(З) РЕЕЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
1
Изобретение относится к машино- 1 строению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное.
Известен реечный механизм, содержащий корпус, размещенный в нем вал с рейкой, выполненной с замкнутым контуром, и взаимодействующее с нейведущее колесо tl.ю
Недостатком указанного реечного механизма является невысокая точность перемещения из-за наличия дополнительного поперечного колебания, совершаемого движущимся реечно-колесным is элементом и жестко связанным с ним стержнем при переходе от поступательного движения к возвратному.
Цель изобр етения - повышение точности перемещения.20
Указанная цель достигается тем, что в реечном механизме, содержащем корпус, размещенный в нем вал с рейкой , выполненной с замкнутым контуром, и взаимодействующее с ней ведущее колесо,в корпусе выполнен замкнутый паз с тремя кольцевыми участками, два из которых расположены по торцам паза, а третье - в его центре, а механизм снабжен двумя водилами, равнорасположенными от центра рейки и установленными на ней с возможностью вращения, и ползунами, расположенными на соответствующих водипах, с возможностью осевого перемещения вдоль паза и поворота кольцевых участках.
На фиг. 1 изображен реечный механизм, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Реечный механизм содержит корпус 1, размещенный в нем вал 2 с рейкой 3, выполненной с замкнутым контуром, и взаимодействущее с ней ведущее колесо . В корпусе выполнен паз 5 Механизм содержит также два водила 6 и 7 ползуны 8 и 9, жестко установленные на соответствующих водилах 33 6 и 7 с возможностью осевого перемещения вдоль паза 5. Паз 5 выполне с тремя кольцевыми участками 10-12, в которых могут поворачиваться ползуны. . Реечный механизм работает следую щим образом. Рабочий ход I (поступательное движение вала 2). При вращении ведущего против часовой стрелки рейка 3 с замкнутым контуром вместе с валом 2 движется влево, совершая поступатель ное движение. При достижении точкой зацепления ведущего колеса t конца рейки 3, ось водила 7 находящегося На валу 2, совпадает с осью ведущего колеса , и на этом рабочий ход заканчивается. Холостой ход I. В момент окончания рабочего хода ползун 8 попадает в кольцевой участок 10, а ползун 9 - в 11, что приводит к освобождению водил 6 и 7. При этом ведущее колесо k и находящаяся с ним в зацеплении рейка 3, а также водило 7 образуют планетарный механизм. При вращении ведущего колеса 4точка зацепления переходит с конца рейки 3, а водила 6 и 7 совместно с ползунами 8 и 9 (соответственно) совершают поворот на При этом рейка 3 совершает вра щательное движение относительно водил 6 и 7, в то время как вал 2 оста ется неподвижным. Рабочий ход II (возвратное движение вала 2). По окончании поворота зубчатой рейки 3 ползуны 8 и 9 вновь попадают на прямолинейный участок паза 5, происходит фиксация водил 6 и 7 и процесс повторяется в противоположном направлении с преобразованием вращательного дви жения в возвратное Холостой ход П . При достижении ведущего колеса конца рейки-3, ползуны 8 и 9 попадают в кольцевые участки 11 и 12 соответственно, что приводит к освобождению водил 6 и 7. При этом зубчатое колесо k, рейка 3 и водило 6 образуют планетарный механизм. При вращении зубчатого колеса 4 точка за-. цепления перемещается по рейке 3 (по направлению возвратного движения) , а водила 6 и 7 совместно с ползунами 8 и 9 совершают поворот на 180, при этом вал 2 остается неподвижным В дальнейшем процесс повторяется. Предлагаемый реечный механизм позволяет получить преобразование вращательного движения в возвратнопоступательное без поперечных колебаний вала при его равномерном движении. Формула изобретения Реечный механизм, содержащий корпус, размещенный в нем вал с рейкой, выполненной с замкнутым контуром, и взаимодействующее с ней ведущее колесо, отличающийс я тем, что, с целью повышения точости перемещения, в корпусе выполнен замкнутый паз с тремя кольцевыми участками, два из которых расположены по торцам паза, а третье - в его центре, а механизм снабжен двумя водилами, равнорасположенными от центра рейки и установленными на ней с возможностью вращения, и ползунами, расположенными на соответствующих водилах с возможностью осевого перемещения вдоль паза и поворота в-кольцах. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США If 2821861, кл. , 1953 (прототип).
Авторы
Даты
1982-06-23—Публикация
1980-12-15—Подача