования тяги, с помощью рукоятки 6 зафиксировать это положение и сохранять его сколь угодно долгое время без дополнительных усилий. У водителя появляется возможность покинуть пост управления для выполнения грузовых, спасательных и других операций, в то время, когда катер находится в положении Стоп при наполненной подушке и рукоятке 6,
зафиксированной в положении частичного реверса. Наличие на рукоятке 6 поворотной ручки 12 управления частотой вращения вала двигателя вместо , отдельной рукоятки для этой цели также облегчает вождение катера и позволяет конструктивно связать определенным законом реверсирования тяги и изменение частоты вращения вала двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АППАРАТ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКОЙ КОРПУСА | 2011 |
|
RU2456185C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 1999 |
|
RU2149109C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2000 |
|
RU2173644C1 |
ЛЕГКИЙ ЭКРАНОПЛАН | 2006 |
|
RU2299822C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2457148C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 2007 |
|
RU2328391C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 2011 |
|
RU2470808C1 |
АЭРОМОБИЛЬ | 2011 |
|
RU2476353C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2156203C2 |
Устройство для автоматического регулирования скорости движения транспортного средства | 1983 |
|
SU1087376A1 |
1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖИТЕЛЯМИ КАТЕРА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУЖЕ, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера, содержащая смонтированные в корпусе последнего педали и задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройств ж каждого из движителей, а также орган управления частотой вращения вала двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности плавания и маневренности путем упрощения управления, система снабжена дополнительной поворотной рукояткой, выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой с вертикальной осью вращения, коромыслами, каждое из которых кинематически связано с задающш4 элементом дистанционного управления, и тягами, посредством которых одно плечо каждого соедщнено с вышеупомянутой рукояткой, а другое - с концом качалки, на которой по обе стороны от ее вертикальной оси вращения установлены педали. (/) 2. Система управления движителями катера на воздушной подушке по п.1, отличающаяся тем, что дополнительная рукоятка выполнена с поворотной ручкой, связанной с органом управления частотой вращения вала двигателя.
Патент США 3887030, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Способ очистки нефти и нефтяных продуктов и уничтожения их флюоресценции | 1921 |
|
SU31A1 |
Инструкция водителю | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Англия, 1973, с | |||
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Авторы
Даты
1988-04-07—Публикация
1980-09-15—Подача