(5) СКРЕПЕРОСТРУГ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Скрепероструг | 1980 |
|
SU899924A1 |
Скрепероструг | 1983 |
|
SU1145135A1 |
Скрепероструг | 1985 |
|
SU1314050A1 |
Скрепероструг | 1982 |
|
SU1074993A1 |
Скрепероструг | 1986 |
|
SU1373810A1 |
Скрепероструг | 1982 |
|
SU1023082A1 |
Скрепероструг | 1979 |
|
SU859630A1 |
Скреперо-струг | 1977 |
|
SU672343A1 |
Скрепероструг | 1987 |
|
SU1432214A1 |
Исполнительный орган скрепероструговой установки | 1988 |
|
SU1553671A1 |
1
Изобретени1е относится к горному делу, в частности к средствам механизации очистных работ при безлюдной выемке угля из весьма топких пологих и наклонных пластов и защитных пропластков.5
Известен скрепероструг, включающий одну и несколько секций, в которых боковая стенка со стороны забоя оснащена режущим инструментом, за-- но слонку и укосину, связанную с ползуном, положение которого фиксируется рукоятью D.
Недостатки указанного скрепероструга состоят в невозможности использо- 15 вания его для безлюдной выемки угля в связи с осуществлением регулировки хода ползуна вручную и необходимостью выполнения работ по управлению кровлей в очистном забое и значительных ° потерях угля, снижакщих производительность труда и эффективность выемки .
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является скрепероструг, включающий жестко связанные между собой боковые стенки, одна из которых расположена со стороны выработанного пространства и с целью обеспечения возведения поперечной бутовой полосы из отбиваемого им угля снабжена лемехом, установленным на .ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения и оборудованным форсунками для подачи вяжущего вещества, а другая ;о стороны забоя снабжена резцами, и заслонку, шарнирно прикрепленную к боковым стенкам 2.
Недостаток известного.скрепероструга заключается в том, что его конструкция не позволяет возводить бутовые полосы из от прохождения и перекрепления выработок, а также из отбиваемого им угля вдоль очистного забоя на полную его длину и достигать высоких технико-экономи396ческих показателей при применении его для безлюдной выемки весьма топ ких и тонких пологих и наклонных ; угольных пластов и защитных пропласг ков. Цель изобретения - повышение эффективности работы за смет выполнения скреперостругом операций по управлению кровлей путем возведения буТ08ЫХ полос на всю длину лавы или полной закладки выработанного пространства лавы и осуществления безлюд ной выемки весьма топких и тонких по логих и наклонных пластов и защитных пропластков. Поставленная цель достигается тем, что скрепероструг, включающий корпус, выполненный из жестко связан ных между собой боковых стенок, одна из которых со стороны забоя оснащена режущим инструментом, а другая со стороны выработанного пространства лемехом, заслонку и гибкий тяговый орган,снабжен направляющей с фиксато ром, жестко закрепленной на корпусе со стороны выработанного пространства,® и установленный с ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения ползуном, а лемех выполнен в виде двух шарнирно соединенных эле ментов, КОНЦЫ которых шарнирно связа ны соответственно с корпусом и ползу ном, при этом ползун подпружинен и снабжен стопором, установленным с возможностью взаимодействия с фиксатором направляющей. На фиг. 1 изображен предлагаемый скрепероструг, вид в плане; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 ; на фиг. 3 разрез Б-Б-на фиг. 2. Скрепероструг состоит из шарнирно соединенных между собой, головкой 1, промежуточной 2 и концевой 3 секцией коробчатой формы, каждая из которых включает жестко связанные поперечными планками k боковые стенки 5 и 6, к которым в концевой секции 3 шар нирно прикреплена разгрузочная засло ка 7. Боковая стенка,6 головной 1 и концевой 3 секций со стороны забоя оснащена резцами 8, а на боковой сте ке 5 головной секции 1 со стороны вы работанного пространства жестко закреплена направляющая 9 на которой установлен с возможностью перемеще ния самозагружающийся лемех, состоя щий из шарнирно соединенных между со бой передней 10 и задней 11 частей. Передняя часть 10 шарнирно связана С корпусом скрепероструга, а задняя 11 - с подвижно установленным в пазах направляющей 9 ползуном 12. Ползун 12 подпружинен пружинами 13 и посредством утюгов i скользит по полке 15 направляющей 9- Жесткость пружин. 13 регулируется винтом 16. При перемещении ползуна 12 в крайнее нижнее положение стопор 17 взаимодействует с выполненным на корпусе направляющей 9 фиксатором 18 и фиксирует лемех в нерабочем положении. При выходе скрепероструга в выработку стопор 17 упираясь в расположенную на корпусе породного бункера 19 упорную планку 20, открывается и позволяет ползуну 12 перемещаться в пазах направляющей 9 до его фиксации (заклинивания), на имеющей увеличенное поперечное сечение концевой части полки 15, т, е. лемех устанавливается в рабочее положение. Для предотвращения внедрения в уголь резцов 8 при возведении породной бутовой полосы боковая стенка 6 головной 1 и концевой 3 секций скрепероструга снабжена выдвижными катками 21, а для пропуска угля в выработанное пространство при возведении из него бутовой полосы в расположенной со стороны выработанного пространства боковой стенке 5 промежуточной секции 2 выполнено окно 22, запирающееся заслонкой 23, устанавливаемой наклонно при возведении угольной бутовой полосы и фиксируемой в нерабочем положении защелками 2k. Загрузка лемеха скрепероструга породой производится из бункера 19, снабженного дозатором-(заслонкой) породы 25 и проушинами 2б для фиксации левой ветви тяговой цепи 27 скрепероструга. Скрепероструг работает следующим образом. Вдоль очистного забоя может быть расположен один или несколько скреперостругов. При наличии в очистном забое одного скрепероструга после подвигания забоя на определенную величину (10-20 м), не превышающую шага обрушения кровли, работы по выемке угля прекращают и начинают вести работы по возведению продольной бутовой полосы из породы на всю длину лавы, для чего опорные катки 21 выдвигают в сторону забоя на величину, превышающую вылет резцов 8, а породный бун596кер 19 с дозатором 25 породы устанавливают на бровке выработки так, чтобы левая бетвь тяговой цепи 27 проходила через проушины 26 корпуса бункера 19- После этого включают привод скрепероструга и ведут работы по возведению породной бутовой полосы. При выходе скрепероструга в транспортную выработку лемех, упираясь стопором .17 ползуна 12 в упорную планку 20 породного бункера 19, возводится в рабочее положение и после реверса, при движении скрепероструга вверх, захватив порцию породы, достав ляет ее к конечной точке траектории движения, где .оставляет ее на почве пласта. После нескольких таких возвратно-поступательных перемещений скрепероструга и доставок порций породы к конечной точке траектории движения лемех, упираясь передней частью 10 в оставленную на почве породу и не преодолев ее сопротивления, складывается и фиксируется в нерабочем поло-, жении стопором 17, позволяя при этом скреперостругу выходить к конечной точке траектории своего движения. При этом при возвратно-поступательных перемещениях вдоль всей полосы в таком положении лемех передней 10 и задней 11 частями подбучивает под кровлю и уплотняет всю породу возводимой им бутовой полосы. При последующих достаЕи ах породы лемехом скрепероструга формируется продольная бутовая ,полоса вдоль всего очистного забоя. Операции по доставке в бутов.ую полосу породы, ее подбутовка под кровлю и уплотнение продолжаются до тех пор, пока бутовая полоса не подойдет вплот ную к установленному на бровке транспортной выработки породному бункеру 19 и не достигает необходимой плотности и несущуй способности. После возведения породной бутовой полосы скрепероструг останавливают, опорные катки 21 вдвигают в корпус скреггеростру га, лемех фиксируют в нерабочем положении, освобождают ветвь тяговой цепи 27 из проушин 26, отодвигают загрузочный бункер 19; и, включив привод установки, продолжают работы по выемке угля. При очередном поДвигании с . очистного забоя на установленную величину, не превышающую шага обрушения кровли, операции по возведению по- . родной бутовой полосы на всю длину 36 лавы повторяют и т. д. до полной отработки всего выемочного участка. При наличии в очистном забое нескольких Дне более двух), скрепероструговых поездов операции по забору породы производят поочередно при выходе скреперостругов на оконтуривающие выработки (верхнюю и нижнюю выработки) , для чего а вентиляционной выработке устанавливают такой же загрузочный бункер с дозатором породы как и в транспортной выработке. При этом в момент загрузки нижнего скреперостругз породой верхний скрепероструг, доставив порцию породы, находится в конечной точке своей траектории движения (посредине лавы) и наоборот. При возведении скреперостругом продольных бутовых полос из угля разгрузочную заслонку ,7 снимают или стопорят в нерабочем положении, направляющую заслонку 23 снимают с защелок 2k и устанавливают в рабочее положение. При движении скрепероструга вниз отбитый резцами 8 уголь останавливается на почве пласта, а лри движении его вверх направляющей заслонкой 23, перекрывающей, под углом промежуточную секцию 2, сгребается и перебучивается через окно 22 в боковой стенк.е 5 в выработанное пространство, где (в нерабочем положении по доставке породы), лемех перегружает и. уплотняет уголь в продольную бутовую полосу по всей длине лавы. После возведения достаточной несущей способности бутовой угольной полосы на всю длину лавы, направляющую заслонку 23 стопорят защелками 24, устанавливают погрузочную заслонку 7 и произ- . водят дальнейшие работы по выемке угля. Предлагаемое конструктивное .выполнение скрепероструга позволяет расширить его технологические возможности повысить эффективность скреперо струговой выемки и осуществлять безлюдную выемку весьма топких и тонких пологих и наклонных угольных пластов и защитных пропластков с оставлением породы в шахте. ,, формула изобретения Скрепероструг, включающий корпус, выполненный из жестко связанных между собой боковых стенок, одна из ко796261
торых со стороны забоя оснащена режущим инструментом, а другая со стороны выработанного пространства - мехом, заслонку и гибкий тяговый орган, отличающийся тем, 5 что, с целью повышения эффективности работы, он снабжен направляющей с фиксатором, жестко закрепленной на корпусе со стороны выработанного пространства, и установленным в ней с воз- О можностью возвратно-поступательного перемещения ползуном, а лемех выполнен в виде двух шарнирно соединен8
ных элементов, концы которых шарнирно связаны соответственно с корпусом и ползуном, при этом ползун подпружинен и снабжен стопором, установленным с . возможностью взаимодействия с фиксатором направляющей.
.Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-09-30—Публикация
1981-02-05—Подача