Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при основании специализированных кабинетов для подготовки радиотелеграфистов.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера.
На чертеже приведена структура предлагаемого тренажера.
Тренажер содержит формирователь 1 случайной последовательности кодов, блок 2 задания программы обучения, шифратор 3, коммутатор 4, формирователь 5 команд, блок б предъявления учебной информации, блок 7 памяти, блок 8 ввода ответов, формирователь 9 команд, блок 10 сравнения, элемент ИЛИ 11, тактовый генератор 12, элементы И 13 и 14, накопители правильных 15 и ошибочных 16 ответов, блок 17 памяти, тактовый генератор 18, блок 19 сравнения, элемент ИЛИ 20, таймер 21, ключ 22, дешифратор 23, счетчики 24 ошибок, элементы И 25, формирователь 26 команд, информационное табло 27.
Тренажер радиотелеграфиста работает следуюшим образом.
При включении тренажера формирователь 1 вырабатывает случайным образом целое число в пределах от 1 до 43, являющееся номером программы для блока 2.
Выходные сигналы блока 2, являющиеся кодовым обозначением букв или цифр, через шифратор 3, где преобразуются в сигналы кода Морзе в виде токовых и бестоковых посылок, и коммутатор 4 поступают на формирователь 5 и в блок 7 памяти.
Формирователь 5, например звуковой генератор, преобразует электрические импульсы токовых и бестоковых посылок в импульсы звуковой частоты. Последние посредством блока 6 предъявляются в виде длинных и коротких звуковых сигналов обучаемому. Одновременно последним импульсом от формирователя 5 запускается таймер 21.
Радиотелеграфист по ритмичному рисунку (мелодии) предъявляемого сигнала (знака) определяет букву (цифру) и посредством блока 8 фиксирует ее прием. Одновременно с фиксацией принятого знака блок 8 вырабатывает сигнал на остановку таймера 21 на считывание эталонного сигнала с блока 7 в блок 10 (знак при этом считывается, но не стирается). На другой вход блока 10 поступает сигнал формирователя 9, который вырабатывает соответствующую структуру электрических импульсов под действием блока 8.
При этом возможны следующие случаи: ответ правильный и время, затраченное на обдумывание и ввод ответа, не превышает заданного; ответ правильный, но временной норматив не выполнен; ответ не верный, но
временной норматив выполнен; ответ не верный и временной норматив не выполнен.
Временной норматив устанавливается инструктором на таймере 21. Последний,
отсчитав определенное время, выдает сигнал на закрытие ключа 22 и подготовку цепи через элемент 13.
В первом случае результат сравнения с выхода «Правильно блока 10 через открыр. тый ключ 22 поступает на элемент 14 и через элемент 11 на генератор 12.
Последний начинает работу и под действием его импульсов считывается (при этом и стирается) информация с блока 7 на элементы 13 и 14. Поскольку из них подготов5 лена цепь элемента 14, то информация через него записывается только в накопитель 15. Последним импульсом считываемого знака с блока 7 останавливается генератор 12. Во втором случае работа тренажера происходит аналогично, но при этом таймер 21 вырабатывает управляющий сигнал, которым закрывает ключ 22, запускает генератор 12 и готовит цепь записи накопителя 16 посредством элемента 13.
При срабатывании генератора 12 инфор5 мация с блока 7 через элемент 13 записывается в накопитель 16.
Аналогично работает тренажер для третьего и четвертого случая, при этом знак (буква или цифра) записывается в накопитель 16.
Таким образом, только при правильных ответах и при выполнении временного норматива информация записывается в накопитель 15, а в остальных случаях считается, что обучаемый допустил ошибку и информация записана в накопитель 16.
Одновременно информация об ошибочных ответах с выхода элемента 13 через дешифратор 23 поступает на соответствующий счетчик 24, при заполнении которого готовится цепь элемента 25. Количество счетчи0 ков 24 соответствует количеству знаков (цифр и букв), т. е. каждому знаку (буква или цифра) соответствует свой счетчик 24. Последний может иметь переменную память, т. е. инструктор может на первых занятиях
Е установить малую память, что означает при двух и более ошибках радиотелеграфиста, ему информация от коммутатора 4 через соответствующий элемент 25 и формирователь 26 на табло 27 высветится «подсказка в виде буквы, набора точек и тире и рекомен0 дуемый мотив, например:
-«А « «Куда
-«П «. «Куда пошли.
При повторных тренировках ячейку памяти счетчика 24 посредством переключателя (не показан) инструктор может увели- 5 чить.
Работа тренажера проводится в данном режиме до тех пор, пока накопитель 16 не заполнится.
При заполнении накопитель 16 вырабатывает сигнал, который переключает коммутатор 4 и выход шифратора 3 соединяется. Сигнал кода Морзе в этом случае записывается в блок 17. Одновременно последний импульс сигнала кода Морзе запускает генератор 18, который считывает (но не стирает) информацию (записи) с блока 17 и накопителя 15, которые анализируются вторым блоком 19. Если знаки совпадают (это значит, что обучаемый раньше на него ответил правильно), то останавливается генератор 18, стирается информация с блока 17 и считывается первый по очереди знак с накопителя 16.
Знак (сигнал кода Морзе), на который радиотелеграфист сделал ошибку через элемент 20, коммутатор 4 предъявлен обучаемому и записан в блок 7 по рассмотренной ранее цепи. Если все знаки на которые радиотелеграфист ответил правильно при сравнении не совпали со знаком блока 17, то накопитель 15 при считывании последнего по очереди знака останавливает генератор 18 и считывает (одновременно стирает) знак с блока 17 через элемент 20 и коммутатор 4 радиотелеграфисту. В период времени, пока работает генератор 18 формирователь 1 не работает. Данный режим работы тренажера происходит до тех пор, пока накопитель 16 не считает последний знак, которым переключит выход шифратора 3 в начальное положение, т. е. непосредственно на вход формирователя 5 и блока 7.
Предлагаемый тренажер позволяет анализировать действия радиотелеграфиста в процессе обучения с учетом временных нормативов и вырабатывает «подсказку для уяснения и закрепления учебного материала
Опыт подготовки радиоспециалистов экспериментальной группы показал, что время подготовки усвоения кода Морзе на первых этапах обучения может быть сокращено на 25-30%, а нарашивание нормативных показателей - в два раза быстрее.
Формула изобретения
Тренажер радиотелеграфиста, содержащий блок ввода ответов, информационный выход которого соединен с первым входом считывания первого блока памяти и входом первого формирователя команд, выходы которых подключены к первому входу первого блока сравнения, второй вход которого соединен с информационным выходом первого блока памяти, а первый выход - с первыми входами первых элеменГов ИЛИ и И, первый тактовый генератор, выход которого подключен к второму входу считывания первого блока памяти, вход запуска -
5
к выходу первого элемента ИЛИ, а вход останова - к выходу синхронизации первого блока памяти, соединенному с вторым входом первого элемента И и первым входом
второго элемента И, выходы первого и второго элементов И подключены к информационным входам блоков буферной памяти соответственно ошибочных и правильных ответов, тактовые входы которых соедине0 ны с выходами соответственно второго блока сравнения и второго тактового генератора, выходы переполнения - с первым управляющим входом коммутатора и с первым входом считывания второго блока памяти соответственно, а информационные выходы - с первыми входами соответственно второго элемента ИЛИ и второго блока сравнения, второй вход которого подключен к информационному выходу второго блока сравнения, а выход - к входу обнуления
0 второго блока памяти и первому входу останова второго тактового генератора, второй вход останова которого соединен с выходом переполнения блока буферной памяти правильных ответов, выход - с входом формирователя случайной последовательности кодов и вторым входом считывания второго блока памяти, а вход запуска - с первым информационным выходом коммутатора, подключенным к информационному входу второго блока памяти, выход синхрониза0 ции которого соединен с вторым входом второго элемента ИЛИ, выход которого подключен к второму управляющему входу коммутатора, второй информационный выход коммутатора соединен с информационным входом блока памяти, третий информацион5 ный выход - с входом второго формирователя команд, выход которого подключен ко входу блока предъявления учебной информации, информационный вход коммутатора соединен с выходом шифратора, вход кото- рого подключен к выходу блока хранения программы обучения, вход которого соединен с выходом формирователя случайной последовательности кодов, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены
5 таймер, ключ, дешифратор, счетчики ошибок, группа элементов И, третий формирователь команд и информационное табло, вход которого подключен к выходу третьего формирователя команд, входы которого соединены с выходами соответствующих элементов И группы, первые входы которых подключены к первому информационному выходу коммутатора, а вторые входы - к выходам соответствующих счетчиков ошибок, вход дешифратора соединен с выходом
5 первого элемента И, а выходы - с входами соответствующих счетчиков ошибок, вход запуска таймера подключен к выходу второго формирователя команд, вход останова - к управляющему выходу блока ввода
13360876
ответов, а выход - к первым входам перво- блока сравнения, а выход - с вторыми вхо- го элемента ИЛИ и ключа, второй вход ко- дами первого элемента ИЛИ и второго эле- торого соединен с вторым выходом первого мента И.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1981 |
|
SU1012321A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1979 |
|
SU824270A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU943815A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1101874A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1117682A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336086A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1105933A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1354237A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1287217A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки и профессионального отбора радиотелеграфистов. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера. Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство введены таймер 21, ключ 22, дешифратор 23, счетчики 24 ошибок, элементы И 25, формирователь 26 команд и информационное табло 27. Тренажер также содержит формирователь 1 случайной последовательности кодов, блок 2 задания программы обучения, шифратор 3, коммутатор 4, формирователь 5 команд, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 памяти, блок 8 ввода ответов, формирователь 9 команд, блок 10 сравнения, элемент ИЛИ 11, тактовый генератор 12, элемент И 13, элемент И 14, накопители правильных 15 и ошибочных 16 ответов, блок 17 памяти, тактовый генератор 18, блок 19 сравнения, элемент ИЛИ 20. Изобретение позволяет анализировать действия радиотелеграфистов при обучении с учетом временных нормативов и с выработкой подсказки для уяснения и закрепления учебного материала, время обучения сокращается на 200/0. 1 ил. S а с ос ОС О5 ОС 1
Тренажер радиотелеграфиста | 1982 |
|
SU1043722A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-09-07—Публикация
1986-04-18—Подача