(54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная предохранительная муфта | 1976 |
|
SU693068A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1977 |
|
SU681267A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1980 |
|
SU991080A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1988 |
|
SU1532749A1 |
Фрикционная предохранительнаяМуфТА | 1979 |
|
SU815338A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1972 |
|
SU468046A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1979 |
|
SU947501A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1979 |
|
SU838163A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1974 |
|
SU504891A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1399543A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным муфтам, и может быть примен но в меканизмах машин, испытывающих частые перегрузки при реверсивных режимах работы. Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую втулку, связанную торсионом с ведущей полумуфтой, которая поджата к п кету фрикционных дисков и ведущей полумуфте при помощи опорного диска и пружин, а также отключающее устро ство. Оно выполнено в виде свободно установленной на ведущей полумуфта обоймы с упорами, взаимодейсхвукхцими с ведущей втулкой, и тяг с шаровыми опорами, связывающими обойму с ведущей .полумуфтой lj« Однако такая муфта неприемлема при реверсивных режимах работы. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемой является фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую, ведомую полумуфты, соединенные подпружиненными фрикционными дисками, и узел управления с упруги и отклзочающим звеньями. В качестве упругого звена применен стержневой торсион, соединенный концами с ведущей и ведомой полумуфтами, имеющими относительный поворот. Отключающее звено, управляющее усилием эгика тия фрикционных дисков, выполнено в виде отжимного штока,двуплечих рычагов установленных подпружиненными хвостовиками в направля.чидих пазах ведущей полумуфты и взаигжэдействующих с упорами, помещенными в двухэксцентриковых втулках, смонтированных попарно на ведущей полумуфте 2. Однако в известной муфте при включении торсиона в работу возникают ударные нагрузки, ведущие к снижению точности срабатывания и надежности работы. Цель изобретения - повьииение надежности, плавности и точности срабатывания путем иск.гаочения ударных нагрузок. Поставленная цель достигается тем, что у фрикционной предохранительной муфты, содержащей ведущую, ведомую полумуфты, соединенные подпружиненными фрикционными дисками, и узел управления с упругим и отключакяцим звеньями, упругое звено выполнено в виде смонтированной в ведущей полумуфте сг1моустанавливающейся обоймы.
размещенного в нем стержня, связанного с ведомой полумуфтой, и регулируемых упоров, расположенных на обойме и стержне, а также двух пружин и помещённой между ними шайбы, при этом одна из пружин установлена между регулируемыми упорами на стержне в свободном состоянии, а другая в предварительно поджатом. .
На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Бна фиг. 1.
Муфта состоит из ведомой полумуфты 1, на которой на подшипниках 2 с помощью гайки 3 и прижимных крышек 4 подвижно собраны фрикционный узел 5 и узел 6 управления. Фрикционный узел 5 состоит из корпуса 7, упорного фланца 8, нажимного диска 9, пакета фрикционных дисков 10, имеющих с полумуфтой 1 НС корпусом 7 шлицевое соединение нажимных пружин 11 и регулировочных стаканов 12.
Узел б управления состоит из ведущего фланца 13, на котором смонтировано отключающее звено 14 реверсивного действия, и упругого звена 15. Упругое звено 15 служит кинематической связью между упорным фланцем 8 фрикционного узла 5 и ведущим фланцем 13 и состоит из обоймы 16 с регулируемыми упорами 17, фасонного стержня 18 с регулируемым упором 19J подвижных щайб 20, пружины 21 в свободном состоянии, резделенной шайбой 22 с предварительно поджатой пружиной 23 и подвижной втулкой 24 с регyлиpye щм упором 25. Обойма 16 установлена на подаипниках 26 в ведущем фланце 13 и фиксируется между приливами 27 фланца 8, связанного с ведомой полумуфтой 1 упорами 28.
Муфта ведомой полумуфтой 1 монтируется на вал 29 редуктора и связана с валом 30 электродвигателя ведущей полумуфтой 31 через упругое втулочно-пальцевое соединение 32. Отключающее звено 14 содержит двуплечий рычаг 33, установленный хвостовиком 34 в направляющем пазу 35 ведущего фланца 13 и поджатый пружиной к штоку 36, проходящему через упорный фланец 8 и закрепленнолзу в нажимном диске 9. В ве,дущем-фланце 13 размещены двухэксцентриковые втулки 37, и в них смонтированы с возможностью осевого перемещения упоры 38. Упоры 38 установлены с зазором с по отношению к плечу рычага 33.
Регулируемые упоры 17 и 19 обоймы 16 предназна чены для восприятия усилия пружин при работе муфты, а также для устранения люфта между упорами и подвижными шайбами 20 при установке пружин, так как в случае . предварительного поджатия одной из них суммарная длина пары пружин меняется.
Упор 25 служит для регулировки усилия предварительно поджатой пружины 23. Стержень 18через подвижные шайбы 20, нерегулируемый 39 и регулируемый 19 упоры передает усилие пружин 21 и 23 упорам 28.
Регулируемые упоры 28 не только воспринимают и передают на фланец 8 окружное усилие, создаваемое упругим звеном 15, но и служат для установки минимального зазора между торцами обой1 1ы 16 и приливами 27 фланца 8, обеспечивая при этом жесткое беззазорное соединение со стержнем 18.
Муфта работает следующим образом. Крутящий момент от вала 30 передается ведущей полумуфте 31, через пальцы 32 ведущему фланцу 13, с по мощью упругого звена 15 через пружины 21 и 23 фланцу 8 и через фрикционный узел ведомой полумуфте 1 и
0 ведомому валу 29. Пружины 21 и 23 деформируются вследствие взаимного проворачивания фланцев 8 и 13 пропорционально моменту сопротивления. Причем пружина 21, находящаяся в свободном состоянии, деформируется первой, обеспечивая тем самым плавное возрастание нагрузки на исполнительном .органе.
Для того, чтобы окружное усилие
было постоянно направлено вдоль оси пружины 21, обойма 16 выполнена самоустанавливающейся, для чего имеет хвостовик, -которым обойма на подшипниках 26 подвижно соединена с ведущим фланцем 13.
При достижении моментом сопротивления номинального значения и выше вступает в работу предварительно поджатая пружина 23.
Когда момент сопротивления возрастает до своего предельного значения, срабатывает отключающее звено 14. В момент срабатывания при относительном развороте фланцев 8 и 13 происходит смещение концов двуплечего рычага 33 с его проворотом до устранения зазора сГ . После этого рычаг 33 упирается одним плечом в упор 38. Дальнейший разворот фланцев 8 и 13
приводит к смещению штока 36, который, упираясь в нажимной диск 9, замыкает на себя усилия нажимных пружин 11, тем самым освобождая диски 10, которые свободно проскальзывают.
Предлагаемая муфта, благодаря особой конструкции упругого звена в виде нескольких пар пружин, собранных таким образом, что одна из пружин
каждой пары имеет предварительное поджатие, исключает ударные нагрузки при работе и реверсе, повышает точность срабатывания при перегрузках .и увеличивает надежность работы муфты.
Формула изобретения
Фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую, ведомую полумуфты, соединенные подпружиненными фрикционньоми дисками, и узел управления с упругим и отключающим звеньями, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, плавности и точности срабатывания путем исключения ударных нагрузок, упругое звено выполнено в виде смонгированной в ведущей полумуфте самоустанавливающейся обоймы, размещенного в нем стержня, связанного с ведомой полумуфтой, и регулируемых упоров, расположенных на обойме и стержне, а также двух пружин и помещенной между ними шайбы, при этом одна из пружин установлена между регулируемыми упорами на стержне в свободном состоянии, а другая - в предварительно поджатом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
0 468046, кл. F 16 D 48/20, 1972.
кл. F 16 О 43/20, 1977 (прототип).
Авторы
Даты
1981-02-15—Публикация
1978-12-20—Подача