На валу 1 закреплена неподвижная часть 2 колеса. На его ступиЦе на шариках 3 и 4, образующих совместно с сепаратором 5 торцовую и радиальную опоры качения, установлена подвижная часть б колеса. Обе части 2 и 6 зацепляются с зубчатым колесом 7 передачи и имеют на торцах по три скошенных кулачка, соответственно 8 и 9. е кулачками 8 и 9 через шарики
10(фиг. 2) контактируют скошенные кулачки 11; выполненные на втулке 12 Со сторЬны, противоположной кулачкам 11, втулка 12 контактирует с пружинами 13, усилие которых отрегулировано при помощи гайки 14. Гайка 14 совместно с пружинакш 13 представляет собой регулировочное устройство.
Для исключения трения между валом
1и пружинами 13, последние по внутреннему диаметру центрируются кольцевыми выступами, выполненные на втулке 12 и гайке 14. Между втулкой 12 и валом 1 предусмотрен гарантированный .
Шарики 10 предохранены от выпадания защитными кольцами 15 и 16, зд.крепленными на втулке 12, при этом кольцо 16. установлено в кольцевой проточке, выполненной на кулачках
11втулки. 12.
Минимальное количество скошенных кулачков 11 на втулке 12 равно трем, что в сочетании с гарантированным 3 азором между нею и валом1,.обеспечивает самоустановку втулки i2 на шариках 10, исключгъя тем самым трение о вал 1..
Передача работает следующим образом..
При вращении колеса 7 вращаются находящиеся с ним в зацеплении части
2и 6 другого колеса. При зтом под действием пружин 13 кулачки 11 втулки 12 через шарики 10 расклинивают кулачки 8 и 9 частей 2 и 6 колеса относительно неподвижной части 2, выбирая тем самым зазор между зубьями колеса.
Во время работы передачи имеет место постоянное покачивание подвижной части 6 колеса из-за колебаний толщины зубьев, входящих в зацепление. При этом в случае входа в зацепление утоненных зубьев, поворот подвижной .части 6 осуществляется под действием пружин 13 в сторону, соответствующую выборке зазора.
В случае входа в зацепление утолщенных зубьев, поворот подвижной части 6 оЬуществляется под действием расклинивающего эффекта вошедших в зацепление зубьев, при этом пружина 13 сжимается.
При работе передачи одновременно с покачиванием подвижной части 6 колеса, втулка 12 совершает постоянные возвратно-поступательные движения вдоль оси вала 1 и покачивания вокруг оси, непрерывно самоустанавливаясь своими кулачками 11 по кулачкам 8 и 9 частей 2 и 6 колеса.
Возвратно-поступательное осевоеперемещение втулки 12 исключает необходимость этого перемещения для
подвижной части колеса, последняя совершает только покачивание.
Высокая долговечность, чувствительность и плавность работы передачи, а также повышение ее КПД обеспечйв&ется за счет того, что в передаче отсутствует осевое-перемещение подвижной части колеса, исключающее осевое скольжение его зубьев о зубья колеса 7, а также за счет
замены во всех без исключения подвижных соединениях передачи трения скольжения трением качения. Последнее достигается установкой шариков не только между взаимодействующи да кулачкаг/ш, но и в торцовом и радиальном зазорах между подвижной и неподвижной частями колеса. Трение же пружин 13 и втулки 12 о вал 1 вообще отсутствует из-за салюусТановки втулки
12 и центрирования по ней пружин 13. В предлагае,мой передаче-повышается долговечность передачи и КПД, а также плавность передачи, характеризуемая стабильностью передаваемого
передачей крутящего момента.
Формула изобретения
Беэзазорная зубчатая передача, содержащая вал, зубчатое колесо, состоящее из двух частей, одна из которых жестко связана с валом, а другая установлена на валу или на первой части с возможностью поворота вокруг оси и имеет торцовые кулачки,
втулку с кулачками, взаимодействующими с кулачками части колеса, и регулировочное устройство, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и плавности
работы, жестко связанна с валом часть колеса снабжена торцовыми кулачками, взаимодействующими с кулачками втулки, а последняя размещена с, возможностью самоустановки по кулачкам частей колеса.
Источники информации, принятые йо внимание тщк экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 359459, кл. F 16 Н 55/18, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР . .№750196, кл. F 16. Н 55/24, 1978 (прототип).
4
И
15
//
ui.3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Беззазорная зубчатая передача | 1984 |
|
SU1200046A1 |
ПОНИЖАЮЩИЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР МОТОР-КОЛЕСА | 1992 |
|
RU2049281C1 |
Червячная шариковая передача с автоматической выборкой зазора | 1987 |
|
SU1446389A1 |
Червячная шариковая передача | 1987 |
|
SU1453103A1 |
Муфта предельного момента | 1976 |
|
SU608021A1 |
Беззазорная червячная передача | 1990 |
|
SU1744335A1 |
Механизм блокировки дифференциала транспортного средства | 1986 |
|
SU1393663A1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1260605A1 |
Фрикционная муфта | 1979 |
|
SU826974A3 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
Авторы
Даты
1982-12-23—Публикация
1978-12-08—Подача