Щеточная траверса электрической машины Советский патент 1982 года по МПК H01R39/38 H02K13/12 

Описание патента на изобретение SU964815A1

Изобретение относится к электротехнике в части устройств токосъема и может быть использовано для электрической машины постоянного тока.

В некоторых электрических машингос например в двигателях постоянного тока для судовых установок, имеется необходимость отворачивания кольца траверсы с закрепленными на нем щеточным боакетами при замене щеток в тех щеткодержателях, которые располагаются в труднодоступной нижней части машины.

Известна щеточная траверса электрической машины, содержащая кольцо, закладываемое в направляющие, расположенные в подшипниковом щите электрической машины, на котором крепятся детали, несущие щеткодержатели, причем для отворачивания кольца используется червячная передача 1.

Недостатком такой конструкции является ее сложность, наличие червяка, червячного колеса большого диакютра и ряда вспомогательных деталей, а также повышенная трудоемкость изготовления и сборки.

Известно также устройство, содер-. жащее роликовые опоры дляОбеспечения отворота установленной на них цилиндрической детали 2.

Применение роликовых опор для отворота колец щеточных траверс приводит к существенному упрощению механизма и во многих случаях создает возможность свободного проворота траверс от руки, однако обеспечение соосности кольца траверсы с коллек10тором машины связано с трудностью точной установки роликовых опор, из за чего они не нашли применения в конструкциях поворотных щеточных траверс.

15

Наиболее близкой к предлагаемой является пойоротная щеточная траверса электрической машины, содержащая кольцо с закрепленными на нем .щеточными бракетами,установленное в нап20равляющих торцового щита электрической машины. Направляющие выполнены в виде кольцевой выточки в щите. Кольцо зафиксировано с помощью крепежных элементов З.

25

Основными недостатками описанной конструкции является трудность поворота кольца тяжелой траверсы в кольцевой заточКе щита, обусловленная противодействием сил трения скольже30ния и заеданиями вследствие неточ-

ностей обработки кольцевых заточек большого диаметра.

Цель изобретения - снижение трудоемкости установки и обслуживания траверсы.

Указанная цель достигается тем, что в щеточной траверсе электрической машины, содержащей кольце с закрепленными на нем щеточными бракетами, установленное в направляюцих торцового щита и закрепленное посредством элементов фиксации, направлякядие выполнены в виде роликов, установленных -на- шипах, выполненных в виде шпилек, ввернутых в щит, причем цилиндрическая поверхность шипа под устанойку ролика выполнена эксцентричной I .

относительно оси резьбового отверстия в щите, выполненного для установкишипа. . .

Противоположный ввернутому в щит конец шипа может быть снабжен резьбой и на нем установлены элементы фиксации кольца траверсы.

На фиг. 1 схематически изображен фрагмент щеточной траверсы; на фиг.2вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг 1; на фиг. 4 - фрагмент щеточной траверсы с дополнительны и элементами фиксации кольца.

Щеточная траверса содержит кольцо 1 с размещенными на нем щеточными бракетами 2. Кольцо 1 установлено в направляющих, выполненных в виде роликов 3. Ролик 3 установлен на шипе 4, выполненном в виде шпильки, ввернутой в щит 5, и зафиксирован от проворота, например,с помощью контрящей гайки б. Цилиндрическая поверхность щипа 4 под установку ролика 3 выполнена эксцентричной относительно оси 7 резьбового отверстия 8 в щите 5, выполненного для установки шипа (фиг. 3). На противоположном конце шипа может быть также выполнена резьба и на ней установлены элементы фиксации 1: втулка 9, шайба 10, гайка 11, а также ограничительный шплинт 12.

Элементы фиксации кольца 1 могут быть размещены и отдельно от шипа например как указано на фиг. 4. Они состоят из захватов 13, шайб 14 и 15, гайки 16 и ограничительного шпл11нта 17. При выполнении такой конструкции улучшается доступ к гайкам 16, так как они расположены снаружи Машины.

Щеточные бракеты 2 соединены с токособирательными шинами 18.

Сборка траверсы осуществляется следующим образом.

В щит 5 вворачиваются шины 4 до . упора. Затем при выворачивании шипов в пределах 1-2 оборотов устанавливается максимальное расстояние от цилиндрической поверхности шипа под установку ролика до центральной оси

щита (в этом положении указанная на фиг. 3 точка В, находящаяся на поверхности шипа, окажется в положении, соответствующем повороту шипа вокруг осевой линии цилиндрическо нарезки на 90° по часовой стрелке). Устанавливаются ролики 3, кольцо 1 траверсы вместе с установленными на нем щеточными бракетами 2, гайки 6 и элементы фиксации 9, 10 и 11 Кольцо устанавливается соосно центральной оси щита по контрольным заточкам щита и при заворачивании шипов 4 достигается касание роликов поверхности кольца 1. положение шипо фиксируется контрящими гайками 6. Контролируется возможность поворачивания кольца вокруг центральной оси в пределах заданного угла поворота I и при необходимости корректируется положение роликов с помощью шипов 4 с последующей контровкой гайками 6. При окончании регулировок кольцо 1 фиксируется с помощью элементов 9, 10 и 11 и устанавливаются ограничительные шплинты 12. Траверса вместе со щитом устанавливается на корпусе машин.

При необходимости корректировки положения кольца 1 относительно коллектора машины с целью достижения большей соосности (из-за технологических неточностей при изготовлении корпуса машины и щита или в случае, когда ротор машины устанавливается на стояковых подшипниках, не связанных с корпусом, такая необходимость может возникнуть) гайки 11 отворачиваются до упора в ограничительные шплинты 12 и проводится корректировка положения роликов аналогично описанной.

Поворот щеточной траверсы при замене электрощеток, которые располагаются в труднодоступной нижней част машины, осуществляется следующим образом.

От токособирательных шин 18 отсоединяются выводные шины (на чертеже не показаны), отворачиваются гайки 11 до упора в ограничительные шплинты 12, кольцо 1 траверсы поворачивается на роликах от руки на необходимый угол, заменяются щетки, посл чего траверса устанавливается в рабочее положение, кольцо 1 фиксируется при помощи элементов 9, 10 и 11 и к токособирательным шинам 18- присоединяются выводные шипы.

Преимущество данного изобретения состоит в том, что благодаря установке направляющих выполненных в виде роликов, на поверхности шипа, эксцентричной Относительно оси резьбового отверстия в щите, выполненного для установки шипа, возникает возможность использования роликов в качестве направляющих, позволяющих легко осуществить в случае необходимости поворот тяжелой траверсы с обе печением максимально возможной соосности кольца траверсы коллектору. Формула изобретения 1. Щеточная траверса электрической машины,, содержащая кольца с закрепленными на нем щеточными бракетами, установленное в направляющих торцового щита и закрепленное посред ством элементов фиксации, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения трудоемкости установки и обслуживания траверсы, направляющие .выполнены в виде роликов, которые установлены на шипах в виде шпилек, которые ввёрнуты в щит, при этом цилиндрическая поверхность шипа под установку ролика выполнена эксцентричной относительно оси резьбового отверстия в щите для установки шипа. .2. Траверса по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что противоположный ввернутому в щит конец шипа снабжен резьбой и на нем установлены элементы фиксации кольца траверсы. Источники информадии, принятые во внимание при экспертизе 1.Алексеев А.Б. Конструкция электрических машин. М.-Л., Энергия, 1958, с. 395-397, рис. 12-20. 2.Авторское свидетельство СССР №440745, кл. Н 02 К 15/00, 1972. 3.Видеман Е., Келленбергер В. Конструкция электрических машин. Л., Энергия, 1977, с.248, рис.8-32 (прототип).

Похожие патенты SU964815A1

название год авторы номер документа
Щеточная траверса электрической машины 1983
  • Миничев Василий Михайлович
  • Плотников Виталий Владимирович
  • Рыков Николай Яковлевич
  • Симис Евгений Моисеевич
  • Харченко Виктор Иванович
SU1134981A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА 1991
  • Миничев В.М.
  • Харченко В.И.
RU2024159C1
Щеточная траверса для электрической машины 1972
  • Агафонов Геннадий Валерьевич
  • Синицын Геннадий Иванович
SU591989A1
Щеточное устройство электрической машины с торцовым коллектором 1980
  • Алексеев Александр Иванович
  • Василевский Виктор Иосифович
  • Грушин Николай Алексеевич
  • Пьяных Владимир Иванович
  • Райкова Галина Александровна
  • Чекмазов Владимир Сергеевич
SU951511A1
ЩЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1973
SU367508A1
Щеточный узел электрической машины 1976
  • Горкин Иван Емельянович
SU585570A1
Униполярная машина 1983
  • Алиевский Борис Львович
  • Базарнов Борис Александрович
  • Бертинов Альберт Иосифович
  • Вербский Владимир Александрович
  • Глазунов Игорь Михайлович
  • Жарков Владимир Дмитриевич
  • Метлин Валерий Борисович
  • Попов Николай Николаевич
  • Чукаева Нина Яковлевна
SU1145419A1
Траверса электрической машины 1984
  • Поляков Юрий Михайлович
  • Прудников Виталий Михайлович
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
SU1348961A1
СПОСОБ И КОНСТРУКЦИЯ УСТАНОВКИ ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛЯ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ВОЛНИСТОСТИ НА КОНТАКТНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ ЭЛЕКТРОЩЕТОК И КОЛЕЦ (КОЛЛЕКТОРОВ) 2009
RU2396668C1
Коллектор электрической машины 1983
  • Чахвадзе Автандил Шакроевич
SU1156178A1

Иллюстрации к изобретению SU 964 815 A1

Реферат патента 1982 года Щеточная траверса электрической машины

Формула изобретения SU 964 815 A1

SU 964 815 A1

Авторы

Миничев Василий Михайлович

Плотников Виталий Владимирович

Рыков Николай Яковлевич

Симис Евгений Моисеевич

Харченко Виктор Иванович

Даты

1982-10-07Публикация

1981-05-28Подача