Изобретение относится к прокышленному транспорту, а именно к ковшовым элеваторс1М.
, Известен элеватор, включающий кожух с патрубками загрузки и разгрузки, приводной и натяжной барабаны, огибаеАсле гибкой тяговой лентой, на которой укреплены ковши с упругими элементами, а также взаимодействующие с лентой в местах ее перегиба отклоняющие ролики С
Недостатком этого элеватора является усложнение конструкции тяговой ленты с ковшами ввиду нгшичия роликов и недолговечных упругих элементов, а также повышенное сопротивление движению ковшей в башмаке.
Известен также ковшовый элеватор, включающий вертикально замкнутую тяговую ленту с ковшами, огибающую натяжной барабан, ведущий обод на валу, связанный с двигателем, и меха низм создания колебгший тяговой ленты, имеющий водило с сателлитами, . установленное на валу, и солнечную шестерню С 2 1.
В этом элеваторе ковши внедряются в груз с меныаигч, чем рбычно сопротивлением. Однако его механизм создания колебаний тяговой ленты
требует дополнительного двигателя и множества элементов, усложняющих конструкцию.
Целью изобретения является упрощение конструкции.
Эта цель достигается тем, что ведущий обод выполнен а виде упругой стальной бесконечной ленты с двумя
10 рядами зубьев, расположенных на внутренней ее поверхности в плоскостях, параллельных ее плоскости вращения, сателлиты выполнены в виде роликов, а солнечное колесо выпол15нено из двух неподвижных зубчатых дисков с патрубками, между которыми размещено водило с сателлитами с, возможностью обкатывания последних по внутренней поверхности ленты,
20 которая в промежутках между каждыми двумя соседними сателлитами зацеплена посредством одного зуба в каждом ряцу своих зубьев с непод- вижными зубчатыми дисками.
25
Кроме того, элеватор снабжен двумя поворотными дисками, установленными на патрубках с возможностью взаимодействия с краевыми участками тяговой ленты, а ведущий обод
30 оазмещен между поворотными дисками. . ha фиг.1 изображен элеватор, общий вид; на фиг.2 - ведущий обод разрез; на фиг.З - схема взаимодействия тягового ведущего обода с тяговрй лентой; на фиг.4 - диаграмма скорости двиясёния ковшей. ; Ковшовый элеватор (фиг.1 и 2) включает двигатель 1 с роликовым основанием 2, тяговую л;енту 3 с ков шами 4, огибающую натяжной барабан расположенный в зоне загрузки ковшей, и ведущий обод 6 с приводным в лом 7, связанным с ротором двигател муфтой 8. Ведущий обод 6 (фиг.2) выполнен виде упругой, стальной бесконечной ленты 9, имеющей два ряда 10 и 11 зубьев и гладкую часть 12. Внутри ленты 9 установлены два неподвижных зубчатых диска 13 и 14 с патрубками 15 и 16. Диски 13 и 14 имеют. меньшее число зубьев (на2-3 зуба) Z по срав.нению с числом зубьев ZQ в рядах 10 и 11 ленты 9. Между дисками 13 и 14 на приводном валу 7 уста новлено водило 17 с роликами 18, деформирующими при монталсе упругую ленту 9 так, что последняя взаимодей ствует, с каждым зубчатым диском меж ду двумя соседними роликами с помощью одного зуба. Упругая стальная л.ента 9 имеет ширину Ь меньше ширины В тяговой ленты. На патрубках 15 и 16 свободно- установлены два по-воротных диска 19 .и 20, контактирующих с краевыми участками ленты с и d. Элеватор работает следующим образом. При вращении от электродвигателя 1 с угловой скоростью через муфту 8 приводного вала 7 ролики 18 водила 17 деформируют упругую стальную ленту 9 и перекатывают ее по неподви ным зубчатым дискам 13 и 14 с замедленной угловой скоростью Шдр . Вследствие фрикционной связи мехсду упруго стальной лентой 9, являющейся ведущи ободом 6, тяговая лента 3 получает круговое по Кольцевой траек тории, обеспечивая загрузку и разгруз ку ковшей. Кинематический анализ передачи во дило 17 - упругая лента 9 показывает что принцип ее действия аналогичен принципу действия волновых передач, в которых реализуются значительные передаточные числа в одной ступени. Однако в обычной волновой передачеравномерное вращение водила (генератора волны) сопровождается равномерным вращен ем ведомого звена, выполненного в виде стакана с жестКИМ дном и упругой цилиндрической частью. В предлагаемом устройстве ведолы звеном является тяговая лента 3, а упругая лента 9 является переходным звеном келоду водилом 17 и лентой 3. i Очевидно, что вектор скорости ленты Vд (фиг.З) не совпадает по направлению с вектором скорости V ведущего, ролика (ВР) водила 17. Поэтому при равномерном вращении водила 17 (aj( const) тяговая лента 3 движется имщльсивно и циклически неравномерно (Уд const). Длительность цикла определяется периодом враще|ния водила 17 в пределах yrjia 2 с , определяемого крайнигли положениями ведущего ролика ВР - 0. и О , В этих точках скорость ленты равнанулю, а в точке О - максимальному значению А max В результате тригонометрических преобразований можно получить выражение для определения половины угла активного взаимодействия ролика 18 ВР} с лентой 9. с arccos , (1) где R - радиус обката лентой 9, с числом зубьев Z, дисков. определяемый выражением. mZu р - (2) где m - модуль зацепления ленты 9 с дисками; число зубьев неподвижных дисков; радиус ролика 18; радиус окружности центров вращения роликов 18., Скорость движения ленты 3 в течение угла поворота водила 17 - 2dt, определяется выражением (()- (3) где Ч - текущее значение угла поворота водила 17 в пределах .(4) Из диаграммы изменения скорости движения ленты с ковшами (фиг.4) виден импульсивный характер ее движения. В зоне загрузки ковши будут внедряться в материал, двигаясь с такой же закономерностью. Такая закономерность обеспечивается в случае соблюдения равенства тг d f,(5) Z - число роликов 18 водила 17. В случае, если пpинятьoLo /Z, то лента 3 будет двигаться с остановками, что будет связано со снижением производительности элеватора. Соблюдение условия (5) соответствует взаимодействию оболочки 9 с неподвижными дисками 13 и 14 в зоне между двумя роликами 18 одним зубом (одной парой зубьев).. Вычисления показывают, что при средней скорости движения ленты лср - 1 и диаметре начальной окружности неподвижных дисков 300 мм
ковши взаимодействуют с материалом в зоне загрузки с частотой 4 Гц, что способствует резкому снижению усилий загрузки и натяхсения ленты. Это в свою очередь при определенной простоте конструкции повышает надехшость и безопасность .работы элеватора при общем снижении энергоемкости.
Формула изобретения
1. Ковшовый злегатор, включающий вертикально замкнутую тяговую ленту с ковшами, огибающую натяжной барабан, ведущий обод на валу, связанны с двигателем, и механизм создания колебаний тяговой ленты, имеющий водило с сателлитами, установленное н валу, и солнечную шестерню, отличающийся тем, что, Ъ целью упрощения конструкции, ведущий обод выполнен в виде упругой стальной бесконечной ленты.с двумя рядами эубьев, расположенных на внутренней ее поверхности в плоскостях, параллельных ее плоскости вращения, сателлиты выполнены в виде роликов, а солнечное колесе выполнено из двух неподвижных зубчатых дисков с патрубками, между которыми размещено водило с сателлитами с возможностью обкатывания последних по внутренней Поверхности ленты, которая в промежутках между каждыми двумя соседним сателлитами зацеплена одним зубом в каждом ряду своих зубьев с неподвижными зубчатыми дискак и.
2. Элеватор по п.1, о т л и v аю щи и с я тем, что он снабжен двумя поворотными дисками, установленными на патрубках с возможностью, взаимодействия с краевыми участкё1ми тяговой ленты, а ведущий обод размещен между поворотными дискам;.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе .1. Авторское сви етельство -СССР № 682423, кл. В 65 G 17/12, 1979.
2. Авторское свидетельство СССР . по заявке № 2865100/27-03, .кл. В 65 G 17/12,1980.
13 о It //;«,
г , / / /
Фиг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод резания камнерезной машины | 1985 |
|
SU1357243A1 |
Ковшовый элеватор | 1979 |
|
SU1167118A1 |
Ковшовый элеватор | 1977 |
|
SU642239A1 |
КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР | 1998 |
|
RU2136568C1 |
Ковшовый элеватор | 1980 |
|
SU865725A1 |
КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР | 2017 |
|
RU2664610C1 |
КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР (НОРИЯ) ДЛЯ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ | 2020 |
|
RU2737177C1 |
Способ снижения травмирования семян в ковшовом элеваторе и ковшовый элеватор для его осуществления | 2021 |
|
RU2770372C1 |
Элеватор | 1977 |
|
SU682423A1 |
Ковшовый элеватор | 1979 |
|
SU848424A1 |
Авторы
Даты
1982-10-23—Публикация
1980-10-27—Подача