Обучающее устройство Советский патент 1982 года по МПК G09B7/04 

Описание патента на изобретение SU932526A2

Устройство относится к техническим средствам обучения, используемым для контроля и оценки уровня подготовки операторов.

По основному авт. св. № 785887 известно устройство для контроля и оценки уровня подготовки операторов, содержащее блок вьщачи информации, логический блок, блок ввода, блок индикации, блок вычисления взаимной корреляции количества задач и правильных решений, блок оценки и блок выдачи правильных решений 1.

Недостатком устройства является то, что оценка и контроль уровня подготовки операторов производится относительно усредненной кривой обучения, что предопределяет для обеспечения требуемой достоверности их получения необходимость либо группу операторов разбивать на подгруппы с тем, чтобы получить для каждой подгруппы свою экспоненту, наиболее полно отражающую способности операторов , либо в качестве эталонной кривой брать экспоненту, отражающую . предельно допутимые способности подгруппы операторов.

Цель изобретения - повышение эффективне.сти подготовки операторов

за счет автоподстройки обучающего устройства к индивидуальным способностям оператора

Поставленная цель достигается тем, что в обучакнцее устройство введен блок интегрирования, первый и четвертый входы которого подключены соответственно ко второму и третьему выходам блока корреляции,пятый вход подключен к четвертому выходу логического блока, шестой вход подключен ко второму выходу блока выдачи информации, второй и третий входы являются входами устройства, а выход соединен с первым входом блока выдачи правильных решений.

Кроме того, блок интегрирования содержит нелинейный преобразователь, первый, второй и третий элементы И, преобразователь напряжение-код,триггер, элемент задержки, первый и второй элементы ИЛИ, первую и вторую схемы сравнения, первый и второй входы нелинейного преобразователя являются соответственно шестым и пятым входами блока интегрирования, а выход соединен с первым входом первого элемента И, выход которого соединен с входом преобразователя напряжение-код, выход второго элемента ИЛИ подключен к второму входу первого элемента ИЛИ, выход которо- го подключен к второму входу первого элемента И, а первый вход подключен к выходу триггера, вход которого через элемент задержки подключен к выходу второго элемента ИЛИ, первый и второй входы которого подключены соответственно к выходам второго и третьего элементов И,вторые входы которых являются соответственно четвертым и первым входами блока интегрирования, а первые входы подключены соответственно к выходам первой и второй схем сравнения, первые входы которых соединены с первым входом нелинейного преобразователя, а вторые входы являются соответственно третьим и вторым входами блока интегрирования, выход которого является выходом преобразователя напряжение-код.

Данное конструктивное решение позволяет в процессе обучения заново записать на счетчике числа импульсов такое число, согласно которому на выходе преобразователя код-напряжение блока выдачи правильных решений устанавливается уровень напряжения, согласно рассчитанному тангенсу угла наклона линейной функции.

На фиг.1 приведена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - функциональная схема блока интегрирования; на фиг.3 - пример изменения угла наклона линейной . функции с учетом способностей операЦ тора на данном цикле обучения.

Обучающее устройство содержит блок 1 вудачи информации, логический блок 2, блок 3 ввода, блок 4 индикации, блок 5 корреляции, блок б оценки, блок 7 выдачи правильных решений, блок 8 интегрирования, препрдаватель 20 и оператор 21.

Блок 8 интегрирования включает в себя нелинейный преобразователь 9, первый элемент И 10, преобразователь 11 напряжение-код, первую схему 12 сравнения, вторую схему 13 сравнения, второй элемент И 14, третий элемент И 15, второй элемент ИЛИ 16, первый элемент иЛИ 17, элемент 18 задержки, триггер 19.

Устройство работает следующим образом.

Преподаватель (инструктор) 20, исходя из затраченного времени на обучение оператора и зафиксированного уровня подготовки его, определяет по усредненной эталонной экспоненте очередной цикл обучения и в соответствии с линейной функцией этого цикла записывает на счетчик числа импульсов число. Согласно набранному числу на выходе преобразователя код-напряжение блока 7 выдачи правильных решений устанавливается уровень напряжения, соответствующий . уровню подготовки оператора на начало нового цикла обучения. Кроме того, на второй вход схемы 12 сравнения подводится напряжение, пропорциональное максимально допустимому числу предъявлений методической информации, а на второй вход схемы 13 сравнения - напряжение, пропорциональное минимально допустимому числу

0 предъявлений методической информации.

Учащийся 21 получает учебную информацию через блок 1 выдачи информации и вводит свои, ответы с помощью

5 блока 3 ввода. Кроме того, с блока 1 выдачи информации на первые входы нелинейного преобразователя 9 и схем 12 и 13 сравнения подаётся напряжение, пропорциональное числу предъявлений учебной информации. В здвисиг мости от ответов методической ин-. формации с блока 1 и эталонного сигнала с блока 7 логический блок 2 вырабатывает сигналы на индикацию

5 хода учебного процесса блоком 4,

счетчик числа заданных вопросов блока 5 и в случае ошибочйого ответа на счетчик числа ошибочных ответов блока 5 и на второй вход нелинейного

0 преобразователя 9. После ввода сигнала ошибочного ответа блок 5 взаимной корреляции определяет, какой зоне из трех возможных (в случае оценки учащегося по двухбальной системе , т.е., когда принимается одно ,из трёх решений Сдал, Не сдал или Продолжать опрос ) соответствует соотношение количества ошибочных ответов.m числу заданных вопросов п . Одновременно в нелинейном преобразователе производится

вычисление .тангенса угла наклона линейной функции по формуле

, ViblT

где .и,, - напряжение, пропорциональное числу предъявлений Q . учебной информации оператору ;

и. - напряжение, пропорциональное интервалу времени между двумя предъявлениями информации, устанавливаемое преподавателем .- Напряжение, пропорциональ ное разности меясду качеством работы, показанное в данный момент отработки методической информации и предыдущим .моментом. С выхода сборки формирования сигнала Продолжать опрос сигнал поступает в логический блок 2, который вырабатывает команду на повторение методической информации блоко 1 выдачи и оставляет эталонный сигнал правильных ответов без изменени Кроме того, сигнал Продолжать опрос поступает на второй вход элемента И 14 и при совпадении с сигна лом, поступающим на первый вход с выхода схемы 12 сравнения и свидетельствующим о превышении числа предъявлений методической информаци максимально допустимого, элемент И.14 открывается и результат сравне ния подается на элемент ИЛИ 16. На выходе элемента ИЛИ 16 появляется высокий уровень напряжения, которое подается на вход элемента ИЛИ 17, ,а с его выхода на вход элемента И 1 I Элемент И 10 открывается и напряжение с выхода нелинейного преобразов теля 9 через элемент И 10 воздействует на преобразователь 11 напряжение-код, который формирует, пачку им пульсов, пропорциональную входному напряжению. Одновременно с этим фронт напряжения с выхода элемента ИЛИ 16, задержавшись с помощью элемента 18 задержки на время, необходимое для формирования пачки импуль сов преобразователем 11 напряжениекод, воздействует на триггер 19. Триггер 19 перебрасывается и закрывает элемент ИЛИ 17, который в Ьвою очередь закрьгоает элемент И 10.Сфор мированная пачка импульсов подается на блок 7 выдачи правильных решений оргласно которому на выходе преобразователя код-напряжение устанавливается новый уровень напряжения, отражающий тангенс угла наклона линейной функции соответственно пониженным способностям оператора на данный цикл обучения. Контроль и оценка уровня подготовки оператора начинает производиться относительно нового эталонного уровня. С выхода сборки формирования сиг нала Сдал сигнал поступает в ло гический блок 2, который вырабатывает команду на выдачу новой методи ческой информации блоком 1 выдачи . Одновременно сигнал Сдал поступает на второй вход элемента И 15 и в случае совпадения его с сигналом поступающим на первый вход с выхода схемы сравнения 13 н свидетельствующим, что минимально допустимое число предъявлений методической информации превышает реальное число предъявлений, элемент И 15 открывается и результаты сравнения подают ся на элемент ИЛИ 16. Далее работа элементов 17, 18, 19, 10 и 11 повторяется аналогично рассмотренному, за исключением того, что на выходе преобразователя код-напряжение блока 7 выдачи правильных решений устанавливается уровень напряжения,отражающий тангенс угла наклона линейной функции, соответствующей более высоким способностям оператора на данный цикл обучения. Контроль и оценка уровня подготовки оператора начинает производиться относительно нового этао онного уровня. В случае ,,; Пр iw, блок 8 интегрирования не вносит никаких изменений в работу блока 7 выдачи правильных решений и обучающее устройство функционирует в строгом соответствии с основным изобретением. Для того, чтобы подготовить схему блока 8 интегрирования к работе в следующем цикле обучения, необходимо вернуть триггер 19 в исходное состояние. Использование нового элемента блока интегрирования - приводит к появлению адаптивных свойств у предлагаемого устройства по сравнению с известтшм и позволяет в зависимости от индивидуальных способностей оператора на период обучения или тренировки автсялатически изменять длительность обучения или тренировки; устранить из процесса обучения монотонные условия деятельности для способных операторов. При этом сокращается число owHtiOK при отсеивании операторов способности кото-. шх не соответствуют отводимым временным затратам на обучение. Введение нового блока, а также новых конструктившлх связей позволяет существенно повысить эффективность подготовки операторов. Формула, изобретения 1.Обучаквдее устройство по авт. св. 785887,о т яичающееся тем, что, с целью повышения эффективности подготовки операторов, оно содержит блок интегрирования, первый и четвертый входы которого подключены соответственно к второму и третьему выходам блока корреляции, пятый вхрд подключен к четвертому выходу логического блока, шестой вход подключен к второму выходу блока выдачи информации, второй и тре-. тий входы являются входами устройства, а выход соединен с первым входом блока выдачи правильных решений. 2,Устройство по п. 1, о т д ичающееся тем, что блок интегрирования содержит нелинейный преобразователь, первый,второй и третий элементы И, преобразователь напряжение-код, триггер, элемент задержки, первый и второй элементы ИЛИ, первую и вторую схемы сравнения, первый и второй входы нелинейного преобразователя являются соответственно шестым и пятым входами блока интегрирования, а выход соединен с

первым входом первого элемента И, выход которого соединен с входом преобразователя напряжение-код, выход второго элемента ИЛИ подключен к второму входу первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к второму входу первогоэлемента И, а первый вход подключен к выходу триггера, вход которого через элемент задержки подключен к выходу второго элемента ИЛИ, первый и второй входы которого подключены соответственно к выходам второго и третьего элементов И, вторые входы которых являются соответственно четвертым и

первым входами блока интегрирования, а первые входы подключены соответственно к выходам первой и второй схем сравнения, первые входы которых соединены с первым входом нелинейного преобразователя, а вторые входы являются соответственно третьим и вторым входами блока интегрирования, выход которого является выходом преобразователя напряжение-код.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 785887, кл. G 09 В 7/04, 1979 (прототип).

Похожие патенты SU932526A2

название год авторы номер документа
Обучающее устройство 1979
  • Боград Эдуард Александрович
  • Карасев Анатолий Михайлович
  • Полосин Виктор Григорьевич
  • Шлаен Пинхус Яковлевич
SU785887A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU997061A1
Обучающее устройство 1981
  • Бородин Виктор Петрович
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU1005154A1
Устройство для контроля уровня подготовки операторов 1987
  • Багрецов Сергей Алексеевич
SU1472937A2
Обучающее устройство 1984
  • Галиев Анвар Лутфрахманович
  • Гольдфельд Лев Наумович
SU1246126A1
Обучающее устройство 1982
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU1024964A1
Устройство для обучения операторов систем управления 1985
  • Кузин Анатолий Владимирович
  • Бондарь Евгений Михайлович
SU1267462A1
Тренажер радиотелеграфиста 1979
  • Малеваный Валентин Иванович
  • Винар Рома Гдалович
  • Крамарева Светлана Александровна
  • Король Александр Васильевич
SU824270A1
Устройство для обучения 1988
  • Гольдфельд Лев Наумович
  • Галиев Анвар Лутфракманович
SU1531124A1
Обучающее устройство 1978
  • Львов Владимир Маркович
SU748494A2

Реферат патента 1982 года Обучающее устройство

Формула изобретения SU 932 526 A2

SU 932 526 A2

Авторы

Боград Эдуард Александрович

Карасев Анатолий Михайлович

Полосина Людмила Сергеевна

Полосин Виктор Григорьевич

Даты

1982-05-30Публикация

1980-06-06Подача