(54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ
МАСЕЛ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам и топливная композиция на ее основе | 2022 |
|
RU2796678C1 |
Способ определения защитных свойств смазочных масел | 1983 |
|
SU1151866A1 |
Способ получения многофункциональной присадки к автомобильным бензинам | 2022 |
|
RU2798574C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | 2001 |
|
RU2203490C2 |
Защитное покрытие стального трубопровода от подземной коррозии | 2021 |
|
RU2760783C1 |
Способ определения коррозионной агрессивности конденсата продуктов сгорания топлив на основе бензина, отработанных в двигателе | 1989 |
|
SU1663514A1 |
Способ экспресс-анализа присадок, смазочных материалов, технических жидкостей, включая отработанные (варианты) | 2019 |
|
RU2731818C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОРРОЗИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | 2006 |
|
RU2304764C1 |
СПОСОБ ЗАМЕРОВ ПАРАМЕТРОВ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВС | 2013 |
|
RU2525051C1 |
СПОСОБ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАГНИЯ В МАСЛАХ | 2005 |
|
RU2278380C1 |
Изобретение относится к испытаниям материалов, в частности к способам оценки защитных свойств моторных масел, используемых преимущественно в автомобильных двигателях, работающих на серосодержащем бензине. Известен способ оценки защитных свойств моторных масел, заключающийся в том, что свинцовые пластины в течение 9 ч подвергают периодическому воздействию испытуемого масла и воздуха щэи температуре , после чег оценивают защитные свойства масла по скорости кс розии свинцовых пластин 1 Недостатком этого способа является низкая достоверность результатов испытаний. Известен также способ оценки защитных свойств; MoTqpHbJx масел, заключающийся в том, что масло испытывают в четырехцилиндровом бензиновом двигателе в течение 25 мин. После испытания двигатель вьщерживают в камере влажности пять суток. О защитных свойствах масла судят по степени коррозии стенок цилиндра f2j. Недостатком такого способа является большая х одолжительность испытаний, а также низкая достоверность результатов испытаний, связанная с тем, что стенки цилиндра двигателя подвергаются действию агрессивных продуктов сгорания серосодержащего бензина только в течение 25 мин. Однако именно эти igjoдукты являются основной гфичиной коррозии деталей, соприкасающихся с маслом. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ оценки защитных свойств моторных масел, заключающийся в том, что смещивают масло с дистилл1фованной водой и оценивают защитные свойства масла по сксрости коррозии металлического образца, который вьщерживают в полученной смеси в течение 24 ч 3j. Однако достоверность оценки защитных свойств масел известным способом мала, что связано с тем, что условия коррозии металлического образца в смес масла с водой и стенок цилиндра двигателя, работающего на серосодержащем бензине, различны. Металлический образец в смеси масла и воды покрывается слоем масла, что щэепятствует процессу его коррозии. В работающем же двигателе бензин эффективно смывает масло с поверхности цилиндра и наиболее интенсивная коррози последней происходит в то время, когда масла на ней практически нет. Кроме того, оценка защитш 1Х свойств масел известным способом весьма- продолжительна. Цель изобретения - повышение достоверности и ускорение оценки защитных свойств масел, используемых в двигателях, работающих на серусодержащем бензине. Указанная цель достигается тем, что согласно способу оце1ш;и защитных свойс моторных масел, заключающемуся в том, что смешивают масло с дистиллированной водой и оценивают защитные свойства масла, отделяют воду с растворенными в ней веществами от масла и опре деляют рН получешюй водной вытяжки, по которому судят о защитных свойствах масел. Способ основан на том, что в процессе работы двигателя конденсированная На поверхности цилиндра влага взаимодей ствует с продуктами сгорания бензина и с присадками в масле. При работе двига теля на серусодерисащем бензине гфодуктом такого.взаимодействия является серная кислота, являющаяся основным коррозионным агентом. Нейтрализация серной кислоты происходит под действием гидролизуемой из масли щелочной присадки. По мере образованию серной кислоты расходуется щелочная присадка в масле, в результате чего снижается рН водной вытяжки масла. Таким образом, величина рН водной вытяжки масла отражает содержание щелочной хдэисадки в масле и следовательнозащитные способн сти масла. Способ осуществляется следующим образом. Пробу свежего или отобранного из работающего двигателя масла смещивают с дистиллированной водой. Затем, например, на центрифуге отделяют воду с растворенными в ней веществами от масла. Определяют рН полученной водной вытяжки Щ)К помощи рН-метра или индикаторной бумаги. По величине рН судят о защитных свойствах масла, используя тарировочную кривую, связывающую рН со скоростью коррозии металлического образца в водной вытяжке. Пример. Из pa6of ающего двигателя через различные промежутки време1Щ отбирают пробы масла. Оценку защитных свойств проб масла осуществляют 1редлагаемым и известным способами. О достоверности способов судят путем их сравнения с коррозионным состоянием цилиндров двигателя, которое оценивают в момент отбора проб масла. При испь1тании предлагаемым способом 100 г пробы моторного масла смешивают с таким же количеством дистиллированной воды. Эту смесь перемешивают на мешалке со скоростью 2О об/мин в течение 2 ч. Затем отделяют в течение 30 мин воду с растворенными в ней веществами от масла на центрифуге, скорость вращения которой составляет , 600О об/мин. Огфеделяют рН полученной водной вытяжки с помощью рН-метра. Для контроля оценивают защитные свойства масла по скорости коррозии пластины из стали-3 в водной вытяжке масла при температуре в течение часа. Скорость коррозии ( Р , ) определяют по потере массы пластины. При испытании по известному способу смешивают пробу масла с водой и перемешивают в мещалке в тех же режимах, что и в предлагаемом саособе. Затем в полученную смесь погружают стальную пластину из стали-3, вьщерживают при температуре в течение 24 ч при постоянном, перемешивании. Скорость корозии определяют по потере массы пласины. Результаты оценки защитной способности гфоб масла двумя способами и оценка коррозионного состояния цилинда двигателя гфиводятся в таблице.
11,6
9,0 7,3 6,4
4,0 Из таблицы видно, что результаты оценки защитной способности масла пред лагаемым способом, в частности изменение рН водной вытяжки, лучше коррелируют с к(розионнь1М состоянием цилиндра двигателя, чем известным способо Время на оценку свойств масла гфедлага емого способа (3 ч) существенно меньше того же времени известного способа (более 24 ч). Предлагаемый способ, основанный на отделении веды с pacTBqseHHbiMH в ней веществами от масла, определении рН полученной водной вытяжки и суждении по ней о защитных свойствах масла, позволяет повысить достоверность и ускорить (женку защитных свойств масел. Формула изобретения Способ оценки защитных свойств мото ных масел, заключающийся в том, что
О
Следов
коррозии
нет
о о о
Есть следы ксфрозии
0,4
Умеренная коррозия смешивают масло с дистиллированной водой и оценивают защитные свойства масла, отличающийся тем, что, с целью повьоиения достоверности и ускорения оценки защитных свойств масел, используемых в двигателях, работающих на серусодержащем бензкне, отделяют воду с растворенными в ней веществами от масла и определяют рН полученной водной вытяжки, по которому судят о защитных свойствах масла. Источники информации, гфинятые во внимание Щ5И экспертизе 1. Венцель С. В. Применение смазочных масел в автомобильных и тракторных двигателях. М., Химия, 1969, с. 84. 2.Папок К. К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, смазкам, прк- садкам. М., Химия, 1975, с. 180. 3.Масла смазочные ГСЮТ 19199-73. Метод определения антикс розионных свойств (прототип).
Авторы
Даты
1982-06-23—Публикация
1980-12-30—Подача