Изобретение относится к испытательной технике и может быть исполь зовано для испытания.материалов на износ, а также смазочных жидкостей применительно, например, к зубчатым передачамо Наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту яв-ляется устройство для испытания материалов на износ, содержащее корпу установленные на нем с возмржностью вращения водило для размещения в нем цилиндрических контробразцов и с возможностью качения двуплечий рычаг для закрепления в нем испытуемого Плоского образца, взаимодействующий с рычагом узел нагружения и привод вращения водила Недостатком известного технического решения яапяется низкая эффективность, что обусловлено невозможностью проведения испытаний материалов на износ при качении с различным скольжением, характерным для зубчатых зацеплений. Цель изобретения - повышение эффективности испытания материалов на износ в условиях качения с различным скольжениеМо Указанная цель достигается тем, что устройство для испытания, материалов на износ, содержащее корпус, установленные на ней с возможностью вращения водило для размещения в нем цилиндрических контробразцов и с возможностью качения двуплечий рычаг для закрепления в нем испытуемого плоского образца, взаимодействующий с рычагом узел нагружения и привод вращения водила, снабжено взаимодействующим с рычагом регулируемым упором, двухзвенным планетарным механизмом, сателлиты которого соединены с контробразцами, а центральное колесо выполнено с внешним или внутренним зацеплением или в виде блоков колес с одним из указанных зацеплений. На фиг. 1 изображено предлагаемо устройство, центральное колесо которого выполнено с внутренним зацеплением; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - устройство, цен тральное колесо которого выполнено в виде блоков колес с внешним и внут ренним з,ацеплением.. Устройство содержит корпус (не показан), водило 1 с цилиндрическими контробразцами 2, двуплечий рычаг 3 для закрепления испытуемого образца (, узел 5 нагружения, при&од 6 вра11|ения водила 1, регулируемый упор 7 двухзвенный планетарный механизм 8, сателлиты 9 которого соединены с контробразцами 2, а центральное колесо 10 выпо;1нено с внешним зацеплением (не показано) или внутренним зацеплением или в видё блоков колес. Узел Ь нагружения включает пружину 11, натяжной рычаг 12. Контробразцы 2 установлены в во диле 1 с помощью подшипников 13. В случае, когда центральное колесо 10 выполнено в виде блока колес (фиг.З) устройство снабжено механизмом 14 переключения и упором-ограничителем 15.. Устройство (фиг. 3) позволяет получить небольшое скольжение цов 2 и исследуемых образцов k при. введении в зацепление с сателлитами 9колеса 10 с внутренним зацеплением и большое скольжение при зацеплении сателлитов 9 с колесом 10 с внешним зацеплением. Во всех случаях колесо 10выполняется неповорачивающимся от носительно корпуса. Кроме того, центральное колесо ТО может быть снабжено независимым приводом. Устройство работает следующим образом. Устанавливают плоский образец 4 в рычаге 3, регулируют длину испытания его, после него закрепляют. С помощью пружины 11 устанавливают нагрузку, а упором 7 - длину пути пере мещения контробразцов 2 по исследуемому образцу 4. С помощью привода 6 приводят в движение водило 1 и оеремещают сателлиты 9 по колесу 10, s обеспечивая качение и скольжение контробразцов 2 по исследуемоиу образцу k.. При центральном колесе 10, выполненном в виде блока колес (фиг.З) включение его осуществляется механизмом 14 переключения. Для получения скольжения контробразцов 2 по исследуемому образцу 4 необходимо сателлиты 9 скрепить с водилом 1 с помощью механизма стопорения (не показан) . По истечении определенного времени испытания регистрируется износ исследуемого образца известными способами в функции нагрузки, качения и скольжения, смазочного вещества. Положительный эффект обусловлен повышением эффективности испытания ; материалов на износ в условиях качения.с различным скольжением, а также тем, что позволит получить при испытаниях материалов на образцах более близкие к зубчатым зацеплениям результаты по износостойкости, контактной прочности и другим показателям. Формула изобретения Устройство для испытания матери алов на износ, содержащее корпус, установленные на нем с возможностью вращения водило для размещения в нем цилиндрических контробразцов и с вой мощностью качения двуплечий рычаг для закрепления в нем испытуемого плоского образца, взаимодействующий с рычагом узел нагружения и привод вращения водила, отличающее с я тем, что, с целью повышения эффективности, оно снабжено взаимодействующим с рычагом регулируемвм упором, двухзвенным планетарным механизмом, сателлиты которого соедине- i ны с контробразцами, а центральное колесо выполнено с внешним или внут ренним зацеплением или в виде блоков колес с одним из указанных зацеплений . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 728030, кл. G 01 N 3/56, 1980 (прототип).
(Д/гЛ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Установка для испытаний материалов на износ и контактную прочность | 1977 |
|
SU700818A1 |
Способ испытания материалов на износостойкость и устройство для его осуществления | 1987 |
|
SU1446536A1 |
Прибор для испытания на трение и износ материалов | 1989 |
|
SU1670517A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРУЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ И МАСЕЛ | 2010 |
|
RU2428677C1 |
Стенд усталостных испытаний | 1989 |
|
SU1758486A1 |
Устройство для испытания материалов на трение и износ | 1987 |
|
SU1585725A1 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА ТРЕНИЕ И ИЗНОС МАТЕРИАЛОВ С ПОКРЫТИЕМ СОПРЯЖЕНИЙ ТИПА ВАЛ - ВТУЛКА | 1993 |
|
RU2073847C1 |
Устройство для испытания материалов на трение и износ | 1982 |
|
SU1035467A1 |
Машина для определения усталостно-фрикционных свойств материалов | 2020 |
|
RU2743496C1 |
Устройство для испытания на трение и износ материалов | 1989 |
|
SU1649387A1 |
Авторы
Даты
1982-08-30—Публикация
1980-12-17—Подача