Подшипник скольжения для малых удельных нагрузок Советский патент 1982 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU943448A1

(54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫХ УДЕЛЬНЫХ

НАГРУЗОК

Похожие патенты SU943448A1

название год авторы номер документа
ГЕРМЕТИЧНО УПЛОТНЕННЫЙ ДЕМПФЕРНЫЙ УЗЕЛ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 2014
  • Дельгадо Маркес Адольфо
  • Эртас Бугра Хан
  • Холлмэн Даррен Ли
  • Смит Уолтер Джон
RU2658620C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Мендрух Денис Николаевич
  • Мендрух Николай Викторович
RU2528246C1
Подшипник скольжения 1975
  • Быстров Алексей Анатольевич
  • Быстров Анатолий Борисович
  • Кулаков Анатолий Константинович
SU590509A1
Подшипниковый узел вала гребного винта (его варианты) 1987
  • Торбьерн Хенрикссон
  • Кари Лаукия
  • Хейкки Сипиля
  • Маркус Хьерппе
  • Эса Ране
SU1556548A3
СПОСОБ СМАЗКИ ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2004
  • Альпин Александр Яковлевич
RU2292493C2
РАДИАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ, ТУРБОМАШИНА И СПОСОБ СБОРКИ УПОМЯНУТОГО РАДИАЛЬНО-ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА 2014
  • Эртас Бугра Хан
  • Дельгадо Маркес Адольфо
  • Холлмэн Даррен Ли
  • Смит Уолтер Джон
RU2672148C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1973
  • Авторы Изобретени Б. И. Купчинов, В. А. Белый, А. И. Свириденок А. П. Нешик Витель Институт Механики Металлополимерных Систем Белорусской Сср
SU388141A1
Способ изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения 1983
  • Пустовойт Юрий Иванович
  • Сайко Игорь Борисович
  • Сильнягин Святослав Николаевич
  • Сорока Вячеслав Владимирович
SU1178551A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ И БЫСТРОХОДНОСТИ АВТОНОМНОГО ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ 2009
  • Альпин Александр Яковлевич
  • Альпин Вадим Викторович
RU2442033C2
Подшипниковый узел 1988
  • Куняев Валерий Евгеньевич
  • Репин Михаил Иванович
  • Самсонов Юрий Николаевич
SU1663258A1

Реферат патента 1982 года Подшипник скольжения для малых удельных нагрузок

Формула изобретения SU 943 448 A1

1

Изобретение относится к подшипникам скольжения для малых удельных нагрузок и может быть использовано в машиностроении и приборостроении.

Известен подшипник скольжения для малых нагрузок, содержащий установлен- 5 ный в корпус пористый вкладыш, поры которого заполнены жидкостной смазкой. Смазка подшипника осушествляется за счет разности теплового расширения масла и основы пористого материала вкла- Q дыша 1.

Однако в устройстве недостаточно эффективно используется количество смазочного материала, размещенного в порах втулки, что приводит к уменьшению надежности и долговечности подшипника из- 15 за плохой смазки рабочих поверхностей.

Целью изобретения является увеличение надежности и долговечности подшипника путем принудительного вытеснения 20 смазки из пор на рабочую поверхность.

Указанная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем установленный в корпусе пористый вкладыш.

поры которого заполнены жидкостной смазкой, торцы пористого вкладыша герметизированы, а в корпусе со стороны вкладыша выполнен кольцевой паз, образующий с наружной поверхностью вкладыша камеру, при этом камера заполнена газом и изолирована от окружающей среды. Кроме того, объем камеры равен:

(T-Tor-Vno()(To-;/ir); при условии (Р-РС)РК, где Р, PC -давление газа соответственно в камере и окружающей среде; РК- капиллярное давление жидкостной смазки в пористом вкладыше при температуре Т; Vro - начальный объем газа при Т, ; VM - требуемый объем вытесняемого жидкостного смазочного ма териала при нагреве на величину (Т-Т, ); Т - температура подшипника при

работе;

TO - начальная температура подшипника;УПО - объем пор при TO; - температурный коэффициент объемного расширения стенки газокамеры, жидкостной смазки и пористого вкладыша соответственно. На чертеже изображен подшипник сколь жения для малых удельных нагрузок. Подшипник содержит пористый вкладыш 1, поры которого заполнены жидкостной смазкой. Пористый вкладыш установлен в корпусе 2. Торцы 3 и 4 пористого вкладыша 1 герметизированы. В корпусе 2 со стороны вкладыша 1 выполнен кольцевой паз 5, образуюший с наружной поверхностью 6 вкладыша 1 камеру 7, заполненную газом и изолированную от окружающей среды, для чего посадка по поверхности 6 также герметизирована. Смазывание трущейся поверхности подшипника производится следуюп им образом. При относительном движении контактирующих поверхностей пористого вкладыша 1 и вала 8 вследствие трения, например, в случае недостатка смазочного материала между этими поверхностями, повышается температура пористого вкладыша 1, смазочного материала и газа в газокамере 7. При нагревании все упамянутые составляющие подшипника стремятся расширяться. Относительно мало расширяются пористый вкладыш 1 и корпус 2. Жидкостная смазка, которая расширяется значительно больше, стремится выйти из пор по негерметическим поверхностям пористого вкладыша 1. Поскольку со стороны наружной поверхности пористого вкладыша противодействует выступанию жидкой смазки газ, давление которого возросло вследствие нагрева, то смазочный материал начинает выходить в зазор между валом и пористым вкладышем 1. Вытеснение смазочного материала из пор действием газа начинается тогда, когда давление газа в газокамере 7 превзойдет соответствуюшее капиллярное давление смазочного материала в порах вкладыша. Вытеснение смазочного материала в зазор подшипника осуществляется до тех пор, пока не прекращается нагревание подшипника. После релаксации параметры системы стабилизируются и процесс трения продолжается в стационарном состоянии, пока новое возмущение в системе в свою очередь не вызовет нагревание подщипника. Для вытеснения из пор все большего количества смазочного материала необходимо постепенное повышение температуры подшипника. Система работоспособна до опустошения первых пор вкладыша 1, когда газ получает возможность выходить из камеры 7 через эти поры в окружающую среду. Объем камеры 7 определяется следующим соотношением величин: Vro VM (Т-ТоГ-Vno (м-М(То-ДгГ ; при условии (Р-РС)РК, где; где Р, PC - давление газа в камере и в окружающей среде; РК - капиллярное давление жидкостной смазки в пористом вкладыше при температуре Т; Vro - начальный объем газа при Т. ; VM- требуемый объем вытесняемой жидкостной смазки при нагреве на величину (Т-1 ); Т - температура подшипника при работе; TO - начальная температура подшипника;Vno- объем пор при То ; ftr, м,-п - температурный коэффициент объемного расширения стенки газокамеры, жидкостной смазки и пористого вкладыша соответственно. Путем подбора объема газокамеры, в соответствии с техническими условия.ми, основные показатели подшипника скольжения (чувствительность системы к те.мпературе и масловыделяющаяся способность пористой втулки) являются управляемыми и регулируются в широких пределах. Технико-экономический эффект от внедрения предлагаемого изобретения заключается в улучшении функциональных свойств подшипников и особенно в увеличении их ресурса, что позволяет существенно повысить надежность устройств, в которых применимы подобные подшипники. Формула изобретения . Подшипник скольжения для малых удельных нагрузок, содержащий установленный в корпусе пористый вкладыш, поры которого заполнены жидкостной смазкой, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности путем принудительного вытеснения смазки из пор на рабочую поверхность, торцы пористого вкладыша герметизированы, а в корпусе со стороны вкладыша выполнен кольцевой паз, образующий с наружной поверхностью вкладыша камеру, при этом камера заполнена газом и изолирована от окружающей среды. 2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что объем камеры равен: Vro VM(T-To)--Vno()1( при условии (Р-РС)РК, где Р, PC -давление газа соответственно в камере и окружающей среде; Р, - капиллярное давление жидкостной смазки в пористом вкладыше при температуре Т;

начальный объем газа при То ;

требуемый объем вытесняемого жидкостного смазочного материала при нагреве на величину (Т-TO );

температура подшипника при работе;

начальная температура подшипника;

объем пор при TO ;

/г.Дм.п температурный коэффициент объемного расширения стенки газокамеры, жидкостной смазки и пористого вкладыша соответственно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Воронков Б. Д. Подшипники сухого трения. Л., «Машиностроение, 1968, с. 91, рис. 33 (прототип).

SU 943 448 A1

Авторы

Клейс Ильмар Романович

Аяотс Майдо Эрнивич

Лээс Рейн Хербертович

Картус Рауль Мартинович

Даты

1982-07-15Публикация

1979-12-17Подача