Деталь с чередующимися впадинами и выступами Советский патент 1982 года по МПК F16H1/02 

Описание патента на изобретение SU983348A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проэктировании нагруженных преимущественно в одном направлении деталей с чередующимися впадинами и выступами.

Известны зубчатые колеса, снабженные кольцевыми канавками у торцов, расположенными внутри диаметра впадин 1.

Недостатком известных конструк ций является ограниченная изгибная прочность зубьев.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является деталь, с чередующимися впадинами и выступами, в каждоЛ впадине которой со стороны торца выполнены радиальные канавки. Такая конструкция снижает жесткость,; износостойкость и краевой эффект у тор цов переключаемЁ)х деталей 2 .

Недостатком известной детали является невысокая изгибная прочность.

Целью изобретения является пок шение нагрузочной способности.

Указанная цель достигается тем, что в детали с чередующимися впадинами и выступами, в каждой впс1дине которой со стороны торца выполнены

радиальные канавки, под выступами и впадинами со стороны того же торца выполнена кольцевая канавка глубиной 0,1-0,5 глубины ргщиальной канавки, а полость кольцевой канавки у каждого выступа в торцовом сечении детали на участке длиной, начиная от края радиальной канавки со стороны, противоположной, нагружаемой стороне

10 выступа, составляющей 0,2-0,5 глубины кольцевой канавки, заполнена материале, жесткость которогб больше или равна жесткости материала выступов .

fS

На фиг. 1 показана проекция детали, например обода колеса,па полость, параллельную осевой плоскости; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1;,на фиг. 3 - сечение колеса осевой плос20костью, проходящей через часть кольцевой канавки, заполненной жёстким материашом; на фиг. 4 - то же, когда заполняющим материалом является другая присоединяемая деталь.

25

В каждой впадине детали 1 со стороны нагруженного торца (фиг. 1) выполнены радиальные канавки МВС глубиной L, отделякяциё выступ от остального тела детали под впадиной. Под

30 выступами и впадинами с того же торца детали выполнена кольцевая канавка 2 (фиг. 2) глубиной . 3) равной 0,1-0,5 от глубины радиальной канавки L. Полость кольцевой канавки у каждого выступа р торцовом сечении детали определяется длиной 6 .(фиг. 2) со стороны DG, противоположной основному «агружению силой Р, начиная от края радиальной канав-ки D с ЭТОЙ стороны в направлении нагруженной стороны выступа на части длины 3 составляющей 0,2-6,5 от глубины этой кольцевой канавки, заполнена материалом 3 (pEFG)f жесткость которого больше или равна жесткости материала, выступов.

В случае равенства указанных жесткостей, часть детали, соответствующая области DEFG может быть сделана заодно со всем остальным материалом детали, что при изготовлении кольцевой канавки означает.просто удаление в сплошной детали материала, соответствующего под каждыми впадиной и выступом области канавки EHIF.

С целью повышения нагрузочной спо собности и технологичности кольцевая канавка (фиг. 4) с торца детали 1 может быть выполнена, например после токарной операции, сплсвиной. Тогда к этому же торцу присоединяется другая деталь 4, например посредством болтов 5, выступающие элементы которой входят в/кольцевую канавку без зазора в радиальном направлении и являются материалом, заполняющим часть кольцевой канавки под каждым из выс-i тупов.

При расчете опасных напряжений в точке К (фиг. 2), в случае закрепЛеч ния детали по линии DE, обнаруживав

ется снижение изгибных -напряжений в сравнении с зубьями на сплошном основании.

По сравнению с известной предлагаемая деталь имеет повышенную до ,30% (в расчете на статические Изгиб,ные напряжения) и&Ъибную прочность з.а счет того, что каждый выступ у торца опирается на основание, смещенное от оси симметрии выступа.

Формула изобретения

Деталь с чередующимися впадинами и выступами, в каждой впадине которой со стороны торца выполнены радиальные канавки, о т л и ч а-fo щ а яс я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, под выступами и впадинами со стороны того же торца выполнена кольцевая канавка глубиной 0,1-0,5 глубины радиальной канавки, а полость кольцевой канавки у каждого выступа в торцовом сечении детали на участке длиной, начиная от края радиальной канавки со стороны, противоположной нагружаемой стороне выступа/ составляющей 0,2-0,5 глубины . кольцевой канавки, заполнена материалом, жесткость которого больше или

0 раина жесткости материала выступов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Арефьев В..А. Снижение вибраций. 5 быстроходных зубчатых колес.- Станки и инструмент , 1956, 10, с. 1-7.

2.Авторское свидетельство СССР

р 756105, кл. F 16 Н 1/02, 1978 (прототип) . .

Т

уУ

if9.Z

ВВ

Похожие патенты SU983348A1

название год авторы номер документа
Деталь с чередующимися впадинами и выступами 1980
  • Галченко Сергей Николаевич
  • Журавлев Герман Александрович
  • Иофис Рафаил Борисович
  • Ковалев Евгений Дмитриевич
  • Левин Израиль Абрамович
  • Смиллер Виталий Михайлович
SU868191A1
Деталь с чередующимися выступами и впадинами 1977
  • Журавлев Герман Александрович
SU729397A1
Деталь с чередующимися впадинами и выступами 1980
  • Кацевич Александр Яковлевич
  • Иофис Рафаил Борисович
SU916818A1
Способ упрочнения деталей с выступами 1973
  • Журавлев Герман Александрович
SU859466A1
Место крепления рабочих лопаток роторов бустера и компрессора авиадвигателей пятого поколения. Ротор бустера и ротор компрессора высокого давления авиадвигателя пятого поколения, с рабочими лопатками, закрепляемыми с помощью замков типа "ласточкин хвост" в кольцевых канавках этих устройств. Способ сборки места крепления рабочих лопаток роторов бустера и компрессора 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
  • Гаршин Егор Алексеевич
RU2662755C2
Место крепления рабочих лопаток роторов компрессора низкого и высокого давления авиадвигателей пятого поколения, ротор компрессора низкого давления и ротор компрессора высокого давления авиадвигателя пятого поколения с рабочими лопатками, закрепляемыми с помощью замков типа "ласточкин хвост" в кольцевых канавках этих устройств, способ сборки места крепления рабочих лопаток роторов компрессора 2017
  • Эскин Изольд Давидович
  • Гаршин Егор Алексеевич
  • Ермаков Александр Иванович
RU2686353C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2639370C1
Деталь с чередующимися впадинами и выступами 1980
  • Иофис Рафаил Борисович
  • Кацевич Александр Яковлевич
  • Климов Виктор Эдуардович
SU991086A1

Иллюстрации к изобретению SU 983 348 A1

Реферат патента 1982 года Деталь с чередующимися впадинами и выступами

Формула изобретения SU 983 348 A1

SU 983 348 A1

Авторы

Иофис Рафаил Борисович

Кацевич Александр Яковлевич

Климов Виктор Эдуардович

Даты

1982-12-23Публикация

1981-04-22Подача