Изобретение относится к техническим средствам обучения управлению на земными транспортными средствами с навесным путепрркладочным оборудованием.
Известен тренажер транспортного средства, содержащий макет кабины с органами управления,экран, теневой проектор с точечным источником света и макетом местности из светопроницаемого диска, связанным через фрикционный ролик с электроприводом управления его положением 1.
Однако известный тренажер не позволяет имитировать работу навесного путепрокладочного оборудования в переменном режиме.
Цель изобретения - расширение функциональных возмо хностей.
Поставленная цель достигается тем, что тренажер снабжен макетом отвала с блоками моделирования реальных процессов и контроля и задатчиком твердости грунта, при этом блок моделирования реальных процессов содержит установленную на макете кабины с возможностью вертикального перемещения по ней посредством электродвигателя каретку с поворотным кольцем, на .отором закреплен макет отвала, и
концевые переключатели, вертикально установленные на макете кабины с возможностью взаимодействия с кареткой, с блок контроля содержит, звуковой генератор и индикатор,.а задатчик твердости грунта выполнен на последовательно соединенных программном реле времени, блоке исполнительных реле
Q и блоке резисторов, выходы которого подключены к звуковому генератору, индикатору и приводу управления поло жением макета местности, причем концевые переключатели включены в цепь управления блока исполнительных реле,
15 а программное реле времени связано с органами управления.
На фиг. 1 изображен тренажер обо;ий вид на фиг. 2 - блок-схема управления путепрокладочным оборудованием.
2 Тренажер содержит макет кабины 1 с органами управления 2 и индикатором 3, макет отвала 4, экран 5, теневой проектор 6 с точечными источником света 7 и макетом местности
25 из светопроницаемого диска 8, электропривод управления 9 пoJтoжeниeм макета местности и электрооборудование 10. Макет отвала 4 установлен жестко на поворотном пальце 11, смонтированном на каретке 12 вместе, с . электромеханическим приводом 13. Карет«а 12 установлена на закрепленн на макете кабины 1 вертикальные Мап равляющие 14 и кинематически связана с ходовым винтом 15, вертикально смонтированным на макете кабины 1. По вертикали на макете кабины 1 зак реплены концевые переключатели 16, которыми введена в прерывистый контакт каретки 12. Ходовой винт 15 со динен с электродвигателем 17, связа ным с источником питания посредством переключателя, управляемого органами управления 2. В цепь электрооборудования 10 введен задатчик твердости грунта 18, представляющий собой совокупность последовательно соединенных программного реле 19 времени, блока исполнительных реле 20 и блок резисторов 21. Блок контроля содержи звуковой генератор 22 и индикатор 3. Макет отвала 4 соединен с блоком исполнительных реле 20 посредством концевых переключателей 16. Звуковой генератор 22, индикатор 3 и электро привод 9 управления положением маке та местности запараллелены на блок резисторов 21 с заложенной в него информацией о различных категориях твердости грунта в виде нескольких параллельных цепей с различными резисторами, один из которых задействован на нормальный режим работы пу тепрокладчика, а остальные с отклонениями от него. Тренал(ер транспортного .средства работает следующим образом. . Включается точечный источник све та 7 теневого проектора 6, который, просвечивая макет местности из светопроницаемого диска 8, создает на экране 5 неподвижную перспективную картину окружающей местности. Посредством органов управления 2 с учетом показаний индикатора 3, вклю чается в работу электропривод 9 управления положением макета местности Последний, перемещаясь относительно неподвижного точечного источника света 7, создает на экране 5 подвижную картину окружающей местности Переключателями, связанными с органа ми управления 2 напитывается програм мное реле времени 19 и запускается электродвигатель 17, сообщающий посредством ходового винта - 15 поступательное вертикальное перемещение каретке 12 с макетом отвала 4. При этом последовательно включаются и выключаются конечные переключатели 16, которые через блок исполнительны реле 20 запитывают различные цепи блока резисторов 21, изменяющих показания блока контроля. В зависимости от этих показаний изменяется поло жение макета отвала 4 до включения того конечного переключателя 16, который через блок исполнительных, реле обеспечивает настройку на цепь с резистором нормального режима работы. На установленном таким образом режиме тренажер работает до окончания выдержки времени. После чего программное реле времени 19 через блок исполнительных реле 20 запитывает друЬую цепь блока резисторов 21. Показания блока контроля при этом отклоняются от нормы, и пере:Мещениями по вертикали макета отвала 4 находится конечный переключатель 16, обеспечиваютдий новую настройку на цепь с ре.зистором нормального режима работы. В описанном порядке тренажер работает на всех категориях твердости грунта. Имйта-. ция перекосов отвала путепрокладчика, необходимых при прокладке колонных путей, осуществляется посредством электромеханического привода 13, воздействующего на поворотный палец 11 с макетом отвала 4. Все операции, выполняемые на тренажере, последовательно повторяют соответствующие операции на реальной мгиаине. . Применение предлагаемого тренажера позволяет создать в учебном помещении реальные условия, необходимые для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков управления транспортным средством, снижает затраты на подготовку механиков - водителей. .Формула изобретения Тренажер транспортного средства, преимущественно путепрокладчика, содежащий макет кабины с органами управления,экран, теневой проектор с точечным источником света и макетом местности из светопроницаемого диска, связанным через фрикционный ролик с электроприводом управления его положение, отли.чающийс я тем, что, с целью расщирения функциональных возможностей, он снабжен макетом отвала с блоками моделирования реальных процессов и контроля и задатчиком твердости грунта, при этом блок моделирования реальных процессов содержит уста новленную на макете кабины с возможностью вертикального перемещения по ней посредством электродвигателя каретку с поворотным пальцем, на котором закреплен макет отвала, и концевые переключатели, вертикально установленные на макете кабины с возможностью взаимодействия с кареткой, блок контроля содержит звуковой генератор и индикатор, а задатчик твердости грунта выполнен на последовательно соединенных программном реле времени, блоке исполнительных реле и блоке резисторов, выходы которого подключены к звуковому генератору, индикатору и приводу управления положением макета местности, причем концевые переключатели включены в цепь управления блока исполнительных реле, а програм If 12 /3 /б мное реле времени связано с органами управления. Источники информации, принятые во .внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 718847, кл. G 09 В 9/04, 1979(3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Теневой проектор тренажера транспортных средств | 1977 |
|
SU741312A1 |
Тренажер | 1972 |
|
SU456295A1 |
Тренажер транспортного средства | 1982 |
|
SU1045243A1 |
Имитатор дорожной обстановки для тренажера транспортного средства | 1982 |
|
SU1018143A1 |
Тренажер транспортного средства | 1978 |
|
SU718847A1 |
Тренажер транспортного средства | 1981 |
|
SU989571A2 |
Тренажер транспортного средства | 1979 |
|
SU822234A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА | 2002 |
|
RU2215330C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН С РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2542694C1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1979 |
|
SU960904A1 |
Авторы
Даты
1982-05-23—Публикация
1980-04-07—Подача