1
Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных транспортных средств, например автомобилей, и может быть использовано в учебных заведениях по подготовке водителей.
Известны тренажеры, содержащие кабину с органами управления, устройство для моделирования динамики движепия траиспортного средства, экран, теневой проектор с источником света и макетом местности из светопроницаемого диска, связанным посредством фрикционного привода с упомянутым устройством, и сигнализатор ошибок.
Основным недостатком этих тренажеров является износ и потеря светопроницаемости прозрачного основания макета местности в результате постоянного его контакта с фрикционными роликами привода. Кроме того, на тренажерах этого типа не регистрируются действия обучающихся для объективной их оценки и недостаточно полно имитируется уличное движение.
С целью сохранения светопроницаемости макета местности предлагаемый тренажер снабжен дополнительным диском, закрепленным со светопроницаемым диском на общем вертикальном валу и взаимодействующим с роликом фрикционного привода, при этом ролик и источник света расположены на рычагах, закрепленных па вертикально установленной поворотной втулке, внутри которой размещен вал, пмеющпй привод от рулевого колеса и связанный гибкой передачей с дерлсателем ролика, закрепленным на рычаге с возможностью поворота вокруг вертикальной оси. В цепь сигнализатора ощибок могут быть включены контакты, замыкаемые при повороте рычагов и при перемещении источника света относительно несущего его рычага. Это позволяет регистрировать действия водителя.
Тренажер может быть снабжен движущимися относительно макета местности макетами препятствий, например автомобилей. Это позволяет точнее имитировать улнчное движепне.
На чертеже изображена схема предлагаемого тренажера в двух проекциях.
Тренажер состоит пз кабины 1, в которой расположено рулевое управление 2, модель
двигателя 3, муфта сцепления 4, коробка передач 5, маховик 6. Тренажер включает в себя также рулевой привод, состоящий из гибкой передачи 7, шкива 8, вала 9 шкива 10, гибкой передачп 11 и ролика 12. Тренажер содержит дистанционную передачу 13, связывающую маховнк 6 с тепевым проектором, расположенным над кабиной 1 и состоящим из опоры 14, узла подшипппков 15, вала 16, на котором закреплен прпводной диск 17 и макет местности 18.
С диском 17 находится в контакте ведущий фрикционный ролик 19, который, получая вращение относительно горизонтальной оси от маховика 6 через передачу 13, поворачивается вокруг вертикальной оси от рулевого управления 2 посредством передач 11 и 7, будучи закреплен с возможностью иоворота на конце рычага 20, соединенного неподвижно с поворотной втулкой 21, которая песет себе рычаг 22, на свободном конце которого закреплен точечный источник света 23 с возможностью отклоняться вдоль этого рычага.
Макет автомобиля 24 закреплен на конце рычага 25 с возможностью поворота вокруг вала 16 индивидуальным приводом, либо за счет кинематической связи с этим валол по определенной программе.
Сиетема регистрации действий обучающегося состоит из контактов 26, закреплепных на рычаге 20, токопроводящего коллектора 27, сигнализатора ощибок 28, отклоняющего рычага 29, макетов неподвижного препятствия 30 и внезаппо появляющегося препятствия 31 и его привода 32. Тренажер оборудован экраном 33.
Тренажер работает следующим образом.
Обучающийся, дествуя рычагами управления как в автомобиле при работающем двигателе 3, страгивает с места маховик 6, плавно соединяя его через коробку передач 5 и муфту сцепления 4 с двигателем 3.
Движение маховика передается по передаче 13 фрикционному ролику 19, который приводит в движение диск 17, а вместе с ним макет местности 18, на котором изображена уличная обстановка. Двигаясь относительно неподвижного источника света 23, макет местности создает на экране 33 подвил ;ную перспективную картииу окружающей местности.
Для выбора требуемого направления движения водитель пользуется рулевым унравледием 2, тем самым, посредством гибких передач 7 и 11, вала 9 и ролика 12, поворачивает фрикционный ролик 19 (как ведущее колесо автомобиля) относительно вертикальной оси. При этом ролик 19 смещается относительно макета местности в радиальном паправлепии, а вместе с ним смещается в точечный источник света 23, будучи связанный с роликом 19 нижним рычагом 22 и верхним рычагом 20. .При этом перспектива теневого изображения на экране 33 изменяется так, как при боковом смещении транспортного средства.
Для нроверкн реакции водителя и его эмоцнонпой устойчивости инструктор включает привод 32, который внезапно выдвигает макет нрепятствия 31 па «проезжую часть макета
местности 18, что заставляет водителя принимать меры нротив «столкновения. Сигнализатор ошнбок 28 показывает разницу во времепн между появлением «препятствия и торможением.
При не)емещении макета 24 относительно макета местности 18 на экране создается впечатление о встречном (попутном) движении транспортного средства, которое водитель должен будет объезжать. При наезде на
«препятствия 30 источник света 23 отклоняется за счет щарнирной подвески на рычаге 29, а сигнализатор 28 зафиксирует «наезд как ошибку.
П р е д .м е Т изобретения
1.Тренажер, содержащий кабину с органом управления, устройство для моделирования динамики движения транспортпого средства,
экран, теневой проектор с точечпым источником света и макетом местности из светопроницаемого диска, связанным посредством фрикциоппого привода с упомянутым устройством, и сигнализатор ощибок, отличающийся
тем, что, с целью сохранения светопроницаемости макета местности, он снабжен дополнительным диском, закрепленным со светопроницаемым диском на общем вертикальном валу и взаимодействующим с роликом фрикциопного привода, при этом ролик и источник света расположены на рычагах, закрепленных на вертикально установленной поворотной втулке, внутри которой размещен вал, имеющий привод от рулевого колеса, и связанный
гибкой передачей с держателем ролика, закрепленным па рычаге с возможностью поворота вокруг вертнкальной оси.
2.Тренажер но п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью регистрации действий водителя,
в цепь сигнализатора ошибок включены контакты, замыкаемые при иовороте рычагов и при перемещении источника света относительно несущего его рычага.
3.Тренажер но п. 1, о т л и чающийся тем, что, с целью более точной имитации уличного
движения, он снабжен движущимися относительно макета местности макетами препятствий, например автомобилей.
2
78
2П11 2Б 10
Т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
аСЕСФЮЗНАЯ iiAlLHTl'D-TEXKHHECKAf | 1973 |
|
SU388296A1 |
Теневой проектор тренажера транспортных средств | 1977 |
|
SU741312A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА | 2002 |
|
RU2215330C1 |
ВСЕСОЮЗНАЯ ПАТ?НТНО-ЯХВл'1Е;'КДЙБИБЛИОТЕКА | 1971 |
|
SU317095A1 |
ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1972 |
|
SU341072A1 |
Тренажер транспортного средства | 1980 |
|
SU930338A1 |
Тренажер транспортного средства | 1982 |
|
SU1045243A1 |
Имитатор дорожной обстановки для тренажера транспортного средства | 1982 |
|
SU1018143A1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1986 |
|
SU1387031A1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1979 |
|
SU960904A1 |
Авторы
Даты
1975-01-05—Публикация
1972-06-30—Подача