Приборы ДЛЯ нроверки правильности положения железнодорожных рельсов по уро&ню и направлению, включающие в себя установленный на штативе оптический прибор с визирной трубой и монтированный на переставной по рельсу опоре измерительный крест, известны.
При пользовании известными приборами наблюдение за измерительным крестом приходится вести при горизонтальном положении оптической оси визирной трубы. Это же требует или повышенного расположения измерительного креста, что связано с утяжелением последнего для устойчивости, или понижения положения оси оптической трубы, что требует работы наблюдателя в согнутом положении.
Предлагаемый прибор свободен от этого недостатка. Сущность изобретения заключается в том, что в нижней части корпуса прибора установлена поворотная около горизонтальной оси « переставная по высоте оптическая призма. Наличие призмы в нижней части корпуса прибора дает возможность расположить оптическую ось визирной трубы вертикально на любой высоте.
а измерительный крест-на незначительном расстоянии от повер.хности рельса.
На фиг. 1 изображена в нерспективе оптическая часть прибора; на фиг. 2 - в перспективе измерительный (визирный) крест.
Прибор состоит из двух частей; установленного на Н1тативе оптического прибора nepULKonnoro типа с визирной трубой и монтированного на переставной по рельсу опоре измерительного (визирного) креста.
Штатив / оптического прибора выполнен с седлообразной плитой, охватывающей головку рельса н снабженной двумя винтовыми зажимами 2 для закрепления штатива на рельсе. Со штативом 1 шарниром 3 соединен корпус 4 прибора, выполненный в виде трубчатой стойки. Па верхней части корпуса монтирована визирная труба 5 с приспособлением 6 для регулирования положения окуляра и перестановки креста нитей. В нижней части корпуса прибора в точке 7 установлена улавливающая оптическая призма, для поворота которой около горизонтальной оси и перестановки по высоте предназначено
регулировочное приспособление 8. Корпус оптического прибора в верхней части снабжен направляющими 9, в которые входят ползуны боковых подпорок 10. Для устанозюи корпуса 4 по вертикали служит соединенный с корпусом уровень//.
Другая часть прибора-измерительный (визирный) «реет, состоит из вертикальной рейки 12 и горизонтальной рейки 13 и снабжен отвесом 14.
Вертикальная рейка 12 шарниром 15 соединена с опорой 16. Для облегчения перемещения измерительного креста по рельсу его опора 16 снабжена роликами, а для крепления опоры на рельсе служат пружинные зажимы (не показанные на чертеже).
Опора измерительного креста несет раздвижной стержень 17, который свободным концом опирается на смежную рельсовую нитку. Этот стержень служит для измерения превыщения одного рельса над другим, что можно определить по отклонению отвеса 14 на рейке 13.
Проверка правильности пололхония рельсов с помощью предлагаемого прибора осуществляется следующим образом.
На пути, в пункте, от которого требуется вести проверку, устанавливают оптический прибор, регулируя вертикальное положение корпуса по уровню, и закрепляют его подпорками. Затем на рельс устанавливают измерительный (визирпый) крест; соединенный с опорой креста раздвижной стержень свободным концом опирают на вторую рельсовую нитку. С помощью регулируюихего приспособления наводят призму на измерительный крест и совмещают крест нитей визирной трубы с измерительным (визирным) крестом. После этого измерительный крест медленно переменхают по рельсу.
Если рельс уложен прямолинейно, то измерительны; крест и крест нитей визирной трубы будут совпадать. Отклонение нитки рельса от прямолинейного направления наблюдается по отк.чоненик) вертикальной стойки измерительного креста От поперечной линии креста
нитей визирной трубы. Проверка правильности положения рельсов по уровню (превыщение одного рельса над другим) определяется -по горизонтальной рейке измерительного (визирного) креста по отклонению отвеса. Отклонение отвеса от вертикального положения в случае превышения одного рельса над другим обусловливается наклонов опоры креста под воздействием связанного с этой опорой стержня, одним концом перемещающегося ио второй рельсовой нитке.
При удалении измерительного креста от оптического прибора необходимо соответственно регзлировагь наБодку визирной трубы.
Предмет изобретения
1.Прибор для проверки правильности положения железнодорожных рельсов по уровню и направлению, включающий iB себя установленный на щтативе оптический прибор периокопного типа с визирной трубой и монтированный на переставляемой по рельсу опоре измерительный крест, отличающийся тем, что, с целью облегчения наблюдения положения креста при перестановке его по рельсу, в нижней части корпуса прибора установлена оптическая призма.
2.Форма выполнения прибора по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью постановки прибора в начальном положении по измерительному кресту, призма выполнена поворотной около горизонтальргой оси и переставной по высоте.
3.Прибор по пп. 1 и 2, отлич а ю щ и и с я тем, что опора измерительного креста снабжена роликами, с целью облегчения передвижения креста по рельсу, и пружинпы т зажимами для крепления его на рельсе.
4.Прибор по пп. I-3, отличаю щ и и с я тем, что, с целью взаимодействия измерите.чьного креста со смежной рельсовой ниткой и определения превышения одного ре.льса над другим, опора креста несет раздвижной стержень, опирающийся свободным концом на смежную рельсовую Щ1тку.
Авторы
Даты
1954-01-01—Публикация
1949-07-18—Подача