Способ укладки защитного слоя дорожного покрытия из битумного шлама Советский патент 1982 года по МПК E01C19/48 E01C19/16 

Описание патента на изобретение SU927888A1

(54) СПОСОБ УКЛАДКИ ЗАЩИТНОГО СЛОЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ БИТУМНОГО ШЛАМА Изобретение относится к строительст ву автомобильных дорог, а именно способам строительства защитйого слоя до. рожного покрытия из битумного шлама. Наиболее близким к предлагаемому является способ укладки защитного слоя дорожного покрытия из пастового битумного шлама путем распределения битумного шлама по поверхности дорожного покрытия и уплотнения его т юхрдящим транспортом либо легкими катками после испарения воды из слоя l. Недостатком известного способа является длительное высыхание защитного слоя (3-8 ч), что вызывает необходимость перекрывать на это время движение транспорта. Сроки высыхания обусло лены тем, что пластичность битумного шлама при укладке обеспечивается большим количеством свободной воды (1824 jBec.%). Кроме того, этот способ ха- рбцстеризуется низкими показателями износостойкости и, как следствие, снижекием сроков службы и шероховатости защитного слоя из битумного-щлама изза того, что транспорт приходится пускать по высохшему (или частично высохшему), но неуплотненному защитному слою. Уплотнение защитного слоя одно еманно с укладкой смеси не представляется возможным, поскольку в свежеуложенном слое НЁ1ХОДИТСЯ большое количество свободной водьи Проезд транспс та по неуплотненному защитному слою приводит к образованию в отдельных местах ямочности и выносу крупных скелетных частиц. Это особенно 1фоявляется в том случае, когда не удается воспрепятствовать движению транспорта по свежеуложенному защитному слою. Использование легких катков для уплотнения, защитного слоя после его высыхания в практике строительства не находит применения, поскольку привлечения дополнительных средств механизации и приводит к разрыву технолонического потока от 3 до 8 часов.

Цель изобретения - повышение износотойкости и сокращение сроков соаружония защитного слоя.

Поставленная цель достигается тем, то согласно способу укладкя защитного $ лоя дорожного покрытия из битумного лама, включающему распределение поледнего по поверхности денежного порытия, обезвоживание и уплотнение каткой, обезвоживание битумного шлама 10 осуществляют в i ouecce укатка при удельном давлении 0,10-0,16 Л4Па. На фиг. 1 и 2 представлены зависимо-, сти процентного содержания воды в уложенном щламе от удельного давления и 15 времени выоыханвя.

Строительство защитного слоя из битумнсиго шлама предлагаемым способокв осуществляется следующим образом.

На подготовленном основании рас1феделяют битумный шлам 1фи помощи шламораспределителя, который транспс тируется непосредственно шламовозом. Шлам рас1феделяют слоем толщиной 8-10 мм. 25 Непосредственно к распределителю крепится уплотняющее устройство, выполненное fi виде полого металлического катка с обезвоживающим 1фиспособлением. Шири1Ю катка должна быть равна ширияе jO укладываемой полосы, а его наружный диаметр составляет 6ОО-7ОО мм. Полую часть катка заполняют прп необходимости водой для создания удельной нагрузки порядка 0,10-0,16 МПа. Вода, отжатая из jj битумного щлама, впитывается обезвоживающим тфиспособлением, а затем отводится за обочину. Таким образом, одновременно с укладкой достигается предварительное уплотнение и частичное обезвоживание защитного слоя. Свежеуложенную полосу ограждают от наезда транспортных: средств. Движение трансп та открывают после подсыхания битумного щлама в зависимости от погоды через 2 - 4 ч после начала укладки и уплотнения.

П р и м е р. В лаб(1аторных усло- ВИЯХ определяют; режимы и эффективность предлагаемого способа на модели покрытия, 1федставляющей площадку асфальто1бетоннся:о покрытия плошадью 2 м, на которой рас1феделяют бетумный шлам марки Б толщиной 1О мм. Часть покрытия оставляют сушить вю уплотняя, 55 а другую при. помощи модели катка с губчатой эластичной поверхностью уплотняют различными удельными нагрузками.,

На фиг. I представлена зависимость содержания воды в шламе от уплотняющего усилия катка. Кривую, пpeдctaвлeнную на фиг. 1, можно характеризовать двумя этапами. На первом этапе tjpH удельной нагрузке 0,О2 - 0,16 МПа происходит удаление свободной воды (от 20 до 11,-5%), гцэичем максимальный эффект отбора воды (43% от массы всей воды в щламе) удается достичь прк нагрузках 0,10 - 0,16 МПа. На втором этапе 1ФИ увеличении удельной нагрузку от 0,16 до О,2О МПа объем удаляемой воды резко сокращается (О,2-0,3% от массы всей воды), поэтому дальнейшее увеличение нагрузки нецелесообразно.

На фиг. 2 представлены результаты высыхания опытных участков неуплотненного и уплотненного битумного шлама. Кривые высыхания рбраанов в естественных условиях носят линейный характер и лроходят параллельно друг другу. Из кривой 3 видно, что время высыхания гфедв ительно уплотненного удельной нагрузкой 0,16 МПа битумного шлама в два раза меньше, чем неуплотненного (кривая 2).

Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать режим уплонения битумного шлама удельной нагрез- кой 0,1-0,16 МПа. Дальнейшее увеличение нагрузки не приводит к улучшению результатов. Время высыхания битумного шлама после его уплотнения сокращается на 40-5О%.

Для лабораторной оценки износостойкости предварительно уплотненного битумного шлама проводят испытания образцов в соответствии с известной методикой. Результаты испытаний показывают, что уплотнение жидкого шлама умень шает его износ почти в два раза по сравнению с неуплотненным и составляет 0,55 г/см . Износ неуплотненного высохшего шлама составляет 1,05 г/см . Уменьшение износа гфедв ительно уплотненного битумного шлама хфоисходит за счет сближения крупных миндальных частиц и уплотнения растворной части шЛама. Указанные изменения хфиводят к улучшению 1Ч)очностных характеристик защитного слоя и содействуют хороиему закреплению крупных минеральных частиц в слое, что повышает срок службы и со:фаняет длительную шероховатость защитного слоя.

Технико-економическая эффективность от использования предлагаемого способа

Похожие патенты SU927888A1

название год авторы номер документа
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ 1998
  • Коган Р.А.
  • Селиванов В.Н.
  • Селиванов С.Н.
  • Юмашев В.М.
RU2135671C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Арутюнов В.С.
  • Браславский В.Д.
  • Карасева Н.С.
  • Коган Р.А.
  • Новиков А.А.
  • Пешков А.С.
  • Самохвалов А.Ю.
  • Селиванов Н.П.
RU2135672C1
Способ возведения дорожного и аэродромного основания 1980
  • Бескровный Валентин Михайлович
  • Дежина Нина Семеновна
  • Белоусов Борис Васильевич
  • Лыткин Александр Александрович
  • Крестинин Иван Иванович
SU960348A1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Селиванов Н.П.
RU2140479C1
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСА 1998
  • Бельская Р.И.
  • Жаров В.А.
  • Истомин В.С.
  • Каверин В.А.
  • Каспаров В.А.
  • Коротков Ю.В.
  • Корсак А.Б.
  • Кузьмин А.В.
  • Лукьянов Н.В.
  • Муравин Г.И.
  • Павлов Н.В.
  • Панкина С.Ф.
  • Пешков А.С.
  • Паламарчук Г.А.
  • Росляк Ю.В.
  • Самохвалова О.И.
  • Самсонов А.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Чуверина С.Г.
RU2140480C1
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСА 1998
  • Брежнев В.А.
  • Гусев Б.В.
  • Лужков Ю.М.
  • Никольский Б.В.
  • Селиванов Н.П.
RU2135670C1
Способ строительства цементно-бетонного покрытия 1982
  • Пополов Александр Семенович
SU1038396A1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ 2005
  • Иванчин Николай Николаевич
  • Юшков Борис Семенович
RU2317364C2
Способ возведения дорожной и аэродромной одежды 1990
  • Бескровный Валентин Михайлович
  • Трусов Тимофей Алексеевич
  • Дежина Нина Семеновна
SU1712519A1
СПОСОБ БЕТОНИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ 2002
  • Курлапов Д.В.
  • Самодуров В.Н.
  • Лукьянчик Г.В.
  • Денисов В.Н.
RU2228989C2

Иллюстрации к изобретению SU 927 888 A1

Реферат патента 1982 года Способ укладки защитного слоя дорожного покрытия из битумного шлама

Формула изобретения SU 927 888 A1

SU 927 888 A1

Авторы

Ольховиков Владимир Михаилович

Яновский Борис Федорович

Бахрах Георгий Самуилович

Даты

1982-05-15Публикация

1981-01-22Подача