Дальномерная система с измерением разности фаз на частоте модуляции Советский патент 1982 года по МПК G01S1/32 

Описание патента на изобретение SU949570A2

Изобретение относится к радионавигации и может использоваться для управления подвижными объектами при вождении их по заданным траекториям.

По основному эвт.св. № 819767 известна дальномерная система с измерением разности фаз на частоте модуляции, содержащая наземную и бортовую приемопередающие станции, при этом бортовая приемопередающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик, приемник, генератор опорной частоты, индикатор отклонения, делитель частоты, блок переменной задержки и блок статистической обработки достоверных сигналов. При этом делитель частоты включен между выходом генератора опорной частоты и входом передатчика, а выход приемника соединен с индикатором отклонения через блок переменной задержки и блок статистической обработки досто верных сигналов, содержащий два формирователя импульсор, две схемы совпадения и усредняющее дифференциально-разностное звено,, причем одни входы схем совпадения соединены с выходом генератора опорной частоты, а другие - с выходом последовательно соединенных формирователей импульсов.

а выходы схем совпадения соединены с интегрирующими входами усредняющего дифференциальнС-разностного звена 1 .

Однако известное устройство не обеспечивает минимальнодрпустимое время восприятия информации пилотом при полетах на высоте 5-50 м, что снижает точность слежения.

10

Цель изобретения - повышение точности за счет уменьшения времени восприятия информации о перемещении под вижного Ьбъекта.

Для этого в дальномерной системе

15 с измерением разности.фаз на частоте модуляции, содержащей наземную и бортовую приемопередающие станции,, при этом бортовая приемопередающая станция содержит приемопередающую ан20тенну, передатчик, приемник, генератор опорной частоты, индикатор отклонения, делитель частоты, блок переменной задержки и блок статистической обработки достоверных сигналов,

25 причем делитель частоты включен между выходом генератора опорной частоты и входом передатчика, а выход приемника соединен с индикатором отклонения через блок переменной за30держки и блок статистической, обработки достоверных сигналов, содержащий два формирователя импульсов, две схемы совпадения и усредняющее дифференциально-разностное звено, причем одни входы схем совпадения соединены с выходом генератора 5 опорной частоты, а другие - с выходом последовательно соединенных формирователей импульсов, а выходы схем совпадения соединены с интегрирующими входами усредняющего диф- 10 ференциально-разностного звена, в бортовую приемопередающую станцию введен блок управления, вход которого соединен с выходом усредняющего дифференциально-разностного зве- 15 на, выход - с одним из входов блока переменной задержки, а индикатор отклонения выполнен в виде двух светящихся линейных индикаторов, например газоразрядных, и двух свето- 20 вых сигнализаторов, nprf этом входы двух светящихся линейных индикаторов соединены между собой и с выходом усредняющего дифференциально-разностного звена, а световые сигнализаторы 25 соединены соответственно с выходами схем совпадения.

На чертеже изображена структурная электрическая схема предлагаемого устройства э„

Устройство содержит наземную 1 и бортовую 2 приемопередающие станции, при этом бортовая приемопередающая станция 2 содержит приемопередающую антенну 3, передатчик 4, приемник 5, генератор б опорной частоты, индикатор 7 отклонения, делитель 8 частоты, блок 9 переменной задержки и блок 10 статистической обработки достоверных сигналов. При этом делитель 8 частоты включен 40 между выходом генератора 6 опорной частоты и. входом передатчика 4, а выход приемника 5 соединен с индикато ром 7 отклонения через блок 9 переменной задержки и блок 10 статисти- 45 ческой обработки достоверных сигналов, содержащий формирователи 11 и 12 импульсов, схемы 13 и 14 совпадения и усредняю14ее дифференциальноразностное звено 15, причем одни JQ входы схем 13 и 14 совпадения соединены с выходом генератора 6 опорной частоты, а другие - с выходом последовательно соединенных формирователей 11 и 12 импульсов, а вы- ее ходы схем совпадения соединены с интегрирующими входами усредняющего дифференциально-разностного звена 15.

Кроме того, бортовая; приемопередающая станция 2 содержит блок 16 60 управления, вход которого соединен с Еыходом усредняющего дифференциально-разностного звена 15, выход с одним из входов блока 9 переменной задержки, а иидтгкатор 7 отклоне- 65

ния выполнен в виде двух светящихся линейных индикаторов 17 и 18 и двух световых сигнализаторов 19 и 20. При этом входы двух светящихся линейных индикаторов 17 и 1В соединены между собой и с выходом усредняющего дифференциально-разностного звена 15,- а световые сигнализаторы 19 и 20 соединены соответственно с выходами схем 13 и 14 совпадения. Наземная приемопередающ станция 1 содержит приемопередающую антенну 21, приемник 22 и передатчик 23.

Устройство работает следующим образом.

На модуляционный вход передатчика 4 поступают импульсы от генератора б опорной частоты через делитель 8 частоты. Частота импульсов соответствует модуляционной часто-те.-Из импульсов опорной частоты в передатчик 4 вырабатывается синусоидальный сигнал, которым модулируются собственные высокочастотные колебания. Модулированные высокочастотные колебания излучаются антенной 3 и через антенну 21 наземной приемопередающей станции 1 поступают на вход приемника 22, в котором выделяется частота модуляции. С помощью этой частоты модулируются собственные высокочастотные колебания передатчика 23, частота которого отличается от частоты передатчика 4.

Модулированные высокочастотные колебания, излучаемые приемопередающей антенной 21, принимаются приемопередающей антенной 3 и поступают н вход приемника 5. В приемнике 5 вы1деляется частота модуляции, и в момент перехода этбго сигнала через нулевую линию -вырабатывается опорный импульс, который поступает на вход блока 9 переменной задержки. Блоком 9 осуществляется сдвиг импульсу в пределах длительности периода следования импульсов генератора 6 опорной частоты.

Передним фронтом выходного импулса блока 9 переменной задержки запускается формирователь 12 импульсов, длительность выходного импульса которого равна длительности им|Пульса генератора 6 опорной частоты. Этот импульс поступает на входы схемы 14 совпадения и второго фомирователя 11 импульсов, который запускается по заднему фронту входного импульса.

Выходной сигнал с усредняющего дифференциально-разностного звена 15 блока 10 статистической обработки достоверных сигналов поступает на вход индикатора 7 отклонения, в момент калибровки после подачи пилотом команды Поиск блок 16 управ ления ступенчато переключает линии задержки (не показано) блока 9 пере менной задержки до момента совмещен строб-импульсов с формирователей И и 12 импульсов с одним из ближайших по временному положению импульсов г нератора 6 опорной частоты. В этом случае со схем 13 и 14 совпадения на интегрирующие цепи (не показаны) усредняющего дифференциально-разностного звена 15 поступают импульсы. Равенство по длительности выход ных импульсов со схем 13 и 14 совпа дения наступает лишь в момент половинного перекрытия импульсов генератора б опорной частоты с импульсами формирователей 11 и 12. Это соответ ствует равенству входных напряжений на интегрирующих цепях усредняющего дифференциально-разностного звена 1 На выходе блока .10 статистической обработки достоверных сигналов с усредняющим дифференциально-разност ным звеном 15 автоматически устанавливается условный нуль. Отсутствие сигнала на выходе усредняющего дифференциально-разностн го звена 15 после наличия сигнала рассогласования является командой на блок 16 управления о прекращении поиска. В блоке 9 переменной задержки устанавливается величина линии задержки, соответствующая нулевому показанию индикатора 7 отклонения. Это соответствует выбранной трассе перемещения. При наличии отклонения подвижного объекта от заданной трассы во временном интервале сд.вигается пара строб-импульсов с формирователей 11 и 12, нарушается равенство длительности выходных импульсов со схем 13 и 14 совпадения и следовательно,-на выходе блока 10 статистической обработки достоверных сигналов появляется информация о величине и направлении отклонения подвижного объекта от заданной трассы. На земле перед полетом устанавлива|ется с помощью переключателя програм много ввода требуемая ширина перехода (лежду эквидистантными трассами полета. После окончания трассы полета и перехода на другую трассу пилот подает команду Переход. В блоке 16 управления вырабатывается сигнал, переключающий линии задержки блока 9 переменной задержки. Смещаются строб импульсы с формирователей 11 и 12 им пульсов на величину, пропорциональную расстоянию до следующей трассы полета. Нулевое положение индикатора 7 отклонения соответствует положению летательного аппарата на вновь выбранной трассе полета. Правый 20 и левый 19 световые сигнализаторы индикатора 7 отклонени срабатывают при длительности импульсов со схем 14 и 13, больше порогового значения. При одновременной работе световых сигнализаторов 20 и 19 в индикаторе 7 отклонения вырабатывается сигнал разрешения на прохождение сигнала рассогласования с усредняющего дифференциально-разностного звена 15 на вход линейных индикаторов 17 и 18. Величина и полярность сигнала рассогласования с блока 10 статистической обработки достоверных сигналов соответствует величине и направлению отклонения летательного аппарата от трассы полета. Правый 18 и левый 17 линейные индикаторы реагируют соответственно на положительное и отрицательное значение сигнала рассогласования, а длина свечения линейных индикаторов 18 и 17 пропорциональна величине сигнала рассогласования. Управление летательных аппаратов по предлагаемой системе заключается в следующем. Установив на земле в блоке 16 управления необходимую ширину перехода между эквидистантными трассами, пилот выводит летательный аппарат на край обрабатываемого участка, ориентируясь по местным предметам и штатным приборам. Подав в точке пересечения края обрабатываемого участка команду Поиск, пилот в течение 0,4-0,5 с выдерживает полет по краю поля. За этот период блок 16 управления обеспечивает режим поиска нулевого значения сигнала рассогласования, по окончании которого загораются световые сигнализаторы 19 и 20, но линейные индикаторы 17 и 18 не светятся. При подаче команды Переход пилот начинает разворот с заходом на следующую трассу полета. Световые сигнализаторы19 и 20 и линейные индикаторы 17 и 18 не светятся. При приближении к выбранной трассе полета срабатывает правый световой сигнализатор 20 и загорается левый световой сигнализатор 19. Полностью светится правый линейный индикатор 18. Подобная последовательность работы световых сигнализаторов 20 и 19 определяется сдвигом импульсов с формирователей 11 и 12. По мере дальнейшего сокргицения расстояния до трассы полета уменьшается длина светящейся части линейного индикатора 18 и при полете над выбранной трассой горят только световые сигнализаторы 20 и 19. По мере удаления от линии трас- . сы в другую сторону загорается и начинает увеличиваться длина светящейся части линейного индикатора 17 и затем светится полностью. При дальнейшем удалении гаснет линейный индикатор 17 и горит световой сигнализатор 19. В конце полета световая индикация полностью выключается. Зоны работы правого светового сигнализатора 20 и правого линейного индикатора 18, левого светового сигнализатора 19 и левого линейного индикатора 17 определяются выбранной длительностью импульсов генера тора б опорной частоты и пороговым (Значением длительности импульсов, поступающих со схем 13 и 14 совпадения на командные входы индикатор отклонения. При отклонении летательного аппарата влево светится правый линейный индикатор 18 - это указывает пилоту на необходимость отклоне ния ручки управления вправо. При о клонении вправо от выбранной трасс светится левый линейный индикатор т.е. ручку управления необходимо о клонить влево. Изобретение позволяет обеспечит режим выхода и полета по заданной трассе на выходах 5-50 м в условия дефицита времени пилота, при этом обеспечивается точность полета по заданной трассе fl м, вследствие чего улучшается качество выполняемых работ. TTLvTT Формула изобретения Дальномерная система с измерением разности фаз на частоте модуляции по авт.св.№ 819767, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности путем уменьшения времени восприятия информации о перемещении подвижного объекта, в бортовую приемопередающую станцию введен блок управления, вход которого соединен с выходом усредняющего дифференциально-разностного звена, выход - с одним из входов блока переменной задержки, а индикатор отклонения выполнен в виде двух снетящихся линейных индикаторов, например газоразрядных, и двух световых сигнализаторов, при этом входы двух светящихся линейных индикаторов соединены между собой и с выходом Iусредняющего дифференциально-разностного звена, а световые сигнализаторы соединены соответственно с выходами схем совпадения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 819767, кл. G 01 S 1/32, 31.03.76. LJLJ

Похожие патенты SU949570A2

название год авторы номер документа
Дальномерная система с измерениемРАзНОСТи фАз HA чАСТОТЕ МОдуляции 1976
  • Милов Владимир Александрович
  • Инюткин Игорь Иванович
  • Поливода Александр Григорьевич
SU819767A1
Дальномерная система с измерением разности фаз на частоте модуляции 1976
  • Милов Владимир Александрович
  • Инюткин Игорь Иванович
  • Поливода Александр Григорьевич
  • Старченко Евгений Иванович
SU859977A2
СИСТЕМА РАДИОСВЯЗИ С ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ 2003
  • Кейстович А.В.
  • Шавин П.Б.
  • Кейстович А.А.
RU2263401C2
СИСТЕМА РАДИОСВЯЗИ С ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ 2001
  • Салдаева Н.А.
  • Ермишин А.А.
  • Гришуков А.А.
  • Кейстович А.В.
RU2195774C2
РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ "БАГИС-С" 1995
  • Багдалов О.З.
  • Багдалов З.Х.
  • Багдалова Н.А.
  • Багдалов Д.З.
RU2108613C1
Устройство для управления заходом самолета на посадку 1990
  • Барабаш Айвар Николаевич
SU1783482A1
Многофункциональная малогабаритная радиолокационная система для летательных аппаратов 2016
  • Алексеев Александр Станиславович
  • Кудашев Владимир Сергеевич
  • Савостьянов Владимир Юрьевич
  • Самарин Олег Фёдорович
  • Ровкин Михаил Евгеньевич
  • Руссков Дмитрий Анатольевич
RU2630278C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1994
  • Багдалов З.Х.
  • Багдалова Н.А.
  • Багдалов Д.З.
RU2092887C1
СПОСОБ ПОСАДКИ САМОЛЕТА ПО КУРСУ ИЛИ ГЛИССАДЕ НА АЭРОДРОМ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ, РЛС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАКА ОТКЛОНЕНИЯ ЦЕЛИ ОТ РАВНОСИГНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ 2011
  • Семенов Виктор Леонидович
RU2485537C2
ДАЛЬНОМЕРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ВОЖДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО ЗАДАННЫМ ТРАЕКТОРИЯМ 1990
  • Шиганов Р.А.
  • Шиганова Л.И.
RU2028005C1

Иллюстрации к изобретению SU 949 570 A2

Реферат патента 1982 года Дальномерная система с измерением разности фаз на частоте модуляции

Формула изобретения SU 949 570 A2

SU 949 570 A2

Авторы

Инюткин Игорь Иванович

Милов Владимир Александрович

Поливода Александр Григорьевич

Пономаренко Валерий Васильевич

Негрий Юрий Григорьевич

Ермаков Геннадий Александрович

Даты

1982-08-07Публикация

1976-11-15Подача