(54) ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ КРАН
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Грузоподъемный кран | 1979 |
|
SU827369A1 |
Переносной грузоподъемный кран | 1990 |
|
SU1801930A1 |
Телескопическая стрела башенного крана | 1991 |
|
SU1794873A1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР НА ГРУЗОВОМ АВТОМОБИЛЕ | 2013 |
|
RU2545698C1 |
САМОПОДЪЕМНЫЙ БАШЕННЫЙ КРАН | 1992 |
|
RU2045464C1 |
Грузоподъемный кран | 1985 |
|
SU1324993A1 |
БАШЕННЫЙ КРАН | 2006 |
|
RU2307783C1 |
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ КРАН | 1973 |
|
SU391990A1 |
Грузоподъемный кран | 1984 |
|
SU1402556A1 |
КРАН С ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ БАШНЕЙ | 1970 |
|
SU277223A1 |
1
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности, к кранам с телескопическими раздвижными стрелами и колоннами, используемыми на монтажных работах в стесненных условиях (при монтаже встроенных конструкций промышленных зданий, при установке технологического оборудования и т.п.).
По основному авт. св. №.827369 известен грузоподъемный кран, содержащий колонну, состоящую из кормовой и выдвижной секции, смонтированную на выдвижной секции стрелу, грузовую лебедку, канат которой огибает блоки, установленные по концам стрелы и на кормовой и выдвижной секциях колонны, креоновую обойму: при этом на оголовке стрелы и крюковой обойме смонтированы взаимодействующие между собой фиксирующие элементы 1.
Однако при работе в стесненных условиях во многих случаях в нерабочем положении требуется уменьшение не только высоты колонны, но и вылета стрелы. Например, при установке подобного крана между двумя электроплавильными печами для замены на них электродов, помимо пЬдъема
стрелы и ее ориентирования на заменяемый электрод по углу требуется выдвижение по длине над сводом печи. После замены электрода консольный кран должен быть уменьшен и по высоте, и по длине, чтобы не ме шать работе мостовых кранов, транспортирующих, например, жидкий металл.
При этом для раздвижения стрелы так же, как и для раздвижения колонны может быть использован имеющийся привод подъе10. ма груза. Для осуществления этой операции применим тот же принцип выдвижения подвижной секции посредством грузового каната после смыкания фиксирующих эле.ментов, что и для раздвижения колонны.
Цель изобретения - расширение экс15плуатационных возможностей крана путем изменения вылета стрелы с помощью грузовой лебедки.
Указанная цель достигается тем, что стрела снабжена телескопически соединенной с ней выдвижной секцией, по концам кото20рой установлены блоки, огибаемые канатом грузовой лебедки и упором, а фиксируюшие элементы для взаимодействия с крюковой обоймой смонтированы на свободном конце
упомянутой секции, при этом другой ее конец снабжен упором, взаимодействующим с упором стрелы.
На фиг. 1 изображен грузоподъемный кран, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. I; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1.
Грузоподъемный кран содержит основание 1, на котором установлена телескопическая колонна, включающая корневую секцию 2 и выдвижную секцию 3, опирающуюся через подшипник 4 на кронштейн 5, в котором смонтирован подвижной блок 6, проходящий сквозь прорезь в корневой секции. На верхнем конце выдвижной секции 3 колонны закреплена телескопическая стрела, состоящая из наружной секции 7, в полости которой с.монтирована внутренняя выдвижная секция 8. Канат 9 грузовой лебедки, несущий крюковую обойму 10, запасован на блоки 11 и 12, первый из которых смонтирован на свободном конце - оголовке внут-. ренней секции 8 стрелы, а второй - на ее основании. Далее канат проходит через блоки 13 и 14, смонтированные на головной и концевой частях наружной секции 7 стрелы, затем вдоль оси колонны через подвижный блок 6 выдвижной секции 3 колонны и блок 15, закрепленный на верхней части корневой секции 2-колонны, на барабан 16 при.вода подъема груза. Крюковая обойма 10 взаимодействует с оголовком внутренней секции 8 посредством раздвижных фиксирующих элементов 17 и 18. Верхний элемент 17 расположен на оголовке внутренней секции 8 стрелы и, выполнен на торцовой части гильзы 19, а нижний подвижной элемент 18 изготовлен в виде опорной кольцевой площадки на крюковой обойме 10. В верхней части этой обоймы имеется еще одна кольцевая площадка 20, соответствующая внутреннему диаметру гильзы 19. В окнах, изготовленных в гильзе 19, смонтированы поворотные рычаги 21 захвата крюковой обоймы, у каждого из которых опорная поверхность 22 и несущая поверхность 23 расположены по одну сторону от оси 24 поворота. Второе плечо у каждого из рычагов подпружинено в направлении, обеспечивающем их установку в положение, не препятствующее опусканию крюковой обоймы 10.
Для управления рычагами 21 на гильзе 19 смонтирована вилка 25, щарнирно установленная на оси. Эта вилка связана с гибкой тягой 26, огибающей блок 27, закрепленный на выступе гильзы 19, и блок 28, смонтированный на плече трехплечего рычага 29, служащего для стопорения внутренней секции 8 стрелы. Плечо 30 этого рычага контактирует своей несущей площадкой с упором 31 на внутренней секции 8, а опорной площадкой - с опорой 32 на наружной секции 7 телескопической стрелы во вдвинутом положении, плечо 33 рычага подпружинено. На головной части наружной секции 7 стрелы имеется упор 34, взаимодействующий с упором 31 при максимальном вылете внутренней секции 8.
Для стопорения колонны в верхнем положении на верхней части ее корневой секции
2 смонтирован фиксатор 35 колонны, выполненный в виде пары подпружиненных рычагов, конструкция которых аналогична конструкции рычагов захвата крюковой обоймы с той разницей, что в фиксаторе колонны
действие пружины направлено на установку рычагов в положение, препятствующее опусканию выдвижной секции 3. Второе плечо фиксатора колонны связано с тягой 36, заканчивающейся рукояткой 37. Подобная рукоятка 38 имеется на конце гибкой тяги 26.
Фиксация выдвижной секции 3 посредством рычагов 35 производится только в ее крайнем верхнем положении. При этом каждый рычаг поворачивается под воздействием пружин до упора в горизонтальную площадку окна в корневой секции 2, а на верхнюю опорную поверхность рычагов опускается кронштейн 5. При этом обеспечивается надежное стопорение выдвижной секции в ее верхнем положении и возможность ее поворота на упорном подшипнике 4.
Для того, чтобы расфиксировать выдвижную секцию, ее необходимо немного приподнять, чтобы обеспечить разворот рычагов 35 тягой 36, удерживаемой в натянутом положении до тех пор, пока тело секции 3 не перекроет зону действия фиксатора. Теперь тягу 36 можно отпустить, а при дальнейщем опускании выдвижной секции 3 рычаги 35 будут скользить по ее поверхности, не препятствуя движению.
Устройство работает следующим обраЗОМ.
После подвешивания груза к крюковой обойме 10 включают привод вращения барабана 16. При этом тяговое усилие на канате 9 соответствует весу поднимаемого груза. При продолжении работы привода после смыкания фиксирующих элементов .17 и 18 грузовой канат 9, воздействуя на подвижный блок 6, заставляет его двигаться вверх совместно с выдвижной секцией 3 колонны. Тяговое усилие каната возрастает до велнчины, равной суммарному весу груза и выдвижной секции колонны и телескопической стрелы. При этом, на блок 12 действует усилие в два раза большее воспринимаемое через упор 31 опорой 32 на наружной секции 7 стрелы.
Работа привода барабана 16 прекращается по команде электрического выключателя, срабатывающего после того, как кронштейны 5 окажется над верхней кромкой фиксатора 35, который под воздействием пружины повернется вокруг своей оси до упора в горизонтальную площадку окна в корневой секции 2 колонны. После этого реверсируют привод барабана 16, в результате чего первоначально опускается выдвижная секция 3 до опирания кронштейна 5 на фиксатор 35. Теперь с грузового каната 9 снята нагрузка от веса колонны и стрелы, так что при продолжении вращения барабана 16 фиксирующие элементы 17 и 18 расстыковываются и начинает опускаться крюковая обойма 10. Теперь можно производить поворот выдвижной секции 3 колонны на подщипнике 4 и продолжать опускание груза.
Чтобы произвести раздвижение телескопической стрелы, следует одновременно с включением барабана 16 в направлении опускания груза рукояткой 38 натягивать гибкую тягу 26. Под ее воздействием поворачивается вилка 25, разворачивая р ычаги 21 захвата крюковой обоймы до опирания их опорных площадок 22 на горизонтальные площадки окна в гильзе 19. В таком положении захвата крюковой обоймы ее кольцевая площадка 20 опирается на несущую поверхности 23 рычагов 21. Это приводит к полному снятию нагрузки с грузового каната 9, в результате чего внутренняя секция 8 под действием составляющей от ее веса перемещается вниз по уклону. Когда опора 32 отходит от плеча, трехплечий рычаг под действием гибкой тяги 26 поворачивается по часовой стрелке. Теперь, не снимая усилия с рукоятки 38, включают привод барабана 16 в направлении, соответствующем подъему груза. Под действием усилия натяжения ветвей каната 9 на блок 12 внутренняя секция 8 выдвигается вперед До смыкания упора 31 с упором 34. Если при этом не отключить привод барабана 16, тяговое усилие на грузовом канате 9 возрастает до величины, обеспечивающей подъем крюковой обоймы 10 с грузом до смыкания фиксирующих элементов 17 и 18 и далее подъем выдвижной секции колонны 3. Если это случится, то произойдет отключение электропривода подъема под действи. ем электрического концевого выключателя упомянутого выше.
Для опускания груза при выдвинутой стреле нужно отпустить рукоятку 38. Это можно сделать тотчас после того, как внутренняя секция 8 двинулась вперед и упор 31 вышел из зоны действия плеча трехплечего рычага. Как только будут сняты нагрузки от веса груза и от натяжения гибкой тяги 26 через вилку 25 с рычагов 21, последние под действием пружин повернутся вокруг своих осей в положение, не препятствующее опусканию крюковой обоймы 10. При этом опускание груза -можно произвести двумя способами. Во-первых, можно опускать его после опускания кронщтейна 5 на фиксаторы 35. При этом выдвижная секция 8 остается в выдвинутом положении под действием силы натяжения ветвей грузового каната. Во-вторых, если воздействовать рукояткой 37 через тягу 36 на фиксаторы 35,
то в случае, когда колонна приподнята над этими фиксаторами, они повернутся вокруг своих осей, сжимая пружины. При включении привода барабана 16 в направлении опускания груза начнет опускаться выдвижная колонна, а фиксирующие элементы 17 и 18 остаются сомкнутыми под действием сил натяжения каната. После полного опускания колонн продолжается опускание крюковой обоймы 10 с грузом.
Если необходимо вдвинуть внутреннюю секцию 8 восместно с поднятым грузом, то вращением барабана 16 приподнимают обойму 10 до смыкания элементов 17 и 18, натягивают рукояткой 38 гибкую тягу 26, после чего опускают обойму на рычаги 21 и прекращают действие на рукоятку 38. При дальнейщем вращении барабана в направлении опускания внутренняя секция под действием составляющей от сил тяжести начнет перемещаться вправо по уклону. В конце перемещения скощенная часть упора 31 повернет плечо по часовой стрелке, сжимая пружину. При дальнейшем перемещении внутренней секции трехплечий рычаг под дей свтием сжатой пружины возвращается в исходное положение. Теперь вновь приподнимают подвеску с грузом, чтобы снять усилие с рычагов 21, которые под действием пружин также становятся в положение, не препятствующее опусканию подвески.
Такие же операции можно производить, не опуская выдвижной колонны, а удерживая ее на фиксаторах 34. Единственное условие, которое приходится соблюдать - это выполнять движение внутренней секции 8 стрелы или выдвижной секции 3 колонны, можно только после смыкания фиксирующих элементов 17 и 18. При этом конструкция средств стопорения выдвижной секции стрелы и захвата крюковой обоймы обеспечивает возможность их расфиксирования под воздействием одной гибкой тяги. Причем это возможно только после снятия с каждой из них рабочей нагрузки, что исключает появление аварийной ситуации.
Использование грузоподъемного устройства позволяет повысить удобства ведения погрузочно-разгрузочных работы в труднодоступных местах закрытых помещений и значительно снизить трудоемкость его изготовления за счет упрощения конструкций путем уменьшения вспомогательного оборудования, расширить его эксплуатационные возможности.
Формула изобретения
Грузоподъемный кран по авт. св. № 827369, отличающийся тем, что, с целью расширения его эксплуатационных возможностей путем изменения вылета стрелы с помощью грузовой лебедки, стрела снабжена
телескопически соединенной с ней выдвижной секцией, по концам которой установлены блоки, огбаемые канатом грузовой лебедки, и упором, а фиксирующие элементы для взаимодействия с крюковой обоймой смонтированы на свободном конце упомянутой секции, при этом другой ее конец снабжен
Фиг.1
упором, взаимодействующим с упором стреЛЫ:
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 827369, кл. В 66 С 23/02, 1979 (прототип).
23
25 W
Авторы
Даты
1982-05-30—Публикация
1980-04-25—Подача