Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам, фиксирующим опрокидываемую кабину на раме автомобиля.
Цель изобретения - повышение надежности фиксации кабины путем исключения случаев самопроизвольного открывания устройства.
На фиг. 1 изображено запорное устройство в положении «Закрыто ; на фиг. 2 - то же, в положении «Открыто (положение соответствует откинутой кабине); на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 4 (контурными линиями изображены элементы устройства в положении «Закрыто, пунктирными линиями - в промежуточном положении).
Запорное устройство содержит смонтированный на кабине 1 корпус 2, выполненный с зевом 3 и опирающийся на клиновые буферы 4 и 5, закрепленные на раме 6 автомобиля. В корпусе 2 размещен захват, состоящий из фиксирующего элемента 7 и поводка 8, установленных на втулке 9, свободно вращающейся на проходящем через стенки корпуса 2 пальце 10. Втулка 9 выполнена с цилиндрической 11 и многогранкой 12 поверхностями, расположенными эксцентрично относительно оси пальца 10. Величина и направление эксцентриситетов цилиндрической 1 1 и многогранной 12 поверхностей выполнены при этом одинаковыми. На цилиндрической поверхности 11 втулки 9 поворотно установлен фиксирующий элемент 7, выполненный с цилиндрическим хвостовиком 13, пазом 14, гладкой боковой поверхностью 15 и цилиндрической поверхностью 16 радиуса R, эксцентричной относительно оси пальца 10.
Фиксирующий элемент 7 посредством эксцентричной поверхности 16 контактирует с упором 17, поворотно установленным в проущинах кронщтейна 18, который через резиновые амортизаторы 19 и 20 болтами 21 и 22 закреплен на раме 6. На многогранной поверхности 12 втулки 9 установлен поводок 8, связанный с управляющей тягой 23, а также с пружинами 24 и 25. Поводок 8 входит в паз 14 фиксирующего элемента 7 с зазором а, обеспечивающим в пределах его значения поворот поводка 8 совместно с втулкой 9 относительно фиксирующего элемента 7. Втулка 9 установлена со смещением оси цилиндрической поверхности 11 от плоскости, соединяющей ось упора 17 и ось пальца 10 в сторону поворота поводка 8 при открывании устройства. Положение многогранной поверхности 12 втулки 9 относительно фиксирующего элемента 7 выбрано с учетом обеспечения контакта эксцентричной поверхности 16 фиксирующего элемента 7 с упором 17 в пределах заданного участка от б до б+в. На цилиндрическом хвостовике 13 фиксирующего элемента 7 поворотно установлен толкатель 26, имеющий запирающий элемент 27, например щтык, подвижно установленный в основном пазу 28, выполненном в управляющей тяге 23. Толкатель 26 расположен при этом в зеве 3 между корпусом 2 и фиксирующим элементом 7, а его поверхность 29 установлена с зазором относительно упора 17. На конце поводка 8 жестко закреплен управляющий палец 30, подвижно установленный в дополнительном пазу 31, расположенном в управляющей тяге 23 под углом к ее продольной оси. На корпусе 2 с помощью болтов 32 закреплен предохранитель 33, выполненный с пазом 34. На управляющей тяге 23 расположена выполненная в виде выступа на ней ограничительная пластина 35. Управляющая тяга 23 поворотно связана с рукояткой 36, установленной поворотно в кронщтейне 37, жестко закрепленном на кабине 1. Рукоятка 36 связана с корпусом 2 пружиной 38, которая поджимает управляющую тягу 23 к ограничителю 39.
Под действием силы пружин 24 и 25, передаваемой через поводок 8 на фиксирующий элемент 7, упор 17 зажат между стенками зева 3 и эксцентричной поверхностью 16 фиксирующего элемента 7, что обеспечивает фиксацию кабины на раме 6 автомобиля. Для открывания устройства прилагают усилие к рукоятке 36, поворачивая ее против часовой стрелки в кронщтейне 37. При этом тяга 23 перемещается вправо, воздействуя через запирающий элемент 27 на толкатель 26 и через управляющий палец 30 на поводок 8 и поворачивая их по часовой стрелке. Поводок 8 поворачивается совместно со втулкой 9 относительно пальца 10 и фиксирующего элемента 7. При повороте втулки 9 ее цилиндрическая поверхность 11 вследствие эксцентричного расположения относительно оси пальца 10 отдаляется от упора 17. Установленный на цилиндрической поверхности 11 фиксирующий элемент 7 также отдаляется от упора 17 (фиг. 5), что вызывает ослабление усилия взаимодействия между упором 17 и эксцентричной поверхностью 16 фиксирующего элемента 7. Последнее позволяет уменьщить усилие, которое необходимо приложить к рукоятке 36 для открывания устройства. Поворот поводка 8 относительно фиксирующего элемента 7 происходит до выбирания зазора а между поводком 8 и стенкой паза 14. После выбирания зазора а поводок 8 взаимодействует с фиксирующим элементом 7 и поворачивает его по часовой стрелке на пальце 10 до прекращения контакта с упором 17, обеспечивая последнему продвижение по зеву 3 при подъеме кабины 1.
При дальнейшем перемещении управляющей тяги 23 вправо толкатель 26 выходит из зоны зева 3, и упору 17 при подъеме кабины 1 обеспечивается свободный выход. Во время открывания запорного устройства путем приложения усилия к рукоятке 36 управляющая тяга 23 тянет за собой поводок 8, преодолевая усилие пружин 24 и 25. Вследствие этого управляющий палец 30 поджат к левой стенке паза 31, и левый конец управляющей тяги 23 находится в своем самом верхнем положении. Поэтому при перемещении управляющей тяги 23 вправо ограничительная пластина 35 проходит над предохранителем 33 и не создает препятствий для перемещения управляющей тяги 23. После подъема кабины 1 усилие с рукояткой 36 снимается и поводок 8 под действием пружин 24 и 25 поворачивается совместно с втулкой 9 на пальце 10 против часовой стрелки. При этом управляющий палец 30, воздействуя на управляющую тягу 23, тянет ее влево и ограничитель 35 проходит над предохранителем 33. Управляющая тяга 23, воздействуя через запирающий элемент 27 на толкатель 26, начинает поворачивать его против часовой стрелки. После выбирания зазора а поводок 8 начинает взаимодействовать с фиксирующим элементом 7 и поворачивать его против часовой стрелки на пальце 10. Поворот поводка 8, втулки 9, фиксирующего элемента 7 и толкателя 26 прекращается после ,того, как управляющая тяга 23 упрется в ограничитель 39, а управляющий палец 30 - в стенку паза 31.
При опускании кабины 1 на раму 6 упор 17 входит в зев 3 и, взаимодействуя с толкателем 26, поворачивает его на хвостовике 13. Поворот толкателя 26 вызывает перемещение управляющей тяги 23 вправо, вследствие чего выбираются зазоры между управляющей тягой 23 и управляющим пальцем 30 и левый конец управляющей тяги 23 поднят в верхнее положение. При дальнейщем опускании кабины 1 упор 17 начинает взаимодействовать с боковой поверхностью 15 фиксирующего элемента 7. Преодолевая усилие пружин 24 и 25, упор 17 поворачивает по часовой стрелке на пальце 10 фиксирующий элемент 7, поводок 8, втулку 9 и одновременно на хвостовике 13 толкатель 26. Взаимодействие упора 17 с толкателем 26 и фиксирующим элементом 7 рассчитано таким образом, что левый конец управляющей тяги 23 при движении вправо находится все время в верхнем положении и ограничительная пластина 35 проходит над предохранителем 33, не создавая препятствий для перемещения управляющей тяги 23. После того, как ограничительная пластина 35 заходит за предохранитель 33, контакт между упором 17 и толкателем 26 прекращается. Практически в это же время должен прекратиться контакт
упора 7 с боковой поверхностью 15 фиксирующего элемента 7 и начаться контакт с его эксцентричной поверхностью 16. После этого под действием силы пружин 24 и 25 фиксирующий элемент 7, поводок 8 и втулка 9 начинают поворачиваться на пальце 10 против часовой стрелки. Поводок 8 тянет за собой управляющую тягу 23 влево и, так как ее левый конец находится в верхнем положении, ограничительная пластиQ на 35 проходит над предохранителем 33. Под действием силы пружин 24 и 25 фиксирующий элемент 7 зажимает упор 17 между стенками зева 3 и эксцентричной поверхностью 16, осуществляя его фиксацию. Эксцентричная поверхность 16фиксирую5 щего элемента 7 обеспечивает самоподжатие упора 17 к стенкам зева 3 и автоматическое выбирание зазоров между взаимодействующими деталями. Контакт упора 17 с эксцентричной поверхностью 16 фиксирующего элемента 7 должен быть выдержан при
0 этом в границах заданного участка от б до . Для выполнения указанного требования в случае его нарущения изменяют расстояние между упором 17 и цилиндрической поверхностью 11 втулки 9, для чего изменяют расположение многогранной поверхности 12 втулки 9 относительно поводка 8. При выходе из строя пружин 24 и 25 или элементов их крепления фиксирующий элемент 7 от действующей со стороны упора 17 силы, возникающей во время движения
0 автомобиля, начинает поворачиваться по часовой стрелке. Выбрав зазор а фиксирующий элемент 7 и поводок 8 поворачиваются по часовой стрелке. Управляющий палец 30 поводка 8 начинает перемещаться в пазу 3-1 и конец управляющей тяги
5 23 вследствие того, что паз 31 расположен под углом к ее продольной оси, опускается вниз под действием собственного веса. Дойдя до конца паза 31, управляющий палец 30, преодолевая усилие пружины 38, начинает перемещать управляющую тягу 23
0 вправо. Ограничительная пластина 35 вследствие того, что она вместе с концом управляющей тяги 23 опускается вниз, упирается при перемещении вправо в предохранитель 33. Поворот поводка 8 и фиксирующего элемента 7 прекращается. Положение предохранителя 33 на корпусе 2 рассчитано таким образом, что поворот фиксирующего элемента 7 прекращается до выхода его из зоны зева 3, когда открывание устройства невозможно. Регулирование взаимного положения предохранительной пластины 35 и ограничителя 33 осуществляется путем перемещения предохранительной пластины 35 относительно корпуса 2 в пределах величины паза 34.
Фиг. 2
гб
fpuz.
гг
30
31
23
15
10
7
Фмг.5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства | 1980 |
|
SU931565A1 |
ЗАМОК | 1992 |
|
RU2037620C1 |
ЗАМОК | 1993 |
|
RU2078184C1 |
Швейный полуавтомат для изготовления прямых петель | 1968 |
|
SU649765A1 |
ОРУЖЕЙНАЯ УСТАНОВКА | 2004 |
|
RU2256138C1 |
Замок для крышек люков полувагонов | 1961 |
|
SU147597A1 |
Шаговый конвейер | 1986 |
|
SU1472385A1 |
Устройство для аварийного открывания дверей шахты лифта | 1984 |
|
SU1162722A1 |
Сцепное устройство для формирования толкаемых составов речных судов | 1976 |
|
SU645896A1 |
Запорное устройство для фиксации опрокидываемой кабины на раме автомобиля | 1975 |
|
SU608690A1 |
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ОТКИДЫВАЮЩЕЙСЯ КАБИНЫ НА РАМЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее смонтированный на кабине корпус, размещенный в нем подпружиненный захват, связанный с управляющей тягой, поворотно установленную на пальце, расположенном в корпусе, втулку, имеющую многогранную поверхность, на которой смонтирован поводок захвата, и цилиндрическую поверхность, на которой смон; г тирован фиксирующий элемент захвата, имеющего также эксцентричную относительно своей оси поворота поверхность, контактирующую с упором, поворотно установленным в кронштейне рамы, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности фиксации кабины путем исключения случаев самопроизвольного открывания устройства, управляющая тяга снабжена ограничительной пластиной, имеющей основной паз и дополнительный паз, расположенный наклонно относительно продольной оси тяги, при этом фиксирующий элемент захвата имеет расположенный на цилиндрической поверхности втулки хвостовик, на котором смонтирован толкатель, размещенный между фиксирующим элементом захвата и корпусом и снабi женный запирающим элементом, подвижно установленным в основном пазу, а в до(О полнительном пазу подвижно установлен управляющий палец, жестко закрепленный на конце захвата, причем устройство снабжено предохранителем, смонтированным на корпусе, и пружиной для связи последнего с управляемой тягой. CAD ел
Запорное устройство для фиксации опрокидываемой кабины на раме автомобиля | 1975 |
|
SU608690A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства | 1980 |
|
SU931565A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1985-08-23—Публикация
1984-03-19—Подача