Шаровой дисковый вариатор Советский патент 1979 года по МПК F16H15/38 

Описание патента на изобретение SU693080A1

(54) ШАРОВОЙ ДИСКОВЫЙ ВАРИАТОР

Похожие патенты SU693080A1

название год авторы номер документа
Зубчато-рычажный вариатор 1979
  • Данчук Николай Исидорович
SU868200A1
Двухдвигательный периферитныйпРиВОд бАРАбАННОй МЕльНицы 1978
  • Слепян Виктор Иосифович
  • Левченко Валентин Васильевич
  • Шендеров Авраам Исаакович
  • Слизкий Петр Иванович
SU808143A1
ВОЛНОВОЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ 1972
SU347488A1
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД (СУПЕРВАРИАТОР) 2009
  • Гулиа Нурбей Владимирович
  • Давыдов Виталий Владимирович
RU2428611C2
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД (СУПЕРВАРИАТОР) 2009
  • Гулиа Нурбей Владимирович
  • Давыдов Виталий Владимирович
RU2523508C2
Фрикционный вариатор 1985
  • Канаев Владимир Иванович
  • Серов Леонид Арсентьевич
  • Карев Юрий Федорович
SU1310557A1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР 1996
  • Балакин П.Д.
  • Биенко В.В.
RU2101584C1
Фрикционная дисковая муфта 1982
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1141250A1
Токарный станок с автоматическим регулированием подачи 1973
  • Глущенко Илья Петрович
  • Токарев Василий Иванович
  • Гах Анатолий Андреевич
  • Петренко Октябрь Никифорович
  • Акулов Виктор Кузьмич
  • Горбунов Владимир Васильевич
SU440216A1
РЫЧАЖНЫЙ ВАРИАТОР 2011
  • Ларюшин Николай Петрович
  • Сущев Сергей Алексеевич
  • Лапин Вячеслав Викторович
  • Антонов Антон Владимирович
RU2467227C1

Иллюстрации к изобретению SU 693 080 A1

Реферат патента 1979 года Шаровой дисковый вариатор

Формула изобретения SU 693 080 A1

1

Изобретение касается механических бесступенчатых регулируемых передач. Оно может использоваться в различных отраслях народного хозяйства, где требуется применение вариатора скорости с широким диапазоном регулирования и повышенной передаваемой мощностью.

Известен однопоточный шаровой дисковый вариатор, содержаший эксцентричные ведуш.ий и ведомый валы с пло.скими дисками, взаимоде Йствуюш,ими с расположенными между дисками шарами, установленными в сепараторе, имеюш,им возможность враш.аться относительно собственного центра и перемещаться в радиальном направлении. Натяг во фрикционном контакте дисков с щарами осуществляется посредством осевого нажатия упругих элементов на диски. Изменение передаточного отношения осуш,ествляется радиальным перемещением сепаратора с щарами 1.

Наиболее близок к предлагаемому изобретению щаровой дисковый вариатор, содержащий корпус, соосные входной и выходной валы, ведущие и ведомые звенья, взаимодействующие с ними щары, установленные

В сепараторе, имеющем возможность вращаться относительно своего центра, устройство регулирования скорости и нажимное устройство 2.

При этом в вариаторе ведущим и ведомым звеньями являются диски,закрепленные соответственно на входном и выходном валу, устройство регулирования скорости выполнено в виде связанных с сепаратором рычагов, перемещающих его в радиальном направлении, а нажимное устройство выполнено в виде.упругих элементов, осуществляющих осевое нажатие на диски.

Недостатком таких вариаторов является их недостаточно высокая нагрузочная способность.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик вариатора.

Для этого ведущее и ведомое звенья выполнены в виде нескольких ведущих и ведомых дисков, кинематически связанных соответственно с соосными входным и выходным валами, пары из ведущего и ведомого дисков совместно с шарами одного сепаратора образуют потоки, расположенные осесимметрично относительно входного вала, устройство регулирования скорости выполнено в виде кривошипно-ползунного механизма, имеющего общий кривошип и ползуны, установленные с возможностью синфазного радиального перемещения и кинематически связанные с ведущими дисками каждого из потоков, а нажимное устройство выполнено в виде рычажно-щарнирногЬ механизма с упругим элементом, имеющего рычаги, передающие осевое давление на каждый из потоков по центрам сепараторов, неподвижных в радиальных направлениях. На фиг. 1 схематично изображен предлагаемый вариатор, продольный разрез; на фиг. 2 - узел устройства регулирования скорости; на фиг. 3 - нажимное устройство, вариант. Шаровой дисковый вариатор содержит входной вал 1 с закрепленной на нем шестерней 2, устройство регулирования скорости, выполненное в виде кривошипно-ползунного механизма, включающего общий кривощип 3, щарнирно соединенный осями 4, на которых установлены взаимодействующие с ведущей щестерней 2 промежуточные щестерни 5 с рычагайи б, которые щарнирно соединены с ведущими валами 7, на последних жестко закреплены щестерни 8, взаимодействующие с промежуточными щестернями 5, и ведущие диски 9. Ведущие диски 9 взаимодействуют с наборами щаров 10, расположенных в сепараторах 11, которые помещены во внутренние обоймы, подщипников 12, находящихся в неподвижном корпусе 13. В корпусе 13 установлены ведомые диски 14, щарнирно связанные с соответствующими ведомыми валами 15, на которых жестко закреплень зубчатые колеса (щестерни) 16. Ведомые диски через тела 17 вращения, расположенные на концах рычажно-шарнирного нажимного механизма 18, воспринимают усилие упругого эле.мента 19. На выходе вариатора расположен дифференциальный механизм, включающий венцовую шестерню 20;, центральную шестерню 21 и водило 22 с закрепленными на них сателлитами 23. Водило 22 жестко связано с выходным валом 24. Кривощипно-ползунный механизм регулирования скорости (см. фиг. 2) имеет возможность поворачиваться относительно оси входного вала 1 посредством маховика 25, связанного с гайкой 26, которая приводит в движение винт 27. Последний шарнирнопоступате тьной парой соединен с общим кривошипом 3. Рычажно-щарнирный нажимной механизм (см. фиг. 3) содержит жесткое центральное звено 28, щарнирно связанное с самоустанавливающимися рычагами 29, на концах которых находятся тела 17 вращения. Вариатор работает следующим образом. При вращении входного вала 1 (см. фиг. 1) движение передается щестерней 2 через промежуточнь1е шестерни 5 шестерням 8 и, следовательно, ведущим дискам 9, от которых посредством наборов шаров 10, движение получают ведомые диски 14 и ведомыевалы 15. С них от шестерен 16 движение передается на венцовую шестерню 20. В свою очередь,центральная шестерня 21 получает вращение от входного вала 1. Ведомым звеном является водило 22, на котором суммируются два движения: от щестерни 20 и шестерни 21. Регулирование скорости вариатора во всем диапазоне осуществляется путем радиального взаимосогласованного перемещения всех ведущих дисков 9 в направлении к центру, либо от него (см. фиг. 1 и 2). Перемещения ведущих дисков 9 показаны на чертеже стрелками, при этом наборы шаров 10 и ведомые диски 14 не перемещаются. Таким образом, валы 7 с щестернями 8 и ведущими дисками 9 (см. фиг. 1), образуя ползунковые звенья (см. фиг. 2), имеют возможность синфазно перемещаться с помощью указанного кривощипно-ползунного механизма поступательно в радиальном направлении. Рычажно-щарнирный нажимной механизм самоустанавливающегося типа (см. фиг. 3) позволяет равномерно распределять осевое усилие упругого элемента по каждому из потоков. Причем точки контакта тел 17 вращения с соответствующими ведомыми дисками 14 геометрически совпадают с осями сепараторов 11. Таки.м образом, на всем диапазоне регулирования наборы щаров 10 в каждом из потоков имеют постоянное прижатие, обеспечивающее необходимый запас сцепления. За счет равномерного прижатия набора шаров по оси сепаратора нагрузка на щары распределяется равномерно, что позволяет существенно повысить передаваемую мощность, .коэффициент полезного действия, надежность и долговечность механизма Такое выполнение вариатора позволяет реализовать весьма щирокий диапазон регулирования при большой, передаваемой мощности одновременно, по нескольким потокам. Формула изобретения Шаровой дисковый вариатор, содержащий корпус, соосные. входной и выходной валы, ведущие и ведомые звенья, взаимодействующие с ними щары, установленные в сепараторе, имеющем возможность вращаться относительно своего центра, устройство регулирования скорости и нажимное устройство, отличающийся тем, что, с целью улучщения эксплуатационных характеристик вариатора, ведущее и ведомое звенья выполнены в виде нескольких ведущих и ведомых дисков, кинематически связанных соответственно с соосными входным и выходным валами, пары из ведущего и ведомого дисков совместно с шарами одного сепаратора образуют потоки, расположенные осесимметрично относительно входного вала, устройство регулирования скорости выполнено в виде кривошипно-ползунного механизма, имеющего общий кривошип и ползуны, установленные с возможностью синфазного радиального перемещения и кинематически свя-. занные с ведущими дисками каждого из потоков, а нажимное устройство выполнено

Ю Я /f / /5tf

I

в виДё рычажно-шарнйрного механизма с упругим элементом, имеющего рычаги, передающие осевое давление на каждый из потоков по центрам сепараторов, неподвижных в радиальных направлениях.

Источники информации, принятые во внима нйе при 9кспёртизе

1.Патент США № 3654812, кл. 74-200, 1970.2.Патент США № 3204476, кл. 74-198, 1965 (прототип).

/7 /5

SU 693 080 A1

Авторы

Бойко Леонид Сергеевич

Стадник Александр Иванович

Рубинштейн Изен Иосифович

Василевский Леонид Корнеевич

Тетушкин Станислав Прокофьевич

Сандлер Борис Рафаилович

Бяльский Борис Матвеевич

Вульфсон Давид Львович

Каплинский Юлий Францевич

Сирота Исаак Яковлевич

Галушко Владимир Викторович

Соколовский Марк Вениаминович

Даты

1979-10-25Публикация

1977-03-29Подача