(5) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бесконтактный двигатель постоянного тока | 1976 |
|
SU653693A2 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1972 |
|
SU423226A1 |
Вентильный электродвигатель | 1985 |
|
SU1316069A1 |
Вентильный электродвигатель | 1985 |
|
SU1275679A1 |
Вентильный электродвигатель | 1982 |
|
SU1023564A1 |
Вентильный электродвигатель | 1980 |
|
SU959227A1 |
Бесконтактный электродвигатель постоянного тока | 1974 |
|
SU497687A2 |
Вентильный электродвигатель | 1982 |
|
SU1065979A1 |
Вентильный электродвигатель | 1987 |
|
SU1504747A1 |
Вентильный двигатель | 1979 |
|
SU817897A1 |
1
Изобретение относится к электротехнике.
Известны вентильные электродвигатели, содержащие синхронную машину, секции якорной обмотки которой подключены к источнику питания через транзисторы коммутатора и нормальноразомкнутые контакты двухпозиционного реле, и датчик положения ротора I.
Недостатками этого двигателя являются относительная сложность осуществления динамического торможения, обусловленная введением для этой цели второго комплекта чувствительных элементов датчика положения ротора, и невысокая эффективность динамического торможения.
Наиболее близкими к предлагаемому я вляются вентильные электродвигатеяи, содержащие синхронную машину, секции якорной обмотки которой подключены к источнику питания через шунг тированные диодами рекуперации транзисторы коммутатора и нормально-разомкнутые контакты двухпозиционного реле; базы указанных транзисторов через резисторный и нормально-замкнутые контакты реле соединены с общей точкой секций якорной обмотки машины 2.
Достоинством этого двигателя является то, что в режиме динамическо10го торможения он не потребляет энергию от источника питания, а тормозной момент в нем создается всеми секциями якорной обмотки одновременно. Вместе с тем двигателю присущ
15 и недостаток, заключающийся в относительно невысокой эффективности динамического торможения из-за принципиальной невозможности обеспечить полное насыщение транзисторов коммута20тора в режиме торможения вследствие резкого уменьшения тока в базовых цепях транзисторов при появлении в секциях обмотки якоря тока торможения,
39
вызывающего снижение величины напряжения, приложенного к базовым цепям.
Целью изобретения является повышение эффективности динамического торможения двигателя.
Цель достигается тем, что коммутатор снабжен дополнительнымитранзисторами по числу силовых транзисторов коммутатора с противоположным по отношению к ним типом проводимосtи, эмиттеры и коллекторы дополнительных транзисторов по отдельности соединены соответственно с коллекторами и базами основных транзисторов, а базы дополнительных транзисторов через диоды и нормально-замкнутые контакты двухпозиционного реле подключены в проводяще.м направлении к эмиттерам основных транзисторов.
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема двухсекционного вентильного электродвигателя.
На чертеже обозначены секции якорной обмотки 1 и 2 электродвигателя;оновные транзисторы 3 и 4 коммутатора дополнительные транзисторы 5 и 6 диоды О-двухпозиционное реле 11 имеет соответственно нормально-замкнтые и нормально-разомкнутые контакты 12 и 13, резисторы , 15; источник 16 питания.
Секции 1 и 2 якорной обмотки вентильного двигателя, сдвинутые между собой в расточке сТатора на 180 эл. град., подсоединены через транзисторы 3 и 4 шунтированные диодами рекуперации 7 и 8, и нормальноразомкнутые контакты 13 реле 11 к зажимам источника питания 16.. Базы транзисторов 5 и 6 через диоды 9 и
10и нормально-замкнутые контакты 12 того же реле подключены к эмиттерам транзисторов и k,
При замыкании контактов 13 реле
11секции 1 и 2 якорной обмотки через периодически и поочередно открывающиеся сигналами датчика положения ротора (на фиг. 1 не показан) транзисторы 3 и i подключаются к источнику питания 16. Электродвигатель начинает работать и в его секциях наводятся переменные ЭДС, амплитуда которых пропорциональна скорости враще.ния ротора машины. Дополнительные транзисторы 5 и 6 в этом режиме закрыты путем шунтирования их базаэмиттерных переходов резисторами 1)
а 15.
5834
При размыкании контактов 13 и замыкании контактов 12 реле 11 электродвигатель отключается от источника питания 16, а база-эмиттерные переходы дополнительных транзисторов 5 и 6 через диоды 9 и 10 подключаются к коллектор-эмиттерным переходам основных транзи.сторов 3 и 4. При полярности ЭДС, обозначенной на чертеже,
0 транзистор 6 насыщается падением напряжения на коллектор-эмиттерном переходе транзистора , а транзистор 5 окажется запертым падением напряжения на диоде 7.
5 Цепь тока базы транзистора 6: положительный зажим ЭДС секции 1, диод 7, нормально-замкнутые контакты 12 реле М, диод 10, база-эмиттерный переход транзистора 6, отрицательный
0 зажим ЭДС секции 2.
Так как насыщенный коллекторэмиттерный переход транзистора 6 соединен с база-коллекторным переходом транзистора 4, то последний также
5 перейдет в состояние насыщения. Под действием суммарной ЭДС секции 1 и 2 по контуру, образованному секциями 1 и 2 диодом рекуперации 7 и насыщенным коллектор-эмиттерным переходом
0 транзистора 4, потечет ток, взаимодействие которого с магнитным потоком индуктора вызывает торможение двигателя .
Падение напряжения на насыщенном коллектор-эмиттерном переходе транзистора k в предложенной схеме равно сумме прямого падения напряжения на диоде 10 и на база-эмиттерном переходе транзистора 6 и для современных кремниевых полупроводниковых приборов составляет небольшую величину порядка 1-1,5 В. Поэтому независимо от величины тока в контуре, эффективность торможения двигателя близка к максимально возможной.
При повороте ротора электродвигателя на 180 эл. град, полярность ЭДС в секциях 1 и 2 изменяется на противоположную. При этом транзисторы 6 и k закрываются, а транзисторы 6 и 3 насытятся. По контуру, образованному секциями двигателя, диодом 8 и насыщенным транзистором 3 потечет ток торможения,
В дальнейшем процессы в схеме повторяются практически до полной остановки ротора вентильного двигателя.
Таким образом, в двигателе, в отличие от известного, обеспечивается
насыщение транзисторов коммутатора при любом токе торможения и в то же время это устройство не потребляет энергии от источника питания в процессе торможения.
Результаты экспериментов по определению эффективности торможения показывают, что время торможения предложенного двигателя уменьшается в два раза по сравнению с известным. Это свидетельствует о высокой эффективности устройства.
Формула изобретения
Вентильный электродвигатель, содержащий синхронную машину, секции обмотки якоря которой подключены к источнику питания через шунтированные диодами рекуперации транзисторы коммутатора и нормально-разомкнутые контакты двухпозиционного реле, о т ли чающийся тем, что, с целью повышения эффективности динамического торможения, коммутатор снабжен дополнительными транзисторами по числу силовых транзисторов коммутатора с противоположным по отношению к ним типом проводимости, эмитеры и коллекторы дополнительных транзисторов по отдельности соединены соответственно с коллекторами и базами основных транзисторов, а базы дополнительных транзисторов через диоды в проводящем направлении и нормально-замкнутые контакты двухпозиционного реле подключены к эмиттерам основных транзисторов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-08-15—Публикация
1980-12-26—Подача