Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам бесступенчатого регулирования скорости.
Известен регулируемый двухсекционный составной шкив для нормальных и узких клиновых ремней, состоящий из ступицы и дисков, один из которых представляет собой секции и направляющие пальцы, служащие фиксаторами. I Шкив работает следующим образом: при регулировании под действием натяжения ремня вначале перемещается вepkняя секция составного диска налево. После совпадения его конической поверхности с поверхностью конуса нижней секции фиксатор фиксирует левый диск и освобождает правый, который получает возможность перемещаться в осевом направлении 1.
Недостатки такой конструкции шкива - узкий диапазон регулирования и зависимость его изменения от натяжения ремня.
Известен также регулируемый шкив для клнноременного вариатора, содержащий ступицу с фланцами, опираю- , щиеся на них составные диски, выполненные из нескольких пар конусных колец, механизм осевого перемещения
и фиксации колец, состоящего из зубчатого колеса и рейки и кинематически соединенного с фланцами клином. Такой шкив регулируется следующим образом: при вращении зубчатого колеса зубчатая рейка через подшипник давит на подвижный фланец, который через клин перемещает подвижные в осевом направлении кольца, устанавливающие необходимый профиль ручья для работы на необходимом диаметре 2.
Недостатком известного шкива является небольшой диапазон регулирования из-за малой регулировочной возможности клинового механизма и небольшого числа пар подвижных колец.
.Цель изобретения - увеличение диапазона регулирования и обеспечение возможности регулирования на ходу.
Указанная цель достигается тем, что в регулируемом шкиве для клиноременного вариатора, содержащем ступицу с фланцами, опирающиеся на них составные диски, выполненные из нескольких пар конусных колец, и механизм осевого перемещения и фиксации колец, последний размешен в ступице и выполнен в виде конической зубчатой передачи с двухвенцовой шестерней, взаимодействующих с последней валиков, устанрвлен ных радиально в подшипниках во флан цах кулачков с профилем по спирали Архимеда, размещенных на валиках последовательно вдоль оси валиков с смещением друг относительно друга на равные углы, и толкателей, опирающихся на кулачки. Кроме того, шкив снабжен размеще ным внутри ступицы соосно оси враще ния винтовым механизмом. На фиг. 1 изображен шкив; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез; на фиг. 3 - спиральная поверхность контакта кулачка. Регулируемый шкив для клиноремен ного вариатора содержит ступицу 1, на которой закреплены два фланца 2 с установленными на их наружных сто ронах в подшипниках 3 и 4 радиально по четыре валиками 5 с набором из шести кулачков 6. Концы валиков 5 выполнены в виде зубчатого конического венца, находя щегося в зацеплении с центральной двухвенцевой шестерней 7 конической зубчатой, передачи, внутри которой посажена и закреплена гайка 8 с ви том 9 винтового механизма. Профили кулачков 6 выполнены по слирали Архимеда, подъем по которой равен не менее половины ширины ремня. При этом участки спирали Архимед всех кулачков б в наборе одинаковы но смещены друг относительно друга на одинаковый угол. Кулачки 6 контактируют с клинообразными толкателями 10, подвижно сидящими в отверстиях фланцев 2 и запрессованных в конусных кольцах 11. В отверстии гайки 8 имеются винтовые канавки, шаг винта -и длина которых обеспечивают один оборот валиков 5. Винт 9 оснащен продольньоли канавками, фиксирующими его относительно ступи цы при помощи шпоночных соединений выполненных на фланце 12. На конце винта 9 размещена подшипниковая опора 13. В кольца 11 вкрученьт винты 14 с пружинами 15, упирающимися во фланцы 2. Коническая зубчатая передача с двухвенцовой шестерней 7 валики 5 и кулачки 6 образуют механизм осевого перемещения и фиксации колец. Шкив работает следующим образом нажатии на подшипниковую опору 13 во время вращения шкива осевое движение винта 9 преобразуется с помощью механизма во вращательное движение центральной двухвенцовой шестерни 7 и валиков 5. Кулачки 6 валиков 5 выжимают клиновой ремень последовательным в радиальном направлении симметричньпи смыканием колец 11 каждой пары. / Движение винта9 в обратную сторону сопровождается входом клинового ремня между шарами колец 11, которые последовательно расходятся на величину не менее ширины ремня и фиксируются в таком положении под действием пружин 15. Предлагаемое устройство обеспечивает бесступенчатый перевод клинового ремня на разный уровень рабочего диаметра в неограниченном диапазоне в зависимости от числа колец и позволяет использовать при этом узкий стандартный клиновой ремень. Формула изобретения 1.Регулируемый шкив для клиноременного вариатора, содержащий ст;, пицу с фланцами, опирающиеся на них составные диски, выполненные из нескольких пар конусных колец, и механизм осевого перемещения и фиксации колец, отличающийся тем, что, с целью увеличения диапа-. зона регулирования, механизм осевого перемещения и фиксации размещен в ступице и выполнен в виде конической зубчатой передачи с двухвенцовой шестерней, взаимодействующих с последней валиков, установленных радиально в подшипниках во фланцах кулачков с профилем по спирали Архимеда, размещенных на валиках последовательно вдоль их оси со смещением друг относительно друга на равные углы, и толкателей, опирающихся на кулачки. 2.Шкив по п. 1, отличающийся тем, что, с целью регулирования на ходу он снабжен размещенным внутри ступицы соосно оси вращения винтовым механизмом. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Пронин Б.А., Ревков Г.А. Весступенчатые клиноременные Фрикционные передачи (вариаторы) . М., Машиностроение, 1967, с. 138, рис. Ь8. 2.Патент Германии 609514, кл. 47 Н 15, 1935 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шкив клиноременного вариатора | 1989 |
|
SU1763773A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕНАЛАЖИВАЕМЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2011 |
|
RU2489622C1 |
Клиноременной вариатор | 1989 |
|
SU1703891A1 |
Устройство для регулирования натяжения рулонного материала | 1989 |
|
SU1620411A1 |
Клиноременный вариатор | 1990 |
|
SU1772478A1 |
Клиноременный вариатор | 1990 |
|
SU1805252A1 |
Клиноременный вариатор | 1988 |
|
SU1746100A1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЕССТУПЕНЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ | 1999 |
|
RU2148504C1 |
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 1992 |
|
RU2071577C1 |
Трансмиссия автомобиля | 1980 |
|
SU961551A3 |
Авторы
Даты
1982-07-30—Публикация
1980-12-11—Подача