Устройство для контроля знаний обучаемых Советский патент 1982 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU955172A1

1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала, и может быть использовано в различных учебных заведениях.

Известно устройство, содержащее пульты учащихся, подключенные к ком- ,Q мутато.ру пультов, соединенному параллельно с узлом индикации оценки , а также с табло ответов и контрольным табло, подключенным к пультам учащихся, суммирующий трансформатор, входы которого подключены к коммутатору пультов и к табло ответов, а выходы через последовательно соединенный выпрямитель и электромагнитное реле подключены к узлу индикации оценки и ком-20 мутатору пульта, кроме того, табло ответов и контрольное табло выполнены в виде набора двухцветных ячеек, каждая из которых содержит лампы индикации правильных и неправильных ответов 1 .

Недостатками этого устройства яв,ляются: возможность угадывания правильного ответа, необходимость составления программированных билетов.

Наиболее близким к предлагаемому . является устройство, содержащее последовательно включенные переключатель готовности ответа, кодирующее устройство, переключатель смены билетов, регистраторы правильных и неправильных ответов, переключатель сброса ответов, шины питания, индикаторы правильных и неправильных ответов, элемент задержки времени.

К недостаткам данного устройства относятся следующие.

Предлагается выбрать правильный ответ из 3-5 альтернативов. При этом воспринимается и осмысливается большое количество неправильных ответов. При этом не исключается возможность запечатления в памяти неправильного ответа, крторый может быть воспринят как правильный.

Можно угадать правильный ответ, не понимая смысла вопроса, это угадывание может произойти как случайно, так и в результате анализа альтернативов по формальным признакам - по длине ответа, по его правдоподобнсоти, по его грамматической структуре,

Можно прийти к правильному ответу в результате неверных рассуждений поскольку ответ фиксирует конечный результат мысли, а не процесс ее протекания.

Учащийся привыкает работать с готовыми формулировками, что может затруднить самостоятельное конструирование ответа, связывает собственное мышление учащегося.

Правда, не все из перечисленных недостатков должны рассматриваться как неизбежные. Некоторые из них за счет рационального, методически продуманного построения вопросов и альтернативных ответов могут быть сведены на нет, но для этого требуется высокое профессиональное мастерство в соответствии.с выборочными ответами .

/ Необходимость составления программированных вопросов, на что много времени, обычно высококвалифицированных специалистов.

Цель изобретения - повышение точности и расширение дидактических возможностей устройства за счет обеспечения возможности контроля ответов любого информационного объема.

Поставленная цель достигается тем что в известное устройство, содержащее последовательно включенные пульт обучаемого, элемент задержки, переключатель вопросов И блок регистрации, введены последовательно соединенные элемент ИЛИ, счетчик и блок элементов И, второй вход которого подключен к первому выходу пульта обучаемого, а выход - к второму входу переключателя вопросов, второй вход счетчика соединен с вторым выходом пульта обучаемого, первый и второй входы элемента ИЛИ подключены к первому и третьему выходам пульта обучаемого соответственно.

На фиг. 1 показан внешний вид устройства; на фиг. 2 - функциональная схема всего устройства; на фиг. 3 схема счетчика во взаимосвязи с. другими блоками; на фиг. - схема одноГО ИЗ элементов И блока элементов И во взаимосвязи с другими блоками; на фиг. 5 -схема блока элементов И во взаимосвязи с другими блоками; на фиг. 6 - одна из ячеек блока регистрации (правильных и неправильных ответов) .

Устройство для контроля знаний обучаемых содержит узел 1 регистрации правильных ответов, узел 2 регистрации .неправильных ответов, переключатель 3 вопросов, элемент k задержки, переключатель 5 готовности ответа, блок 6 ввода ответов и шифра вопросов, состоящий из кнопок, количество которых равно количеству различных элементов, из которых Могут быть составлены ответы на билет, счетчик 7, блок.8 элементов И, переключатель 9 сброса набранного ответа и шиф,ра вопроса, элемент ИЛИ 10.

Кнопки блока 6 соединены с. входами триггеров счетчика 7 (фиг. 3).

Один из выходов каждого иЗ три1- герое счетчика 7 соединен с одним из входов элемента И блока 8 (фиг. k). Выходы элементов И блока 8 соединены : п-;реключателем 3 вопросов (фиг. 5).

Выход элемента k и переключатель 9 сброса набранного ответа и шифра вопроса через элемент ИЛИ 10 подключены к шине установки О счетчика 7 (фиг. и фиг. 3). Переключатель 5 соединен с одним из входов каждого элемента И блока 8 (фиг. 2, фиг. i и фиг. 5).

Узел 1 включает в себя регистраторы и индикаторы номеров вопросов в билете, на которые учащийся сделает правильные ответы. Узел 2 включает в себя регистраторы и индикаторы номеров вопросов в билете, на которые учащийся сделает неправильные ответы. УЗЛЫ 1 и 2 регистрации правильных и неправильных ответов взаимосвязаны друг с другом таким образом, что срабатывание одного регистратора, например неправильного, на данный вопрос исключает срабатывание другого регистратора, прави.чьного, на этот же вопрос. Этим самым исключается исправление неправильного ответа на правильный, и наоборот, кроме э.того благодаря такому построению схемы исключен всякий подбор ответов.

На фиг. 6 показан один из возможных вариантов выполнения ячеек узлов 1 и 2. Ячейка узла 1 включает в себя регистратор 11 правильного ответа на данный вопрос, выполненный на тиристорном оптроне, и индикатор 12 правильного ответа на данный вопрос. Ячейка узла 2 включает в себ регистратор 13 неправильного ответа на данный вопрос, выполненный на тиристорном оптроне, и индикатор Ц неправильного ответа на данный вопрос. Питание на узлы 1 и 2 подается с шин 15 и 1б питания через переключатель 17, который служит для сброса ответов и устанавливается в недоступ ном для учащегося месте. Переключатель 5, блок 6 и переключатель 9 объединены в пульт 18 об чаемого. Узлы 1 и 2 объединены в блок 19 регистрации, а счетчик 7 состоит из триггеров 20., Работают элементы узлов 1 и 2 сле дующим образом. При подаче сигнала с переключателя 3 на св-етоизлучатель тиристорного оптрона 11 включается его светоприемник, благодаря чему включается индикатор 12 правильного ответа на данный вопрос (фиг. 6 и фиг. 5). Если сейчас с переключателя 3 будет подан сигнал на светоизлучатель оптрона 13, то его светоприемник не включится, так как светоизлучатель оптрона 13 бУДет зашунтирован тиристором оптрона 11. Если же сначала сигнал будет подан с переключателя 3 на светоизлучатель тиристорного оптрона 13, включится светоприемник оптрона, благодаря чему включается индикатор 1 неправильно.го ответа на данный вопрос {фиг. 6 и фиг. 5). Если сейчас с переключателя 3 будет подан сигнал на светоизлу- чатель оптрона 11, то его светоприемник не включится, так .как светоизлучатель оптрона 11 будет зашунтирован тиристором оптрона 13Работает устройство следующий образом. Обучаемый получает билет, каждый Bdnpoc которого зашифрован определенным номером. Например, одним из вопро сов является вог1рос г1рд номером ОЗбт Вычислить 22952000. Учащийся должен установить переключатель 3 (фиг.1 и фиг. 5) в положение О, а кнопками блока 6 последовательно ввести числа и 6 (каждой из десяти кнопок Присвоен цифровой символ от О до 9 фиг. 1). После нажатия на кнопки с индексами 3 и 6 в единичное состояние стано вятся (фиг. 3) триггеры 20. и 20 счетчика 7 (будем считать, что кнопка с индексом О соединена со счетным вхо |дом триггера 20(5, кнопка с индексом 1 г со счетным входом триггера 20 и т.д.). Условимся считать, что при подаче сигнала с элемента ИЛИ 10 на шину Установка в О счетчика 7 триггеры устанавливаются в состояние, в котором на их четных выходах есть сипнал, необходимый для открытия элемента И блока 8 (фиг. 3). После ввода шифра вопроса учащийся делает ответ. Ответ, набирается только кнопками блока 6. Если учащийся ответ сделал правильно, т.е.. последовательно были нажаты кнбпки блока 6 (фиг.1) с индексами 2, 8, О (правильным ответом на поставленный вопрос являет.ся число 280) , при этом триггеры 20г, 200, 20(5 счетчика 7 установятся в единичное состояние, то после включения переключателя 5 с первого элемента И блока 8 сигнал подается на переключатель 3 (фиг. k и фиг. 5) и далее на один из регистраторов правильных ответов узла 1 (фиг. 6). Действительно, после нажатия на кнопки 3,6, 2, 8, 0-ые сигнал появляется на выходах 1 ,4,5,7,1 О , 12,13v 16,17,20-ых триггеров счетчика 7 (фиг. З) и после подачи сигнала с переключателя 5 первый элемент И блока 8 открывается (фиг. 4 и фиг. 5). Если же учащийся ввел ответ непра.ВИЛЬНО, то сигнал с первого элемента И блока В, .подключенного к О кон такту переключателя 3, после нажатия на переключатель 5 не поступит .(фиг.5), а поступит сигнал через элемент t, переключатель 3 на узел 2 регистрации вопросов, на которые сделан непрвильный ответ (фиг. 2 и фиг. 5), и ответ устройством будет за.считан как неправильный. Элемент k служит для исключения срабатывания регистраторрв узла 2 при правильном ответе на вопрос. Как видно из работы устройства, в нем наиболее трудоемкая операция составления программированных билетов заменена операцией шифрации номера билета, таким образом, чтобы после набора шифра вопроса и ответа на вопрос кнопками блока 6 триггеры счетчика 7 устанавливались бы в такое положение, в котором после нажатия на переключатель .5 с выхода элемента И. блока 8, подключенного к контакту /IBHного вопроса переключателя 3 появлялся бы сигнал. Операция шифрации фактически является механической, не требует высокой квалификации и может быть проведена в считанные минуты для всего билета. Для расширения функциональных возможностей устройства, например обеспечения ввода ответов в буквенном виде, количество кнопок в блоке 6 может быть увеличено за счет их парал лельного соединения или дополнительно го введения триггеров в счетчик 7. Достоинством предлагаемого устройства является то, что шифрация вопроса может быть проведена не однозначно а с бесчисленным числом вариантов. Это исключает ситуацию: Знаю номер вопроса, значит знаю ответ. Предлагаемое устройство обеспечива ет исключительно самостоятельное формулирование учаицимся ответов и ввод в устройство ответов неограниченной длины. формула изобретения Устройство для контроля знаний обу чаемых, содержащее последовательно 9 728 включенные пульт обучаемого, элемент задержки, переключатель вопросов и блок регистрации, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и расширения дидактических возможностей устройства за счет обеспечения возможности контроля ответов любого информационного объема, в не ГО введены последовательно соединенйые элемент ИЛИ, счетчик и блок элементов И, второй вход которого подключен к первому выходу пульта обучаемого, а выход - к второму входу переключателя вопросов, второй вход счетчика соединен с вторым выходом пульта обучаемого, первый и второй входы элемента ИЛИ.подключены к первому и третьему выходам пульта обучаемого соответственно. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Авторское свидетельство СССР 467395, кл. G 03 8 7/07, 1973. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке W 2559795/18-2, кл. G 09 R 7/02. 1979 (прототип).

Похожие патенты SU955172A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля знания обучаемых 1983
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU1149302A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1983
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU1140146A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1983
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU1083219A1
Устройство для контроля знанийОбучАЕМОгО 1979
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU842922A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1987
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU1432586A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU743010A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1983
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU1098022A1
Обучающее устройство 1981
  • Лаврентьев Николай Алексеевич
  • Троицкий Вадим Николаевич
  • Рымашевский Георгий Адольфович
  • Шаринский Арпад Арпадович
  • Ладыжин Игорь Михайлович
  • Макаревич Инна Ивановна
  • Рудик Василий Иванович
SU997078A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1981
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU963064A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1990
  • Андронов Виктор Геннадьевич
  • Гокинаев Виктор Александрович
  • Юдин Алексей Алексеевич
  • Филиппов Валерий Николаевич
  • Ткачев Василий Павлович
SU1742785A1

Иллюстрации к изобретению SU 955 172 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для контроля знаний обучаемых

Формула изобретения SU 955 172 A1

ч

оо оо ооо о

о о о ооо

о П Р ОС

,

/ / / fy ff 7 в 9

«

.УЧ«

о т БЕ т

9(.f

гоо

{/c..ff

tf. 3

( V V V V V V Л

8,

16

17

15

п

f(ff o/ft/ 7

i/.

F

.

,,

-f

i.

: 4

8,

14

f

Ч

с/гF

ОТ

(/

/

() (

/

L..

J4//.f

SU 955 172 A1

Авторы

Вохмянин Владислав Григорьевич

Даты

1982-08-30Публикация

1981-01-05Подача