Статор электрической машины Советский патент 1982 года по МПК H02K1/20 

Описание патента на изобретение SU955369A1

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Похожие патенты SU955369A1

название год авторы номер документа
Статор генератора 1979
  • Никитин Павел Захарович
  • Нэмени Тибор Матвеевич
  • Золотов Лев Алексеевич
  • Бесчастнов Геннадий Арсеньевич
  • Никольский Александр Игоревич
  • Шарашкин Андрей Михайлович
  • Тюрин Альберт Васильевич
SU961048A1
Двухмашинный агрегат транспортного средства 1990
  • Осичев Василий Петрович
  • Сысоев Валентин Сергеевич
  • Вовк Владимир Иванович
  • Осичев Александр Васильевич
SU1823081A1
Устройство для укладки обмотки в пазы статора электрической машины 1980
  • Кабиров Ринад Фатхрахманович
  • Белогуб Светлана Вольфовна
SU1008853A1
Беспазовый статор электрической машины 1989
  • Болюх Владимир Федорович
  • Кожемякин Сергей Михайлович
  • Станкевич Анатолий Иванович
SU1656635A1
СТАТОР МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1992
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2007815C1
Способ изготовления статора электрической машины и технологическая оправка для его изготовления 1990
  • Краев Леонид Павлович
  • Вербер Олег Львович
  • Зиннер Владимир Адольфович
  • Розина Бэлла Айзиковна
  • Жоров Семен Исахнович
SU1806437A3
Электрическая машина с интенсивной системой охлаждения 2019
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Каримов Руслан Динарович
RU2700274C1
Электрическая машина 1981
  • Копылов Игорь Петрович
  • Кухарский Май Петрович
  • Федюшкин Анатолий Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
SU1008852A2
Электрическая машина с газовым охлаждением 1987
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Кошелев Виктор Васильевич
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Смородин Вячеслав Иванович
  • Шофул Анатолий Кириллович
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU1457080A1
Обмотка беспазового статора электрической машины 1987
  • Болюх Владимир Федорович
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Кожемякин Сергей Михайлович
  • Станкевич Анатолий Иванович
SU1543499A1

Иллюстрации к изобретению SU 955 369 A1

Реферат патента 1982 года Статор электрической машины

Формула изобретения SU 955 369 A1

Изобретение относится к злектромаииностроекиго, а более коЕ1крет но к конструкции статора мощного генератора.

Известны конструкции статора электрической машинь-, н которых стержни его обмотки закреплены в от-. крытом пазу с клина 111 Недостатками такой конструкции являются сравнительно низкая надежность закрепления нескольких стержней под один пазовый клин и довольно -большая трудоемкость крепления стержней при помощи забивки множества коротких клиньев,

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является конструкция статора генератора, в которой имеются открытые пазы, где под клин уложены четыре кабеля f текстолитовый стакан, формирующий масляный бак для хладагента. Кабели частично размещены з гильзах из изоляционного материала, причем между гильзами и кабелями расположены каналы, образованные полными выступами, размещенными на внутренней поверхности гильзы 2J .

Недостатками известной конструкции являются сравни7;ельно плохое

заполнение паза медью, так как в прямоугольном пазу размещены круглые проводники, и недостаточно надежное крепление четырех- кабелей под один пазовый клин.

Црль изобретения - повышение надежности статора генератора при уттрощении сборки.

10

Указанная цель достигается тем, что в статоре, содержа1цем шихтованный сердечник с пазами и охлаждаемую обмотку из высоковольтных заключенных в изоляционные гильзы кабелей, рас15положенных в каждом пазу в радиальный ряд, поверхность ка;кдого паза выполнена в виде радиального ряда цилиндрических поверхностей, образующих сообщающиеся через радиальные

20 прорези каналы, в которых расположены упомянутые кабели, и в зазоре между гильзами и стенками каналов вдоль сердечника установлены изоляционные шайбы с продольными каналами, а с тор25цов сердечника к гильзам прикреплены резьбовые втулки, на которых расположены гайки, и между торцами сердечника и гайками расположены шайбы, по, меньшей мере одна из которых

30 имеет ребра жесткости, образующие « радпальимс каьалрз, сообщающиеся с продольиими калгалами „ Ни л и н д 1:и мое к и е г (; в ер х i-io с: т и п а за могут быт г, т-а к ж о расположены зиг загообраз и соединены прорезями, расположошп ми по зигзагообразной линии. На фиг.1 и: Ображен -,1 д,ва соседни радиалы-и,1х ряда пазов сердечника статорг; гоиератора } на фиг сердечнт-гк статора с обмотками; на фиг. 3 - Сечение Л-Л на оиг.2) на фиг. 4 - Бторои BapnatJT вь.1гк ;;нения фасонных лазов, гзаеположенньлх радиа л ь н о -- 3 и г 3- а г оо б р а з н о , 1 ре п.п е н и е кабелей в этом случаев та-сое же, как показано на (риг.З. При Рас 1оложении фасонных naaoii раа.|;иад1)Но-зигзагообразно или з шах матном порядке,- как показано на ф и г . 4 , я п с о т а 3 у б п о в о и з сэ н ы п р а к т к чески осггаргсй пеизмен1-1оГ по сравнению с обычной, HanpHf-iei), приведе ной в Кс-а-гестБе протомнпа. Конструкция содерлсит кабели 1, размещеньыс п (ш.пинддрической части фс1СОН Ых пазоп 2 статора т-енератора в ИЗОЛЯ17110ННЫХ гильзах 3 с выступами 4, расположенными на внутреннеГг поверхь-ости гильзы 3 , в выступах имеются каналр 5 для про пуска хладагента . а пространство ме/изу выс;тупами 4 для фиксал;,ии кабе лей 1 в 3 залито тер -юреакт ным компаундом G. (о стороны зоздуш ноге зааора к активной стали примыкает диэдектрпческий н;и1П1Ндр 7. Фасонные пазы 2 выполнены в виде ря да цилиндричес сих поверхностей, сое диненных меж,цу-- собой радиальными пр резями 8 и образугощих каналы для пропускгэ. х,пада-зепта. Гильза 3 фикси рована в пазу при помощи изоляционных шайб 9j снабженных отверстия.;и 10 для пропуска хладагента, и закре лена гайками 11, опирающимися на шайбы 12, причем шайбы, прилегающие непосредственно к гайке 11, сна жены ребрами жесткости для образования каналов, по которым пропускается хладагент. Гайки 11 павернуты на втулки 13, наклеенные на торцы гильзы 3. Круглая форма цилиндрической части фигурного паза 2 с прорезями 8 наиболее соответствует форме кабеля обмотки статора, создавая хорошее заполнение паза медью И- увеличивая занятую cTajjbio площадь, т,е, магнитный поток маииины. Наличие прорезей 8 позволяет по желанию конструкторов в довольно широких пределах управлять реактивным сопротивлением рассеяния обмотки статора. Крепление кабе ля в пазу 2 с помощью затяжки гильзы 3 гайкал 11 не требует какойлибо забивки тслиньев, как в случае тТ)а,,ионного крепления. Кроме того, -::абепь в пазу вообще не касается непосредственно его стенок, что предох11аняет его поверхность от истирания при вибрациях и тем самым значительно повышает надежность работы электрической машины. Хладагент для охлалодения активьоЯ стали и обмотки, особенно в 0ысоКОНОД1-Ч-НОЙ машине, подается следдующим образом. Из бака высокого давления, расположенното с одного из тордов : --nu-,i (i-ie показан 1 , хладагент чеi ганалы 14, образованные ребра;кссткости шайбы 12, протекает ::ana;7.h 15, образованные поверхiicjCTL io цилиндрической части пазов 2 ;; ; 1 ::Ляц ;онными гильзa 1й 3 по всей их д;лине, з бак низкого давления, г.-асюложенный на другом торце машиН:-1, ;Т,ля пропуска хладдагента по кана:15 в шайбах 9 имеются отверстия Ьсани высокого и низкого давлеох1затывают корзины добовых часм 1шины (не показаны) и герметичсоедипепы с диэлектрическим цикорпусом статора малипдром;1нхтг)лапная поверхность цилиндрической части фигурного паза 2 предварительно выравнивается с помощью специаг -,ного цилиндрического шаблона, пря. помощи которого между ним и :.ч:тхто1.анпой сталью цилиндрической части ггаза заливается специальный компаунд. Гладкая поверхность паза ;пачителы.о облегчает предварйтельн ii ,, МО н т аж ги л ь з ы . Экономический эффект от применения пр-едлагаемой конструкции в ОСПОЕНОМ достигается за счет экономии электроэнергии от удлинения межремонт. ibjx периодов,- что обусловлено отс;,тстчзием необходимости переклиновки обмотки статора, что приходится де,;ать довольно часто на известных :--а;г1Инах . Формула изобретения 1. Статор электрической машины, сод ержсащий шихтованный сердечник с пазами и охлаждаемую обмотку из высоковольтных заключенных в изоляционные гильзы кабелей, расположенных в каждом пазу в радиальный ряд, о т л ич а ю Д и и с я тем, что, с целью повышения надежности при упрощении соорки, поверхность каждого паза выполнена в виде радиального ряда цилиндрических поверхностей, образуюп;их сообщающиеся через радиальные прорези каналы, в которых расположены упомянутые кабели, и в зазоре между гильзами и стенками каналов вддодь сердечника установлены изоляциoHHF;ie шайбы с продольными каналами, а с торцов сердечника к гильзам прикреплены резьбовые втулки, на которых расположены гайки, и между торцами сердечника и гайками расположены шайбы, по меньшей мере одна из которых имеет ребра жесткости, образующие радиальные каналы, сообщающиеся с продольными каналами.

2. Статор электрической машины по П.1, отличающийся

тем, что, цилиндрические поверхност паза расположены зигзагообразно.

Источники информации, принятые во внимание йри экспертизе

1.Титов В.В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция; 1967, с.119.2.Авторское свидетельство СССР по заявке W 2843451/24-07,

кл. Н 02 К 3/24, 1979.

и

фиг 3

SU 955 369 A1

Авторы

Карпов Анатолий Михайлович

Золотов Лев Алексеевич

Безчастнов Геннадий Арсентьевич

Тюрин Альберт Васильевич

Шарашкин Андрей Михайлович

Нэмени Тибор Матвеевич

Мосолов Сергей Сергеевич

Даты

1982-08-30Публикация

1981-03-26Подача