Изобретение относится к области авиационной техники и касается вьтолнения устройств для крепления редуктора несущего винта вертолета.
Известно устройство для крепления редуктора несущего винта вертолета, выполненное в виде стержней, прикрепленных t одной стороны к редуктору, а с другой стороны к фюзеляжу вертолета. Крепление стержней к фюзеляжу выполнено с помощью верти-, кально расположенных стяжных болтов, под головки которых установлены по две сферические шайбы для предотвращения перекосов.
Основной недостаток такого крепления состоит в TONf,-что для предотвращения развития фрикционной коррозии на .сопряженных поверхностях стержня и фюзеляжа, необходимо увеличить усилие затяжки стяжного болта в 3-4 раза по сравнению с действующими статическими нагрузками, что приводит к увеличению его размеров.
Другим недостатком является то, что брлт работает не только на растяжение, но и на срез, что также приводит к увеличению его размеров.
Кроме того, технологически трудно обеспечить параллельность стыковочных поверхностей четьфех стержней, образующих форму, относительно плоскости фюзеляжа. Отклонения от параллельности вызывают при сборке дополнительные неконтролируемые монтажные напряжения.
Известно также устройство Для креления редуктора несущего винта вертолета, содержащее стержни, прикреплен ные с одной стороны к редуктору, а с другой - к фюзеляжу вертолета, при этом каждый стержень со стороны его крепления к фюзеляжу имеет сферическую посадочную поверхность, размещенную в сферическом углублении фюзеляж и закрепленную в нем вертикально расположенным стяжным болтом, расположеным в отверстии, выполненном в центр сферического углубления фюзеляжа, причем плоскость, проходящая через край сферического углубления фюзеляжа, проходит значительно ниже центра сферы, а болт в отверстии фюзеляжа установлен без зазора, причем под головкой болта установлена сферичеСкая шайба.
Выполнение сопряженных поверхностей подкосов и 4яозеляжа сферическими позволяет уменьшить развитие фрикционной коррозии. Однако высота сопряженных сегментов сферических поверхностей в несколько раз меньше диаметра сферической поверхности. Это приводит к тому, что для уменьшения развития фрикционной коррозии на сопряженных сферических поверхностях необходимо увеличивать усилие затяжки болтов в 3-4 раза По сравнению с действукяцими статическими нагрузками. Это приводит к увеличению размеров и массы болта и не полностью устраняет возможность появления фрикционной коррозии.
Целью изобретения является увеличение ресурса и уменьшение веса за счет обеспечения натяга в сферическом соединении. Это достигается тем, что в устройстве для крепления редуктора несущего винта вертолета, содержащем стержни, закрепленные к редуктору и фюзеляжу, причем сопряжение стержней с фюзеляжем вьшолнено по сферическим поверхностям, диаметр сферической посадочной поверхности стержня выполнен больше диаметра сферического углубления фюзеляжа, а верхний край сферического углубления фюзеляжа лежит в плоскости, проходящей через центр сферы, причем сферическая посадочная поверхность стержня выполнена за одно целое с резьбовым стяжным элементом.
На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 - узел I фиг.1; на фиг. 3 - узел II на фиг.1 (крепление стержня с регулирующим его длину устройством); на фиг.4 взаимное положение деталей после запрессовки и характер изменения величины упругих деформаций.
Устройство для крепления редуктора несущего винта вертолета представляет собой дважды статически неопределимую пространственную систему и состоит из восьми стержней: шести стержней 1 и двух регулируемых по длине стержней 2. Каждый стержень 1 и 2 крепится к фюзеляжу 3 и редуктору 4 самостоятельно.
Стержни 1 и 2 .со стороны крепления к фюзеляжу 3 имеют сферическую посадочную поверхность 5, размещенную в сферическом углублении 6 вкладыша 7 4иозел гаса, выполненизгю за одно целое с резьбовым стяжным элементом 8, диаметр которого меньше диаметра отвер3стия 9, вьтолненного в центре сфери ческого углубления 6 вкладыша 7 фюз ляжа 3. . Стяжной эпеме нт прикреплен к фюз ляжу 3 гайкой 10, под которую проло жены сферические шайбы 11, 12, пред назначенные для устранения напряжений изгиба, возникающих в стяжном элементе 8 при затягивании гайки 10 вследствие произвольного положения оси стержня 8 относительно опорной nnoCKoc-fH 13 фюзеляжа 3. . Диаметр сферической посадочной п дерхности 5 стержней 1 и 2 выполнен больше диаметра сферического углубления 6 фюзеляжа. Величина натяга в сферическом соединении выбрана та кой, что силы трения, возникающие при запрессовке сопряженных поверхностей, были больше действующих внешних нагрузок. Стержни 2, придающие пространственной системе статическую неопреде лимость, имеют узлы регулировки по длине для изменения расстояния между точками крепления на фюзеляже и редукторе. Эти стержни выполнены разъемными. Узел регулировки их дли ны имеет ухо 14, вилку 15 и ступенчатый болт 16, средняя шейка 17 которогр имеет эксцентриситет относительно общей оси болта 16. : I-- ,,. , Диапазон регулировки длины стержней равен удвоенному эксцентриситету средней шейки 17 относительно оси болта 16. Вращением болта 16 достигается необходимая длина стержня, после чего болт стопорится штифтом 18. Это позволяет подбирать гщину двух стержней при сборке фермы в зависимости от конкретного положения. редуктора, установленного на шести стержнях, в пространстве. При сборке сферическая посадочная поверхность 5 самоустанавливаётся по 34 поверхности сферического углубления 6 в фюзеляже 3. При вращении гайки 10, благодаря наличию сферических шайб 11 и 12, стяжной элемент 8 опускается параллельно самому себе на величину h, и угловых перемещений сферической поверхности 5 не возникает. Момент затяжки гайки 10 определяется из условия нераскрытия стыка от вертикальной составляющей Р внешней нагрузки., действунщей по оси стержней 1, 2, и поэтому стяжной элемент 2 будет иметь небольшой вес, Как видно, величина упругих деформаций после запрессовки до приложения усилия затяжки (заштрихованная зона на фиг.4) изменяется от максимальных значений на поверхности А до нуля на поверхности Б. Основным рабочим участком является участок 1,,, где угол меаду касательной к сферической поверхности 5 и осью стяжного элемента 8 еньше или равен углу трения (при ч 0,15, i 8°).: На этом участке происходит заклинивание сопряженных поверхностей, так как tgd. Послезапрессовки и до приложения усилия затяжки Q упругие деформации сопряженных поверхностей на участке I2 плавно уменьшаются до нуля и, следовательно, также уменьшаются к вертикальные состанлякяцие сил реакции, что позволяет удерживать детали в запрессованном состоянии за счет их заклинивания на участке i, Эффект от реализации изобретения заключается в том, что вьтолненне сферического сочленения с натягом исключает появление фрикционной коррозии, что увеличивает ресурс, кроме того, ; снижается вес конструкции за счет меньшения размеров стяжного злемена, который воспринимает вертикальые составляющие внешней нагрузки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕДУКТОРА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1994 |
|
RU2073622C1 |
Вертолет с фюзеляжем и композитной хвостовой балкой | 2017 |
|
RU2651399C1 |
СТОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СТАТОРА КРУПНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2530014C1 |
Система внешней подвески груза к вертолету | 1980 |
|
SU973411A1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ВЕРТОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2335432C2 |
РУЧНАЯ МАШИНА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО УГЛОВАЯ ШЛИФОВАЛЬНАЯ МАШИНА | 2008 |
|
RU2502589C2 |
СКОРОСТНОЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ВЕРТОЛЕТ | 2014 |
|
RU2555086C1 |
ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ АВТОСЦЕПКИ | 2007 |
|
RU2350501C1 |
Подшипниковый узел | 2016 |
|
RU2638881C1 |
Способ герметизации крепежного соединения | 1991 |
|
SU1834996A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕДУКТОРА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащее стержни, прикрепленные с одной c-fopoHbi к редуктору, а с другой - к фюзеляжу вертолета, при это каждый стержень со стороны его креп ления к фюзеляжу имеет сферическую посадочную поверхносал, размещенную в сферическом углублении 4иозёляжа и закрепленную в нем резьбовым стяжным элементом, расположенным в отверстии, выполненном в центре сферического углубления фюзеляжа, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения ресурса и уменьшения веса за счет обеспечения натягами сферическом соединении, диаметр сферической посадочной поверхности стержня вьтолнен больше диаметра сферического углубления зеляжа, а верхний край сферического углубления фюзеляжа лежит в плоскости, проходящей через центр сферы, причем сферическая посадочная поверхность стержня выпол-: йена за одно целое с резьбовым стяжным элементом.
Данилов В.А | |||
и др | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
М., 1979, фиг.6 11 | |||
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды | 1921 |
|
SU58A1 |
Авторы
Даты
1986-10-07—Публикация
1980-09-22—Подача