СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор генератора | 1979 |
|
SU961048A1 |
Двухмашинный агрегат транспортного средства | 1990 |
|
SU1823081A1 |
Устройство для укладки обмотки в пазы статора электрической машины | 1980 |
|
SU1008853A1 |
Беспазовый статор электрической машины | 1989 |
|
SU1656635A1 |
СТАТОР МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1992 |
|
RU2007815C1 |
Способ изготовления статора электрической машины и технологическая оправка для его изготовления | 1990 |
|
SU1806437A3 |
Электрическая машина с интенсивной системой охлаждения | 2019 |
|
RU2700274C1 |
Электрическая машина | 1981 |
|
SU1008852A2 |
Электрическая машина с газовым охлаждением | 1987 |
|
SU1457080A1 |
Обмотка беспазового статора электрической машины | 1987 |
|
SU1543499A1 |
Изобретение относится к злектромаииностроекиго, а более коЕ1крет но к конструкции статора мощного генератора.
Известны конструкции статора электрической машинь-, н которых стержни его обмотки закреплены в от-. крытом пазу с клина 111 Недостатками такой конструкции являются сравнительно низкая надежность закрепления нескольких стержней под один пазовый клин и довольно -большая трудоемкость крепления стержней при помощи забивки множества коротких клиньев,
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является конструкция статора генератора, в которой имеются открытые пазы, где под клин уложены четыре кабеля f текстолитовый стакан, формирующий масляный бак для хладагента. Кабели частично размещены з гильзах из изоляционного материала, причем между гильзами и кабелями расположены каналы, образованные полными выступами, размещенными на внутренней поверхности гильзы 2J .
Недостатками известной конструкции являются сравни7;ельно плохое
заполнение паза медью, так как в прямоугольном пазу размещены круглые проводники, и недостаточно надежное крепление четырех- кабелей под один пазовый клин.
Црль изобретения - повышение надежности статора генератора при уттрощении сборки.
10
Указанная цель достигается тем, что в статоре, содержа1цем шихтованный сердечник с пазами и охлаждаемую обмотку из высоковольтных заключенных в изоляционные гильзы кабелей, рас15положенных в каждом пазу в радиальный ряд, поверхность ка;кдого паза выполнена в виде радиального ряда цилиндрических поверхностей, образующих сообщающиеся через радиальные
20 прорези каналы, в которых расположены упомянутые кабели, и в зазоре между гильзами и стенками каналов вдоль сердечника установлены изоляционные шайбы с продольными каналами, а с тор25цов сердечника к гильзам прикреплены резьбовые втулки, на которых расположены гайки, и между торцами сердечника и гайками расположены шайбы, по, меньшей мере одна из которых
30 имеет ребра жесткости, образующие « радпальимс каьалрз, сообщающиеся с продольиими калгалами „ Ни л и н д 1:и мое к и е г (; в ер х i-io с: т и п а за могут быт г, т-а к ж о расположены зиг загообраз и соединены прорезями, расположошп ми по зигзагообразной линии. На фиг.1 и: Ображен -,1 д,ва соседни радиалы-и,1х ряда пазов сердечника статорг; гоиератора } на фиг сердечнт-гк статора с обмотками; на фиг. 3 - Сечение Л-Л на оиг.2) на фиг. 4 - Бторои BapnatJT вь.1гк ;;нения фасонных лазов, гзаеположенньлх радиа л ь н о -- 3 и г 3- а г оо б р а з н о , 1 ре п.п е н и е кабелей в этом случаев та-сое же, как показано на (риг.З. При Рас 1оложении фасонных naaoii раа.|;иад1)Но-зигзагообразно или з шах матном порядке,- как показано на ф и г . 4 , я п с о т а 3 у б п о в о и з сэ н ы п р а к т к чески осггаргсй пеизмен1-1оГ по сравнению с обычной, HanpHf-iei), приведе ной в Кс-а-гестБе протомнпа. Конструкция содерлсит кабели 1, размещеньыс п (ш.пинддрической части фс1СОН Ых пазоп 2 статора т-енератора в ИЗОЛЯ17110ННЫХ гильзах 3 с выступами 4, расположенными на внутреннеГг поверхь-ости гильзы 3 , в выступах имеются каналр 5 для про пуска хладагента . а пространство ме/изу выс;тупами 4 для фиксал;,ии кабе лей 1 в 3 залито тер -юреакт ным компаундом G. (о стороны зоздуш ноге зааора к активной стали примыкает диэдектрпческий н;и1П1Ндр 7. Фасонные пазы 2 выполнены в виде ря да цилиндричес сих поверхностей, сое диненных меж,цу-- собой радиальными пр резями 8 и образугощих каналы для пропускгэ. х,пада-зепта. Гильза 3 фикси рована в пазу при помощи изоляционных шайб 9j снабженных отверстия.;и 10 для пропуска хладагента, и закре лена гайками 11, опирающимися на шайбы 12, причем шайбы, прилегающие непосредственно к гайке 11, сна жены ребрами жесткости для образования каналов, по которым пропускается хладагент. Гайки 11 павернуты на втулки 13, наклеенные на торцы гильзы 3. Круглая форма цилиндрической части фигурного паза 2 с прорезями 8 наиболее соответствует форме кабеля обмотки статора, создавая хорошее заполнение паза медью И- увеличивая занятую cTajjbio площадь, т,е, магнитный поток маииины. Наличие прорезей 8 позволяет по желанию конструкторов в довольно широких пределах управлять реактивным сопротивлением рассеяния обмотки статора. Крепление кабе ля в пазу 2 с помощью затяжки гильзы 3 гайкал 11 не требует какойлибо забивки тслиньев, как в случае тТ)а,,ионного крепления. Кроме того, -::абепь в пазу вообще не касается непосредственно его стенок, что предох11аняет его поверхность от истирания при вибрациях и тем самым значительно повышает надежность работы электрической машины. Хладагент для охлалодения активьоЯ стали и обмотки, особенно в 0ысоКОНОД1-Ч-НОЙ машине, подается следдующим образом. Из бака высокого давления, расположенното с одного из тордов : --nu-,i (i-ie показан 1 , хладагент чеi ганалы 14, образованные ребра;кссткости шайбы 12, протекает ::ana;7.h 15, образованные поверхiicjCTL io цилиндрической части пазов 2 ;; ; 1 ::Ляц ;онными гильзa 1й 3 по всей их д;лине, з бак низкого давления, г.-асюложенный на другом торце машиН:-1, ;Т,ля пропуска хладдагента по кана:15 в шайбах 9 имеются отверстия Ьсани высокого и низкого давлеох1затывают корзины добовых часм 1шины (не показаны) и герметичсоедипепы с диэлектрическим цикорпусом статора малипдром;1нхтг)лапная поверхность цилиндрической части фигурного паза 2 предварительно выравнивается с помощью специаг -,ного цилиндрического шаблона, пря. помощи которого между ним и :.ч:тхто1.анпой сталью цилиндрической части ггаза заливается специальный компаунд. Гладкая поверхность паза ;пачителы.о облегчает предварйтельн ii ,, МО н т аж ги л ь з ы . Экономический эффект от применения пр-едлагаемой конструкции в ОСПОЕНОМ достигается за счет экономии электроэнергии от удлинения межремонт. ibjx периодов,- что обусловлено отс;,тстчзием необходимости переклиновки обмотки статора, что приходится де,;ать довольно часто на известных :--а;г1Инах . Формула изобретения 1. Статор электрической машины, сод ержсащий шихтованный сердечник с пазами и охлаждаемую обмотку из высоковольтных заключенных в изоляционные гильзы кабелей, расположенных в каждом пазу в радиальный ряд, о т л ич а ю Д и и с я тем, что, с целью повышения надежности при упрощении соорки, поверхность каждого паза выполнена в виде радиального ряда цилиндрических поверхностей, образуюп;их сообщающиеся через радиальные прорези каналы, в которых расположены упомянутые кабели, и в зазоре между гильзами и стенками каналов вддодь сердечника установлены изоляциoHHF;ie шайбы с продольными каналами, а с торцов сердечника к гильзам прикреплены резьбовые втулки, на которых расположены гайки, и между торцами сердечника и гайками расположены шайбы, по меньшей мере одна из которых имеет ребра жесткости, образующие радиальные каналы, сообщающиеся с продольными каналами.
тем, что, цилиндрические поверхност паза расположены зигзагообразно.
Источники информации, принятые во внимание йри экспертизе
кл. Н 02 К 3/24, 1979.
и
фиг 3
Авторы
Даты
1982-08-30—Публикация
1981-03-26—Подача