1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к бесступенчатым регулируемым передачам с гибкой связью работающим зацеплением.
Известен цепной вариатор скорости , содержащий два ведущих и два ведомых конических фифленых; конических диска, установленных на параллельных валах, и охватывающую дис ки пластинчатую цепь опорные регу.лирующие; рычаги с шарнирами, механизм изменения скорости и устройство для натяжения цепи, включающее опорное звено, расположенное между валами и несущее на концах гайки lj.
Недостатками известного вариатора, являются ограниченный диапазон , регулирования, невысокие передаваемая мощность, надежность и долговечность работы.
Цель изобретения - расширение диапазона регулирования, повышение
передаваемой мощности, надежности и долговечности работы вариатора.
Поставленная цель достигается тем, что опорное звено выполнено в виде прямоугольной рамки с двумя резьбовыми хвостовиками, малые стороны которой перпендикулярны плоскости, проходящей через оси валов, а большие в поперечном сечении представляют собой трапеции, меньшие основания
10 которых направлены навстречу друг
другу..
На каждой .гайке резьбового хвостовика расположена прижимная стойка,
15 фиксирующая от проворота опорное звено, установленное с возможностью осевого перемещения.
Кроме того, вариатор снабжен механизмом автоматической поднатяжки
20 цепи, выполненный из взаимно расклинивающихся двух полумуфт, между взаимодействующими поверхностями которых размещены тела качения. Одна из 39 полумуфт установлена на гайке с возможностью относительного проворота, а другая - на гайке с возможностью осевого перемещения и оперта на прижимную стойку. Вариатор снабжен коль цом - храповиком, взаимодействующим с прижимной стойкой с возможностью фиксации относительно нее, и пружиной , соединяющей кольцо-храповик с полумуфтой, установленной на гайке с возможностью относительного проворота. Кольцо-храповик фиксируется упором, осью качания которого является один из шарниров опорного регулирующего рычага. На фиг. 1 представлена схема предлагаемого вариатора; на фиг. 2 - ме ханизм автоматической подиатяжки цеп Вариатор (фиг.1) состоит из двух ведущих 1 и 2 и двух ведомЫх 3 и конических рифленых дисков, установленных на параллельных вала.х 5 и 6. Пластинчатая цепь 7 охватывает диски 1 и 2, 3 и , koтopыe в осевом на правлении опираются шарнирно на регулирующйе рычаги 8 и 9. Вариатор им ет также механизм 10 изменения скорости и устройство для натяжения цеп включающее опорное звено I1, выполненное в виде прямоугольной рамки с гайками 12 и 13, на которых установлены прижимные стойки 14 и 15, шарни но соединенные с соответствующими ре гулирующими рычагами 8 и 9Устройство для натяжения цепи сна жено механизмом автоматической ее по натяжки, расположенным по обе стороны цепи. Этот механизм (фиг.2) состоит из двух полумуфт 16 и 17, между которыми размещены тела качения 18.Одна полумуфта 17 установлена на гай-ке 12 и имеет возможность относительного проворота, а другая полу- муфта 16, установленная на той же гайке 12 имеет возможность осевого перемещения. Полумуфта 16 опирается на прижимную стойку . Последняя имеет паз 19,фиксирующий опорное звено 11 от проворота. Полумуфта 17 посредством пружины 20 соединена с кольцом-храповиком 21, koTopoe взаимодействуете прижимной стойкой 1 и может быть за фиксировано относительно нее посредством упора 22, установленного, как на оси, на одном из шарниров опорного регулирующего рычага 8. Вариатор работает следующим образом. Вращение от ведущего вала 5 (фиг.1) передается ведущим дискам 1 и 2 и посредством цепи 7 соответственно на ведомые диски 3 и i и вал 5. Регулирование вариатора достигается одновременным попарным взаимосвязанным осевым перемещением дисков 1 и 2, 3 и 4, осуществляемым с помощью механизма 10 изменения скорости и регулирующих рычагов 8 и 9- Более широкий, чем обычно, диапазон регулирования достигается тем, что опорное звено 11 выполнено 6 виде рамки. Благодаря этому создается возможность увеличить -.диаметр дисков до величины межосевого расстояния. В процессе работы вариатора осуществляется автоматическая поднатяжка цепи. По мере износа или вытяжки цепи осевые усилия, действующие со стороны цепи на диски на холостом ходу, уменьшаются. В результате пружина 20 -юворачивая полумуфту 17 через тела / ачения 18, стремится переместить в осевом направлении по гайке 12 полумуфту 16, которая соответственно перемещает стойку 1 до тех пор, пока осевое усилие прижатия дисков на холостом ходу не достигает требуемой величины,обеспечивающей нормальное натяжение цепи. При этом стойка 1+ имеет постоянно жесткий подпор со стороны полумуфт. Такая конструкция вариатора позволяет повысить передаваемую мощность, расширить диапазон регулирования, повысить надежность и долговечность работы. Формула изобретения 1. Цепной вариатор скорости, содержащий .два ведущих и два ведомых конических рифленых диска, установленных на параллельных валах, и охватывающую диски пластинчатую цепь, опорные регулирующие рычаги с шарнирами, механизм изменения скорости и устройство для натяжения цепи, включающее опорное звено, расположенное между валами и несущее на концах гайки, отличающи йс я тем, что, с целью расширения диапазона -регулирования, повышения передаваемой мощности, надежности и долговечности работы, опорное зве но выполнено в виде прямоугольной рамки с двумя резьбовыми хвостовиками, малые стороны которой перпендикулярны плоскости, проходящей через оси валов, а большие в поперечном сечении представляют собой трапецию, меньшие основания которых на правлены навстречу друг другу. 2.Цепной вариатор по п.1, о т л и чающийся тем, что на каждой гайке резьбового хвостовика расположена прижимная стойка, фиксирующая от проворота опорное звено установленное с возможностью осевого перемещения. 3.Цепной вариатор по пп. 1 и 2 отличающийся тем, что он снабжен механизмом автоматической поднатяжки, цепи, выполненным и взаимно расклинивающихся двух полумуфт , между взаимодействующими поверхностями которых размещены тела качения, одна из полумуфт установле на на гайке с возможностью относительного проворота, а другая - на гайке с возможностью осевого перемещения и оперта на прижимную стойk. Цепной вариатор по пп.1-3, о тличающийся тем, что он снаб жен кольцом-храповиком, взаимодействующим с прижимной стойкой с возможностью фиксации относительно нее, и пружиной, соединяющей,кольцо-храповик с полумуфтой, установленной на гайке с возможностью относительного проворота. 5. Цепной вариатор по пп.- отличающийся тем, что он снабжен упором, фиксирующим кольцо-храповик, осью качания которого является один из шарниров опорного регулирующего рычага. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ tf 1650868, кл. F 16 Н 9/12, 1975 (прототип).
2 /а 7 I
9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вариатор скорости | 1987 |
|
SU1539433A1 |
Шаровой дисковый вариатор | 1977 |
|
SU693080A1 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 2012 |
|
RU2519302C2 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1978 |
|
SU804935A1 |
ПРИВОД КОЛЕСА ВЕЛОСИПЕДА | 2015 |
|
RU2622734C2 |
Звездочный цепной вариатор Сидора | 1990 |
|
SU1802250A1 |
Чертежный станок | 1986 |
|
SU1553043A1 |
Механизм привода плоскорежущего рабочего органа почвообрабатывающей машины | 1990 |
|
SU1748684A1 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР НЕФРИКЦИОННОГО ТИПА | 2016 |
|
RU2622178C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУШКИ КОРНЕЙ И КОРНЕВИЩ СОЛОДКИ ГОЛОЙ " GLYCYRRHIZA GLABRA L" | 2000 |
|
RU2168684C1 |
Авторы
Даты
1982-11-15—Публикация
1978-07-19—Подача