(54) ВАЛ СО ШЛИЦАМИ
1
Изобретение относится к машиностроению и мажет быть использовано в конструктивных элементах передач, смазываемых в процессе работы для устранения износа.
Известен вал со шлицами, на рабочих поверхностях которых вьщолнены глухие ка- 5 навки параллельно контактной полосе с обеих сторон рабочей поверхности каждого зуба 1.
Недостатком известной конструкции яв- д ляется ее полая износостойкость. Участки, расположенные .у торцев шлица изнашиваются в большей степени, чем участки в серединной части шлица. Количество смазки, подаваемое ко всем участкам шлица, одинаково и недостаточно в зоне наибольшего 15 износа.
Цель изобретения - пов.ышение износостойкости путем улучшения смазки наиболее нагруженных участков шлицев.
Эта цель достигается за счет того, что 20 в вале со шлицами на рабочих поверхностях которых выполнены глухие канавки, каждая из этих канавок выполнена под углом в направлении к оси вала, при этом, одна из
торцевых стенок канавки расположена в основании шлица, а другая - в его торцевой части.
Канавка (одна или несколько) наклонена так, что смазка под действием центробежной силы направляется в наиболее изнашиваемую часть шлица, а так как в этой части присутствует смазка, то скорость износа уменьшается и тем самым .повь1шается износостойкость.
На фиг. 1 представлено расположение канавок на рабочей поверхности шлица.
Шлиц содержит одну или несколько смазкоудерживаюших глухих, наклонных канавок со скругленными краями. Канавка проходит по поверхности рабочей части шлица, так, что один ее конец находится у основания шлица, а другой у торца.
При работе вала в условиях несоосности вала и втулки происходит неравномерный по длине шлица износ. На участках, близких к торцам, износ имеет наибольшую величину. Канавка, проходя через рабочую поверхность, заканчивается в наиболееизнашиваемой части шлица. Таким образом, под действием центробежной силы при врашении
вала со шлицами обеспечивается смазывание контактирующих поверхностей в местах наибольшего износа.
Формула изобретения
Вал со шлицами, на рабочих поверхностях которых выполнены глухие канавки, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости путем улучшения смазки
наиболее нагруженных участков шлицев, каждая, канавка выполнена под углом в направлении к оси вала, при этом одна из торцовых стенок канавки расположена в основании шлица, а другая - в его торцовой части.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 706631, кл. F 16 Н 57/04, 1978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Разгрузочное устройство центробежного секционного насоса с геометрически замкнутыми наклонными несущими поверхностями | 2022 |
|
RU2791079C1 |
ГЕРМЕТИЧНЫЙ ВВОД ВРАЩЕНИЯ | 2005 |
|
RU2294472C1 |
Винтовой забойный двигатель | 2002 |
|
RU2224078C2 |
ШАРНИРНОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2278938C1 |
ВИНТОВАЯ ПАРА ОБЖИМНОГО ПРОКАТНОГО СТАНА | 1999 |
|
RU2182051C2 |
Подшипниковый узел | 1989 |
|
SU1739101A1 |
Роторная машина | 1984 |
|
SU1377414A1 |
Клеть для продольной прокатки | 1990 |
|
SU1745381A1 |
Узел ведущего вала аппарата магнитной записи | 1988 |
|
SU1615797A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2422689C1 |
Авторы
Даты
1982-09-15—Публикация
1981-02-25—Подача