Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B62D33/06 

Описание патента на изобретение SU931565A1

(54) ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ

ОТКИДЫВАЮЩЕЙСЯ КАБИНЫ НА РАМЕ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам, фиксирующим опрокидываемую кабину на раме автомобиля.

Известно запорное устройство для фиксации опрокидываемой кабины на раме автомобиля, содержащее смонтированный на кабине корпус, размещенный в нем подпружиненный захват, связанный с управляющей тягой и щарнирно закрепленный на оси, расположенной в корпусе, и упор, поворотно установленный в кронщтейне рамы и контактирующий с рабочей поверхностью захвата, выполненной эксцентрично относительно оси крепления захвата 1.

В этом устройстве эффективность выборки зазоров, возникающих между взаимодействующими деталями вследствие погрещностей изготовления, деформации или изно.са, повыщается при увеличении эксцентриситета поверхности захвата относительно оси его крепления, а степень надежности фиксации кабины - при уменьщении эксцентриситета. Указанное противоречие заставляет выбирать среднее значение величины эксцентриситета, вследствие чего уменьшается степень эксплуатационной надежности устройства и требуется повышение степени точности изготовления взаимодействующих деталей.

Наиболее близким к предлагаемому является запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства, , содержащее смонтированный на кабине корпус, размещенный в нем подпружиненный захват, связанный с управляющей тягой, поворотно установленную на

10 расположенном в корпусе пальца втулку имеющую многогранную поверхность, сопряженную с ответной поверхностью захвата, выполненной эксцентрично относительно оси пальца, и упор, поворотно установленный в крон15щтейне рамы и контактирующий с указанной поверхностью захвата 2.

В указанном устройстве надежность фиксации кабины повышается при уменьщении эксцентриситета поверхности захвата

20 относительно оси пальца, так как уменьщаются действующие на захват силы, способствующие самооткрыванию устройства. Однако при уменьщении указанного эксцентриситета вследствие увеличения усилия между поверхностью захвата и упором увеличивается усилие открывания запорного устройства. При малых значениях эксцентриситета возможно заклинивание захвата и вследствие этого резкое увеличение усилия открывания устройства. Указанное противоречие заставляет выбирать средние значения эксцентриситета, вследствие чего уменьшается степень надежности фиксации кабины и увеличивается усилие открывания.

Цель изобретения - повышение надежности фиксации кабины путем уменьшения вероятности самооткрывания устройства и уменьшения усилия открывания.

Указанная цель достигается тем, что захват состоит из взаимодействующего с унором фиксируюшего элемента, имеюшего паз и установленного на выполненной на поверхности втулки цилиндрической поверхности, эксцентричной относительно оси пальца, и связанного с управляющей тягой подпружиненного поводка, установленного на многогранной поверхности втулки и входящего в паз фиксируюшего элемента с зазором, при этом величина и направление эксцентриситетов многогранной и цилиндрической поверхностей втулки одинаковы, а втулка установлена со смещением оси ее цилиндрической поверхности от плоскости, проходящей через ось упора и ось пальца в сторону поворота поводка.

На фиг. 1 изображено запорное устройство, в положении «Закрыто ; на фиг. 2 - то же, в положении «Открыто (положение соответствует откинутой кабине); на фиг. 3- разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез З-В на фиг. 4 (контурными линиями изображены элементы устройства в положении «Закрыто, а пунктирными линиями - в промежуточном положении).

Запорное устройство содержит смонтированный на кабине 1 корпус 2, выполненный с зевом 3 и опирающийся на клиновые резиновые буферы 4 и 5, закрепленные на раме 6 автомобиля. В корпусе 2 размешен захват, состоящий из фиксирующего элемента 7 и поводка 8, установленных на втулке 9, поворотной на проходящем через стенки корпуса 2 пальце 10. Втулка 9 выполнена с цилиндрической И и многогранной 12 поверхностями, расположенными эксцентрично относительно оси пальца 10. Величина и направление эксцентриситетов цилиндрической 11 и многогранной 12 поверхностей выполнены при этом одинаковыми. На цилиндрической поверхности 11 втулки 9 поворотно установлен фиксирующий элемент 7, выполненный с пазом 13 и цилиндрической поверхностью 14 радиуса R, эксцентричной относительно оси пальца 10. Фиксирующий элемент 7 посредством эксцентричной поверхности 14 контактирует с упором 15, поворотно установленным в проушинах кронштейна 16, который через резиновые амортизаторы 17 и 18 болтами 19 и 20 закреплен на раме 6. На многогранной поверхности 12 втулки 9 установлен поводок 8, связанный с управляющей тягой 21, а также с пружинами 22 и 23, поджимающими его в открытом положении устройства к ограничителю 24. В закрытом положении устройства пружины 22 и 23 поджимают упор 15 эксцентричной поверхностью фиксируюшего элемента 7 к стенкам зева 3. Поводок 8 входит в паз 13 фиксируюшего элемента 7 с зазором А, обеспечиваюшим в пределах его значения поворот поводка 8 совместно с втулкой 9 относительно фиксирующего элемента 7. Втулка 9 установлена со смещением оси цилиндрической поверхности 11 от плоскости, соединяющей ось упора 15 и ось пальца 10, в сторону поворота поводка 8 при открывании устройства. Положение многогранной поверхности 12 втулки 9 относительнофиксирующего элемента 7 выбрано с учетом обеспечения контакта эксцентричной поверхности 14 фиксируюшего элемента 7 с упором 15 в пределах заданного участка от В до В + Г.

Под действием силы пружин 22 и 13, передаваемой через поводок 8 на фиксирующий Эv eмeнт 7, упор 15 зажат между стенками зева 3-й эксцентричной поверхностью 14 фиксирующего элемента 7, что обеспечивает фиксацию кабины на раме 6 автомобиля.

Для открывания устройства прилагают усилие к управляющей тяге 21, которая поворачивает поводок 8 совместно с втулкой 9 относительно пальца 10 и фиксирующего элемента 7. При повороте втулки 9 ее цилиндрическая поверхность 11 вследствие эксцентричного расположения относительно оси пальца 10 отделяется от упора 15. Установленный на цилиндрической поверхности 11 фиксирующий элемент 7 также отделяется от упора 15 (фиг. 5), что вызывает ослабление усилия взаимодействия между упором 15 и аксцентричной поверхностью 14 фиксируюшего элемента 7. Последнее способствует уменьшению усилия, прикладываемого к управляющей тяге 21, а следовательно, облегчению открывания устройства. Поворот поводка 8 относительно фиксирующего элемента-7 происходит при выбирании зазора А между поводком 8 и стенкой паза 13. После выбирания зазора А поводок 8 взаимодействует с фиксирующим элементом 7 и поворачивает его на пальце 10 до прекращения контакта с упором 15, обеспечивая последнему свободный выход из зева 3 при подъеме кабины 1. После подъема кабины 1 нагрузка с управляющей тяги 21 снимается и поводок 8 под действием усилия пружин 22 и 23 поворачивается совместно с втулкой 9 на пальце

10. После выбирания зазора Л поводок 8 взаимодействует с фиксирующим элементом 7 и поворачивает его на пальце 10. Поворот поводка 8, втулки 9 фи1 сирующего элемента 7 относительно пальца 10 происходит до соприкосновения поводка 8 с ограничителем 24.

При опускании кабины 1 на раму 6 упор 15 входит в зев 3, поворачивает на пальце фиксирующий элемент 7, поводок 8 и втулку 9, преодолевая усилие пружин 22 и 23, и упирается в .стенки зева 3. Под действием силы пружин 22 и 23 фиксирующий элемент 7 зажимает упор 15 между стенками зева

3и эксцентричной поверхностью 14, осуществляя его фиксацию. Эксцентричная поверхность 14 фиксирующего элемента 7 обеспечивает самоподжатие упора 15 к стенкам зева 3 и автоматическое выбирание зазоров, возникающих между взаимодействующими деталями вследствие погрещностей изготовления, износа или деформации. Контакт упора 15 с эксцентричной поверхностью 14 фиксирующего элемента 7 должен быть выдержан при этом в границах заданного участка от S до В 4- Г. Для выполнения указанного требования в случае его нарущения изменяют расстояние между упором 15 и цилиндрической поверхностью И втулки 9, для чего изменяют расположение многогранной поверхности 12 втулки 9 относительно поводка 8.

При открывании и закрывании устройства упор 15, взаимодействуя фиксирующим элементом 7, обкатывается по его боковой поверхности и вращается в проушинах кронщтейна 16. При качании кабины 1 во время движения автомобиля упор 15 неподвижен относительно корпуса 2 и вращается относительно проущин кронщтейна 16. Таким образом, износу подвергаются только проущины кронщтейна 16 и взаимодействующие с ним края упора 15. Для повыщения долговечности устройства проущины кронщтейна 16 и края упора 15 выполнены повыщенной твердости. Долговечность устройства повыщается также путем обеспечения прилегания эксцентричной поверхности 14 фиксирующего элемента 7 к упору 15. Последнее достигается изменением наклона упора 15 относительно эксцентричной поверхности 14 путем различной степени сжатия резиновых амортизаторов 17 и 18 болтами 19 и 20. Обеспечение прилегания эксцентричной поверхности 14 к упору 15 исключает перекосы между ними, что позволяет уменьщить усилие, необходимое для открывания устройства. Клиновые резиновые буферы

4и 5, установленные на раме 6, ограничивают величину смещения кабины 1 под действием инерционных сил, возникающих

при движении автомобиля, относительно рамы 6, что способствует уменьщению перекосов между эксцентричной поверхностью 14 и упором 15 и, следовательно, уменьщению усилия, необходимого для открывания устройства.

Предлагаемое техническое решение позволяет значительно уменьшить уси.лие, необходимое для открывания устройства за счет предварительного уменьшения сил между взаимодействующими деталями. Уменьшение усилия открывания устройства позволяет уменьщить величину эксцентриситета поверхности поджима, что повыщает надежность фиксации кабины путем уменьшения вероятности самооткрывания устройства.

Формула изобретения

Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства, содержащее смонтированный на кабине корпус, размещенный в нем подпружиненный захват, связанный с управляющей тягой, поворотно установленную на расположенном в корпусе пальца втулку, имеющую многогранную поверхность, сопряЖJeннyю с ответной поверхностью захвата, выполненной эксцентрично относительно оси пальца, и упор, поворотно установленный в кронштейне рамы и контактирующий с указанной поверхностью захвата, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности фиксации кабины путем уменьщения вероятности самооткрывания устройства и уменьшения усилия открывания, захват состоит из взаимодействующего с упором фиксирующего элемента, имеющего паз и установленного на выполненной на поверхности втулки цилиндрической поверхности, эксцентричной относительно оси пальца, и связанного с управляющей тягой подпружиненного поводка, установленно на многогранной поверхности втулки и входящего в паз фиксирующего элемента с зазором, при этом величина и направление эксцентриситетов многогранной и цилиндрической повepxнocteй втулки одинаковы, а втулка установлена со смещением оси ее цилиндрической поверхности от плоскости, проходящей через ось упора и ось пальца, в сторону поворота поводка.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 608690, кл. В 62 D 33/06, 1975. .

2.Авторское свидетельство СССР

№ 783099, кл. В 62 D 33/06, 1979 (прототип).

Похожие патенты SU931565A1

название год авторы номер документа
Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства 1984
  • Оборотов Альберт Николаевич
  • Дидух Михаил Петрович
  • Гурский Михаил Николаевич
  • Кожарский Евгений Михайлович
  • Паречин Владимир Александрович
SU1174315A1
Запорное устройство для фиксации опрокидываемой кабины на раме автомобиля 1979
  • Оборотов Альберт Николаевич
  • Гурский Михаил Николаевич
SU783099A2
Запорное устройство для фиксации опрокидываемой кабины на раме автомобиля 1975
  • Оборотов Альберт Николаевич
  • Гурский Михаил Николаевич
SU608690A1
ЗАМОК 1992
  • Рычков Г.Н.
  • Рычков И.Г.
RU2037620C1
ЭЛЕВАТОР ТРУБНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОДНОШТРОПНЫЙ 2023
  • Хасаншин Ильдар Анварович
RU2810658C1
ЗАМОК 1993
  • Рычков Г.Н.
  • Рычков И.Г.
RU2078184C1
ЗАПИРАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ЗАМКА 1994
  • Рычков Г.Н.
  • Рычков И.Г.
RU2098583C1
ЭЛЕВАТОР ТРУБНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОДНОШТРОПНЫЙ 2022
  • Хасаншин Ильдар Анварович
RU2794051C1
Поворотно-делительное устройство 1978
  • Передерищека Николай Александрович
  • Лохвицкий Борис Николаевич
SU709327A1
Зубчатая сцепная муфта 1975
  • Зайко Николай Ануфриевич
SU530127A1

Иллюстрации к изобретению SU 931 565 A1

Реферат патента 1982 года Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства

Формула изобретения SU 931 565 A1

SU 931 565 A1

Авторы

Оборотов Альберт Николаевич

Гурский Михаил Николаевич

Дидух Михаил Петрович

Шелушков Бронислав Афанасьевич

Даты

1982-05-30Публикация

1980-08-14Подача