Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проэктировании нагруженных преимущественно в одном направлении деталей с чередующимися впадинами и выступами.
Известны зубчатые колеса, снабженные кольцевыми канавками у торцов, расположенными внутри диаметра впадин 1.
Недостатком известных конструк ций является ограниченная изгибная прочность зубьев.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является деталь, с чередующимися впадинами и выступами, в каждоЛ впадине которой со стороны торца выполнены радиальные канавки. Такая конструкция снижает жесткость,; износостойкость и краевой эффект у тор цов переключаемЁ)х деталей 2 .
Недостатком известной детали является невысокая изгибная прочность.
Целью изобретения является пок шение нагрузочной способности.
Указанная цель достигается тем, что в детали с чередующимися впадинами и выступами, в каждой впс1дине которой со стороны торца выполнены
радиальные канавки, под выступами и впадинами со стороны того же торца выполнена кольцевая канавка глубиной 0,1-0,5 глубины ргщиальной канавки, а полость кольцевой канавки у каждого выступа в торцовом сечении детали на участке длиной, начиная от края радиальной канавки со стороны, противоположной, нагружаемой стороне
10 выступа, составляющей 0,2-0,5 глубины кольцевой канавки, заполнена материале, жесткость которогб больше или равна жесткости материала выступов .
fS
На фиг. 1 показана проекция детали, например обода колеса,па полость, параллельную осевой плоскости; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1;,на фиг. 3 - сечение колеса осевой плос20костью, проходящей через часть кольцевой канавки, заполненной жёстким материашом; на фиг. 4 - то же, когда заполняющим материалом является другая присоединяемая деталь.
25
В каждой впадине детали 1 со стороны нагруженного торца (фиг. 1) выполнены радиальные канавки МВС глубиной L, отделякяциё выступ от остального тела детали под впадиной. Под
30 выступами и впадинами с того же торца детали выполнена кольцевая канавка 2 (фиг. 2) глубиной . 3) равной 0,1-0,5 от глубины радиальной канавки L. Полость кольцевой канавки у каждого выступа р торцовом сечении детали определяется длиной 6 .(фиг. 2) со стороны DG, противоположной основному «агружению силой Р, начиная от края радиальной канав-ки D с ЭТОЙ стороны в направлении нагруженной стороны выступа на части длины 3 составляющей 0,2-6,5 от глубины этой кольцевой канавки, заполнена материалом 3 (pEFG)f жесткость которого больше или равна жесткости материала, выступов.
В случае равенства указанных жесткостей, часть детали, соответствующая области DEFG может быть сделана заодно со всем остальным материалом детали, что при изготовлении кольцевой канавки означает.просто удаление в сплошной детали материала, соответствующего под каждыми впадиной и выступом области канавки EHIF.
С целью повышения нагрузочной спо собности и технологичности кольцевая канавка (фиг. 4) с торца детали 1 может быть выполнена, например после токарной операции, сплсвиной. Тогда к этому же торцу присоединяется другая деталь 4, например посредством болтов 5, выступающие элементы которой входят в/кольцевую канавку без зазора в радиальном направлении и являются материалом, заполняющим часть кольцевой канавки под каждым из выс-i тупов.
При расчете опасных напряжений в точке К (фиг. 2), в случае закрепЛеч ния детали по линии DE, обнаруживав
ется снижение изгибных -напряжений в сравнении с зубьями на сплошном основании.
По сравнению с известной предлагаемая деталь имеет повышенную до ,30% (в расчете на статические Изгиб,ные напряжения) и&Ъибную прочность з.а счет того, что каждый выступ у торца опирается на основание, смещенное от оси симметрии выступа.
Формула изобретения
Деталь с чередующимися впадинами и выступами, в каждой впадине которой со стороны торца выполнены радиальные канавки, о т л и ч а-fo щ а яс я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, под выступами и впадинами со стороны того же торца выполнена кольцевая канавка глубиной 0,1-0,5 глубины радиальной канавки, а полость кольцевой канавки у каждого выступа в торцовом сечении детали на участке длиной, начиная от края радиальной канавки со стороны, противоположной нагружаемой стороне выступа/ составляющей 0,2-0,5 глубины . кольцевой канавки, заполнена материалом, жесткость которого больше или
0 раина жесткости материала выступов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Арефьев В..А. Снижение вибраций. 5 быстроходных зубчатых колес.- Станки и инструмент , 1956, 10, с. 1-7.
2.Авторское свидетельство СССР
р 756105, кл. F 16 Н 1/02, 1978 (прототип) . .
Т
уУ
if9.Z
ВВ
Авторы
Даты
1982-12-23—Публикация
1981-04-22—Подача