jr
ВТ
Т}
Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения водителей землеройных машин.
Целью изобретения является повышение эффективности обучения.
На фиг.1 представлена блок-схема тренажера водителя землеройной машины; на фиг.2 - то же, функциональная схема.
Тренажер (фиг,1) состоит из блока 1 управления, блока 2 имитации двигателя машины, блока 3 отображения информации, блока 4 моделирования землеройной машины, блока 5 задания алгоритма обучения, блока 6 контроля и управления последовательностью операций обучения, блока 7 управлени сигнализацией ошибки и блока 8 сигнализации ошибки.
Блок 1 управления представляет собой набор путевых выключателей, переключателей, реле и других элементов , фиксирующих положения различных устройств тренажера. Такими устройствами являются рычаги управления имитирующие рычаги управления машины, переключатели, имитирующие переключатели панели приборов машины, и т.п.
Блок 2 имитации двигателя машины представляет собой устройство, имитирующее шум при работе запущенного двигателя в различных режимах. Этот блок может быть выполнен в виде генератора низкой частоты с динамической головкой громкоговорителя на выходе,
Блок 3 отображения информации представляет собой информационное . табло со световыми транспарантами с надписями, определяющими требуемые операции обучения, и сигнальными лампами и табло алгоритмов обучения со световыми транспарантами заданных алгоритмов обучения о
Блок 4 моделирования землеройной машины представляет собой набор действующих моделей рабочих .органов, вы полненных в уменьшенном масштабе,,
В состав блока 4 моделирования землеройной машины входят приводы действующих моделей.
Блок 5 задания алгоритма обучения представляет- собой набор переключателей для выбора необходимого ал го ритма обучения.
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
Блок 6 контроля и управления последовательностью опер лций представляет собой блок, выполненный, например, в виде дешифратора, элемента И и счетного блока.
Блок 7 управления сигнализацией ошибки представляет собой дешифратор, первый, второй и третий входы которого являются соответственно первым, вторым и третьим входами блока управления сигнализацией ошибки.
Блок 8 сигнализации ошибки представляет собой светосигнальное устройство, например светосигнальное устройство мигающего света.
Первый, второй и третий входы блока 2 имитации двигателя машины, блока 3 отображения информации и блока 4 моделирования землеройной машины соединены соответственно с выходом блока 1 управления, выходом блока 5 задания алгоритма обучения и выходом блока 6 контроля и управления .последовательностью операций,
Функциональная схема предлагаемого тренажера (фиг,2) содержит блок 1 управления, выполненный в виде набора выключателей и микропереключателей, блок 2 имитации двигателя в виде трехвходового дешифратора, генератора низкой частоты, усилителя и динамической головки громкоговорителя, блок 3 отображения информации в виде сигнальных ламп, усилителей и трехвходового дешифратора, блок 4 моделирования землеройной машины в виде трехвходового дешифратора, усилителей, электродвигателей и электро- гидрозолотников и блок 5 задания алгоритма обучения, выполненный в виде набора переключателей.
Кроме того, на этой функциональной схеме приведен блок 6 контроля и управления последовательностью операций обучения, выполненный в виде дешифратора, логической схемы НЕ и счетного устройства с логической схемой И на входе, причем первый и второй входы дешифратора служат соответственно первым и вторым входами блока контроля и управления последовательностью операций обучения, третий вход дешифратора соединен с выходом счетного устройства, выход дешифратора соединен с первым входом схемы И счетного устройства, второй вход этой схемы И соединен с выходом логической схемы НЕ, вход которой
является третьим входом блока контроля и управления последовательность операций обучения
На функциональной схеме (фиг02) приведен блок 7 управления сигнализацией ошибки, выполненный в виде дешифратора, первый, второй и третий входы которого служат соответственно входами блока 7 управления сигнализацией ошибки, и устройство 8 сигнализации ошибки в виде генератора низкой частоты и сигнальной лампы.
Работа предлагаемого тренажера происходит следующим образомг
В блоке 5 задания алгоритма обучения включают переключатель, например 5с,2, задающий выбранный алгоритм обучения о Если органы управления блока 1 управления находятся в положении, которое соответствует началу отработки этого заданного алгоритма обучения, комбинация сигналов, поступающих от переключателя 5.2 и от органов управления блока 1 управления, поступает на входы дешифратора блока 6 контроля и управления последовательностью операций-0 Сигнал с выхода этого дешифратора поступает на 1-й вход схемы И, на 2-м входе которой присутствует разрешающий сигнало С выхода схемы И сигнал выдается на вход счетного устройства, которое переходит по этому сигналу в следующее состояние. Сигнал об этом состоянии счетного устройства попадает на третий вход блок 3 отображения информации. Этот сигнал в комбинации с сигналами, поступающими на первой и второй входы указанного блока соответственно с блока 1 управления и блока 5 задания алгоритма обучения, создает на выходе дешифратора блока 3 отображег ния информации сигнал, включающий соответствующие сигнальные устройства (например, лампы 301,302), сигнализирующие о необходимости выполнени определенных операций обучения,, При правильном выполнении операции в блоке 1 управления включается соответствующее устройство (например, путевой выключатель 1.2), которое выдает сигнал в блок 3 отображения информации. Под действием этого сигнала включается сигнальная лампа, соответствующая выполненной операции.
Одновременно тот же сигнал с бло- ка 1 управления попадает на вход I
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
блока 6 контроля и управления последовательностью операций, который переключается в новое состояние Если в соответствии с заданным алгоритмом обучения следующей операцией должна быть операция, определяемая, например, переключателем 1„1. то при включении этого переключателя работа тренажера будет происходить аналогично описанной,, В заданные моменты выполнения операций обучения, которые определяются соответствующими состояниями блока 6 контроля и управления последовательностью операций комбинации сигналов, поступающие на входы дешифраторов блока 2 имитации двигателя и блока 4 моделирования землеройной машины, включают (либо выключают) необходимые элементы своих блоков0
В случае неправильного выполнения операции обучения (ошибочный выбор органа управления, несоблюдение заданных временных промежутков и т0д0) комбинация сигналов, поступающих на входы 1,2 и 3 дешифратора блока 7 управления сигнализацией ошибки, вызывает на выходе этого блока сигнал, запускающий блок 8 сигнализации ошибки. Одновременно этот сигнал поступает на схему НЕ блока 6 контроля и управления последовательностью операций, а выход элемента НЕ запирает элемент И, связанный с входом счетного блока. Счетный блок не может переключаться в последующие состояния
В этом положении предлагаемый тренажер будет находиться до тех пор, пока неправильно переключенный орган управления блока 1 управления не будет возвратен в исходное положение. Например, если ошибочно был нажат путевой выключатель 1.N (замкнут его замыкающий контакт), то до тех пор, пока этот путевой выключатель не бу-t дет отпущен, счетный блок не сможет перейти в следующее состояние и дать возможность продолжения отработки заданного алгоритма обучения,, Таким образом, обучаемый сам может контролировать правильность и качество своего выполнения операций обучения
При возврате неправильно переключенного переключателя в исходное положение снимается сигнал с первого входа и выхода дешифратора блока 7 управления сигнализацией ошибки,
прекращается работа устройства сигнализации ошибки. Одновременно снимается запрет работы элемента И на входе счетного блока блока 6 контроля управления последовательностью операцийо
При последующем правильном выполнении операций (с учетом заданной последовательности их выполнения) работа устройств предлагаемого тренажера выполняется аналогично описанной о
Таким образом, при каждом неправильном переключении переключателей блока 1 управления блокируется выполнение операций обучения и выдается сигнал ошибки.
Использование устройства приводит к повышению эффективности обучения, так как сокращает время усвоения и выработку автоматических навыков у обучаемого и сокращает время, затрачиваемое обучающим,
Формула изобретения
1. Тренажер водителя землеройной машины, содержащий блок управления, выход которого соединен с первыми входами блоков имитации двигателя машины,отображения информации, моделирования землеройной машины, блок задания алгоритмов обучения, выход которого соединен с вторыми входами блоков имитации двигателя машины, отображения информации, моделировани землеройной машины, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, в него введены блок контроля и управления последовательностью операций обучения, блок управления сигнализацией ошибки и блок сигнализации ошибки, причем выход блока управления соеди- нек с первыми входами блока контроля и управления последовательностью опе
Q
j
0
5
0 л
5
раций обучения и блока управления сигнализацией ошибки,выход блока задания алгоритмов обучения соединен с вторыми входами блока контроля и управления последовательностью операций обучения и блока управления сигнализацией ошибки, а выход блока контроля и управления последовательностью операций обучения соединен с третьими входами блока управления сигнализацией ошибки, блока имитации двигателя машины, блока отображения информации и блока моделирования землеройной машины, а выход блока управления сигнализацией ошибки соединен с входом блока сигнализации и третьим входом блока контроля и управления последовательностью операций обучения.
2. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что блок контроля и управления последовательностью операций обучения выполнен ъ виде дешифратора, логического элемента НЕ и счетного блока с элементом И на входе, причем первый и второй входы дешифратора являются соответственно первым и вторым входами блока контроля и управления последовательностью операций обучения, третий вход дешифратора соединен с выходом счетного блока, выход дешифратора соединен с первым входом элемента И счетного блока, второй вход последнего соединен с выходом элемента НЕ, вход которого является третьим входом блока контроля и управления последовательностью операций; обучения о
30 Тренажер -по п.1, отличающийся тем, что блок управления сигнализацией ошибки выполнен в виде дешифратора, первый, второй и третий входы которого являются соответственно входами блока управления сигнализацией ошибки
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер водителя землеройной машины | 1990 |
|
SU1758661A2 |
Тренажер водителя землеройной машины | 1981 |
|
SU982066A1 |
Исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства | 1981 |
|
SU980122A1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1981 |
|
SU980120A1 |
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2065622C1 |
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2190256C1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1986 |
|
SU1328837A1 |
Тренажер водителя погрузчика | 1984 |
|
SU1163344A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2131146C1 |
Тренажер водителя транспортно-гО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU798957A1 |
Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения водителей землеройных машин. Цель изобретения - повышение эффективности обучения. Тренажер состоит из блока 1 управления, блока 2 имитации двигателя машины, блока 3 отображения информации, блока 4 моделирования землеройной машины, блока 5 задания алгоритма обучения, блока 6 контроля и управления последовательностью операций обучения, блока 7 управления сигнализацией ошибки и блока 8 сигнализации ошибки. Блоком 5 задается алгоритм обучения. Блок 6 выделяет ошибки водителя землеройной машины, подает сигнал на блок 7, который формирует сигнал на блоке 8 в случае ошибки водителя. При правильном выполнении операции блок 1 управления выдает сигнал в блок 3 отображения информации. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Авторское свидетельство СССР | |||
Тренажер водителя землеройной машины | 1981 |
|
SU982066A1 |
Авторы
Даты
1990-07-15—Публикация
1988-09-08—Подача