1
Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления и может быть использовано при подготовке операторов.
Известен многопультовый тренажер операторов систем управления, содержащий пульт преподавателя, узел пультов обучаемых, соединенный через блок памяти с вычислителем 1 .
Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность обучения.
Цель изобретения - повышение эффективности обхуения.
Поставленная цель достигается тем,
что многопультовый тренажер операторов систем управления, содержащий пульт преподавателя,, узел пультов, обучаемых, соединенный через блок памяти с вычислителем, имеет узел дешифраторов, логический блок, блок , преобразования учебной информации и блок распознавания ситуаций при
выполнении учебной программы, при этом выход вычислителя дополнительно соединен с входами узла дешифра- торов, выходы которого подключены к первым входам логического блока, вторые входы которого связаны с выходами блока распознавания ситуации при выполнении учебной программы, а его выходы соединены соответственно с информационными вхо10дами вычислителя, с управляющим входом блока памяти и управляющим входом блока преобразования учебной информации, подключенного первыми информационными входами к выходам узла пультов обучаемых, а вторым информационным входом к одному из выходов пульта преподавателя, который подключен к первым входам блока распознавания ситуаций при
20 выполнении учебной программы, второй вход которого связан с выходом блока преобразования учебной информации. 39 На чертеже приведена блок-схема тренажера. Тренажер содержит арифметический узел 1 / пульт 2 преподавателя, блок 3 памяти, дешифратор 4 начала операции, дешифратор 5 конца текста, счет чик 6 (адреса), триггеры 7 и 8, генератор Э, элемент И 10, элемент Mil, счетчик 12 (планируемого време ни), дешифратор 13 нуля, элемент ИЛИ ,1, узел 15 обращения, пульты 16 обучаемых, регистр 17, элементы И 18, сдвиговый регист;р 19, элемент ИЛИ 20, счетчик 21 (числа обучаемых, усвоивших материал), регистр 22 (количества дополнительного времени) , коммутатор 23, сумматор 4 к счетчику 6, единичному входу триггера 7, входу приема конца счетчика 12, а через дешифратор 5 к единичному входу триггера 8 и нулевому входу триггера 7, и непосредственно Евязана с блоком 3. Второй выход блика 3 подключен к счетчику 6, а выход соединен с пультами 16, каждый из которых подключен к единичному входу соответствующего разряда регис ра 17. Выходы регистра 17 связаны с, первыми входами элементов 18, вторыми входами подключенных к соответствующим разрядам регистра 19- Выходы элементов 18 подсоединены к соответствующим нулевым входам регистра 17 и через э лемента 20 к счетчику 21 управляющий вход которого связан с первым выходом пульта 2. Пульт 2 вторым выходом подключен к регистру 19 и коммутатору 21, к которому подсоединен третий выход пульта 2 препо давателя, а четвертый связан с регис ром 22. Выход счетчика 21 соединен с сумматором , элементом Il и коммутатором 23, входы которого связаны соответственно с инверсным выходом счетчика 12, пультом 2 и регистром 22. Выход коммутатора 23 подключен к сумматору 2, соединенному выходом со счетчиком 12, соединенным через дешифратор 13 с коммутатором 23-, сумматором 2 и элементом ki Выход элемента 1 подсоединен к узлу 15 и нулевому входу триггера 8, выход которого связан с элементом 11 Генератор 9 через элемент 11 подключен к счетчику 12 и непосредственно к элементу 10 и регистру 19. Второй вход элемента 10 соединен с выходом триггера 7, а выход - с узлом 15 4 Вычислитель имеет арифметический узел 1 и узел 15 обращения. Узел дешифраторов включает в себя дешифраторы и 5- Логический блок имеет счетчик 6, триггеры 7 и 8, генератор 9, элементы И 10 и 11, счетчик 12, дешифратор 13 и элемент ИЛИ 1. Узел пультов обучаемых имеет пульты 16 обучаемых. Блок преобразования учебной информации имеет регистр 17, эгlef1eнты И 18, сдвиговый регистр 19 и элемент ИЛИ 20.Блок распознавания ситуации при выполнении учебной программы имеет счетчик 21, регистр 22, коммутатор 23 и сумматор 2. После включения тренажер работает следующим образом. Учебная информация содержится в узле 1 в виде определенных доз. Перед началом работы с пульта 2 через коммутатор 23 в сумматор заносится число, определяющее время экJCПoниpoвaния информации в узлах индикаЦий (на чертеже не показаны пультов 16. Кроме того, из пульта 2 в счетчик 21 поступает константа, определяющая такой процент усвоивших материал студентов, достижение которого в процессе обучения разрешает смену информации, выводимой на пульты 16. В регистр 19 заносится из пульта 2 единица. Затем запускается узел 1 , по информационным шинам которого выдаются коды информации. Первый код - код начала операции - фиксируется дешифратором k. Сигнал с дешифратора 4 устанавливает счетчик 6 в нулевое состояние, триггер 7 - в единичное состояние и управляет приемом кода числа, хранимого в сумматоре 2k, в счетчик 12. Импульсы от генератора 9 через открьпый элемент 10 поступают в счетчик 6, увеличивая его содержимое на единицу, и в узел 15. Сигнал на внешнее прерывание распознается в уз/ie 1 как требование вывода очередного байта информации в блок 3- Информация записывается по адресу, хранимому в счетчике 6. Эта операция повторяется до момента появления на выходных шинах узла 1 кода конца текста. Код распознается дешифратором 5, выходной сигнал которого переводит триггер 7 в нулевое состояние, отключая от счетчика 6 и устанавливает триггер 8 в единицу, что обеспечивает поступление тактовых импульсов от гненератора 9 через элрмент 11 на счетчик 12. Счетчик 12 обеспечивает отсчет планируемого времени экспонирования. Информация из блока 3 выводится на узлы индикации пультов 16. Обу чаемые по мере усвоения экспонируемой информации с помощью элемента ввода (на чертеже не показан) пультов 16 формируют сигнал, перевод щий соответствующий разряд регистра 17в единичное состояние. Единица, записанная в регистре 19, под действием тактовых импульсов опрашивает с помощью элементов 18 состояние регистра 17. Если обнаружится единица,то через элемент 20 сигнал поступает на счетчик 21 и увеличива ет его состояние. Одновременно единичный сигнал с выбранного элемента 18переводит данный разряд регистра 1 в нулевое состояние. Переполнение счетчика 21 означает, что заданное число обучаемых закон-число изучение данного раздела. Следовательно, константа, хранимая в счетчике 12 и опредедляющая время экспонировани занижена и ее надо увеличить, чтобы счетчик 12 в дальнейшем быстрее переходил в нулевое состояние. УвелиMeHVie этой константы производится следующим образом. По сигналу со счетчика 21 сумматор 2k складывает обратный код содержимого счетчика 12, поступающий через коммутатор 23 с константой, хранящейся в результирующем регистре (на чертеже не показан) сумматора 2. Обратный ко остатка содержимого счетчика 12 это минимальная величина, которой не хв тило до переполнения счетчика 12. В итоге, в сумматоре 2 формируется новая константа, которая после поступления новой дозы текста заносится в счетчик 12. Если первым переполнится счетчик 12, то, следовательно, время, отпу-. щенное на усвоение,меньше, необходи мого, и константа, записанная в счетчике 12, велика. Величина, на которую необходимо увеличить содержимое счетчика 12, хранится в регистре 22 и с сигналом с дешифра тора 13, переводящего сумматор 2k в режим вычитания, поступает на информационный вход сумматора 2k. По очередному началу операции новая константэ заносится в счетчик 12. Сигнал переполнения с любого из счетчиков 12 или 21 через элемент 1 поступает в узел 15 и распознается узлом 1 как требование новой дозы информации. Устройство повторяет описанные операции до момента выдачи предусмотренной программой части курса. Использование тренажера позволит повысить эффективность обучения. Формула изобретения Многопультовый тренажер операторов систем управления, содержащий пульт преподавателя,узел пультов обучаемых,соединенный через блок памяти с вычислителем, отличающийся тем, что,с целью повышения эффективности обучения, он имеет узел дешифраторов, логический блок, блок преобразования учебной информации и блок распознавания ситуаций при выполнении учебной програм- мы, при этом выход вычислителя дополнительно соединен с входами узла дешифраторов,выходы которого подключены к первым входам логического блока, вторые входы которого связаны с выходами блока распознавания ситуации при выполнении учебной программы, а его выходы соединены соответственно с информационными входами вычисли .еля, с управляющим входом блока памяти и управляющим входом блока преобразования учебной информации, подключенного первыми информациониь1ми входами к выходам узла пультов обучаемых, а вторым информационным входом к одному из выходов пульта преподавателя, который подключен к первым входам блока рас-; познавания ситуаций при выполнении учебной программь, второй вход которого связан с выходом блока преобразования учебной информации. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № , кл. G 09 В 7/02, 1973.
:.-./
.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1989 |
|
SU1658193A1 |
Тренажер операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991482A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1988 |
|
SU1524084A1 |
Устройство для обучения | 1983 |
|
SU1273974A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1980 |
|
SU968840A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1012317A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ КОРАБЕЛЬНЫХ ПАССИВНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМ | 1989 |
|
SU1841105A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU974394A1 |
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU875434A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU982063A1 |
Авторы
Даты
1982-08-23—Публикация
1981-01-19—Подача