Изобретение относится к тренажерам операторов транспортных средств и может быть использовано для обучения управления землеройными устройствами.
Известен исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства, содержащий блок задания алгоритма обучения, соединенный через блок отображения информации с релейным блоком, связанным с имитатором рабочего органа и моделью органа управления, и предохранительный блок 1.
Недостатком известного механизма является невысокая эффективность обучения.
Цель изобретения - повышение эффективности обучения.
Поставленная цель достигается тем, что в исполнительном механизме тренажера оператора транспортного средства, содержащем блок задания алгоритма обучения, .соединенный через блок отображения информации с релейным блоком, связанным с имитатором рабочего органа и моделью органа управления, и предохранительный блок, предохранительный блок имеет фланцы, один из которых кинематически связан с имитатором рабочего органа, электромагнит с цилиндрическим сердечннком, расположенным в сквозных отверстиях фланцев, концевой выключатель с кнопочным переключателем и фиксирующую пружину, один конец которой за- креплен непо.цвижно, а другой контактирует с поверхностью цилиндрического сердечника, при этом об иотка электромагнита электрически соединена с выводами блока задания алгоритма обу10чения, а один из концов цилиндрического сердечника контактирует с кнопочным переключателем.
На фиг.1 изображено устройство для обучения оператора навыкам по
15 управлению транспортного средства, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.З - узел I на фиг.1; на фиг.4 - блок-схема исполнительно- го механизма.
20
Исполнительный механизм содержит корпус 1, имитатор 2 рабочего органа, модель 3 органа управления,блок 4 отображения информации, релейный блок 5, блок б задания алгоритма
25 обучения и предохранительный блок. Предохранительный блок состоит из двух фланцев 7 и 8, присоединенных соответственно кмакетам ведущего и ведомого звеньев трансмиссии и транспортного средства землеройной меиыины. В сквозное отверстие фланцев 7 и 8 одной половиной входит циЛиндриг ческий сердечник 9 электромагнита 10. При обесточенных обмотках элект- ромагнита его сердечник 9 удерживается фиксирующей пружиной 11 во втянутом состоянии.
Один конец фиксирующей пружины закреплен неподвижно, а другой контактирует с поверхностью цилиндрического сердечника 9, при этом обмотка электромагнита 10 электрически соединена с выводами блока 6 задания.алгоритма обучения, а один из концов цилиндрического сердечника контактирует с кнопочным переключателем 12 концевого выключателя.
Модель 3 органа управления полностью отображает органы управления реальной машины как по внешнему виду, так и по усилиям, необходимым для их перемещения. Но в отличие от реальной машины они воздействуют на микровыключатели и другие элементы электрической схемы тренажера, а уже через них на релейный блок 5 или непосредственно на соответствующие элементы тренажера.
Блок 4 отображения информации представляет собой табло со световыми транспарантами и другой световой сигнальной аппаратурой, которое совместно с визуальным наблюдением за состоянием и перемещениями модели рабочего оогана и некоторых других элементов тренажера дает возможность контролировать и оценивать действия обучаемого при отработке соответствующего упражнения. Световое табло устанавливают на рабочем месте преподавателя, но его можно дублировать ,и на рабочем месте обучаемого, 1 Блок 6 задания алгоритма обучения представляет собой устройство, имейадее ряд переключателей и кнопок, с помощью которых можно задать обучающемуся определенный порядок отработки того или иного упражнения (нормальный пуск двигателя,-затрудненный пуск двигателя, начало движения,движение и остановка, отрывка траншей в обычных грунтах, отрывка котлована в обычных грунтах, выполнение этих работ в мерзлых и талых грунтах,различные аварийные ситуации и т.п.). . Блок размещают на рабочем месте преподавателя. .
Исполнительный механизм работает :Следую1цим образом.
При отработке у обучаемого навыков управления машиной в нормальных условиях управление действу гадим имитатором рабочего органа 2 осуществляется при помощи модели 3 органа управления, воздействующего на него через релейный блок 5. Операции управления землеройной машиной в нор:мальных условиях должны выполняться в определенной последовательности, зависящей от вида выполняемых землеройных работ. Сигнал о невыполнении обучающимся той или иной операщии, о нарушении заданной последовательности выводится на блок 4 отображения информации при помощи релейного блока 5. Сменный элемент (сердечник 9) в этих условиях удерживается пружиной 11 в положении, при котором один конец его соединяет фланцы 7 и 8 имитатора предохранительного блока, а другим концом нажимает на переключатель 12, обеспечивая тем возможность включения привода имитатора 2 рабочего органа при помощи модели 3 органа управления и релейного блока 5, а также имитацию передачи крутящего момента на эту мэдель.
Аварийный режим (встреча рабочего органа с непреодолимым препятствием) в сз4ему тренажера вводится преподавателем при помощи блока б задания алгоритма обучения. При этом блок задания алгоритма обучения воздействует на электромагнит 10, а последний переводит сердечник 9 во второе фике сированное положение, при котором переключатель 12 освобождается от нажатия и отключает через релейный блок 5 привод рабочего органа. В этом положении его второй конец, являющийся составной частью блока отображения информации, выступает из отверстия в фланце 7 наружу, указывая тем самлм на характер неисправности.
При вводе с блока 6 задания алгоритма обучения команды аварийного режима (встреча рабочего органа с непреодолимым препятствием и срабатывание муфты предельного момента) подается напряжение на обмотки электромагнита 10 и под действием электромагнитной силы сменный сердечник 9 выдвигается во второе фиkcиpoвaннoe положение. При этом размыкаются контакты переключателя 12 и отключается привод имитатора 2 рабочего органа. При возникновении аварийной ситуации обучаемый должен немедленно остановить машину, выглубить рабочий орган и восстановить работоспособность машины. Все выполняемые обучаемом действия при возникновении аварийной си,туации регистрируются релейным блоком 5 и вьщаются в блок 4 отображения информации .
Имитацию замеиы сменного элемента сердечника 9 и восстановление работоспособности машины осуществляют нажатием на выдвинувшийся конец сердечника 9 до перевода его в первое фиксированное положение, т.е. замыкания контактов переключателя 12.
Изобретение позволяет во время тренировок приобретать навыки управления землеройной машиной в аварийных
ситуациях, выявлять причины аварийной ситуации и выхода из нее, что существенно повышает эффективность обучения.
Формула изобретения
. Исполнительный механизм треигикера ;оператора транспортного средства, содержащий блок задания алгоритма обучени соединенный через блок отображения ин,формации с релейным блоком, связанным с имитатором рабочего оргава и моделью органа управления, и предохранительный блок, отличающ и и с я тем, что, с целью повышений эффективности обучения, предохранительный блок имеет фланцы, один из
которых кинематически связан с имитатором рабочего органа, злектромагнит с цилиндрическим сердечником, расположенным в сквозных отверстиях фланцев, концевой выключатель с кнопочным переключателем и фиксирующую пружину, один конец которой закреплен неподвижно, а другой контактирует с поверхностью цилиндрического сердечника, при этом обмотка электромагнита электрически соединена с выводами блока задания алгоритма обучения, а один из концов цилиндрического сер дечника контактирует с кнопочным переключателем .
Источники информации, (Принятые во внимание при экспертизе 1. Техника и вооружение, 1980, W 4, с. 16-17, рис. 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер водителя землеройной машины | 1981 |
|
SU982066A1 |
Тренажер водителя землеройной машины | 1988 |
|
SU1578731A1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1981 |
|
SU980120A1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СТЕНД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЕПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 2015 |
|
RU2611275C2 |
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ | 1991 |
|
RU2012065C1 |
Тренажер оператора автоматизированных систем управления | 1982 |
|
SU1132302A1 |
Тренажер водителя землеройной машины | 1990 |
|
SU1758661A2 |
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ | 1990 |
|
RU2047909C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН С РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2542694C1 |
Тренажер для подготовки операторов ПТРК с комбинированной системой наведения | 2018 |
|
RU2692024C1 |
Авторы
Даты
1982-12-07—Публикация
1981-02-20—Подача