Изобретение относится к машиностроению.
, -Известен тормозной диск с охлаждением типа тепловая труба , содержащий ось, корпус с торцовыми поверхностями трения, размещенный в зоне трения испаритель,а на периферийной части диска - сребренный конденсатор, к стенкам которого внутри диска прикреплен капиллярно-пористый наполнитель, насыщенный рабочим телом - теплоносителем Cl.
Недостатком указанной конструкции является то, что механизм возврати жидкого теплоносипеля из конденсатора в испаритель малоэффективен, что снижает возможность применения такого диска в тяжело нагруженных тормозах,
Паль изобретения - повышение термодинамической эффективности охлажд&нкя тормозного диска путем интенсификации возврата жидкого рабочего тела, в испаритель. .
Указанная цель достигается тем, что тормозной диск с охлаждением типа. тепловая труба . , содержащий ось, корпус с торцовыми поверх-, костями трения, размещенный внутри корпуса в зоне трения испаритель, а
на периферийной части диска - оребренный конденсатор, к стенкам которого внутри диска прикреплен капиллярно-пористый наполнитель, насыщенный телом - теплоносителем, снабжен двумя перфорированными гибкими дисковыми мекйранами, прикрепленными по внешнему диаметру к конденсатору причем в зоне испарителя капиллярно10пористый наполнитель соединен с мембраной, а ускоритель перемещения рабочего тела выполнен в виде генератора ультразвуковой частоты с двумя акустическими концентраторами,
15 размещенными по обе стороны диска внутри его оси и соединенными с центрами соответствующих мембран.
Кроме того, капиллярно-пористые
20 наполнители могут быть смонтированы с зазором по отношению к каждой внутренней торцовой поверхности диска, равным амплитуде ультразвуковых колебаний, а мембраны установлены с воз25можностью дискретного контакта, наполнителя с внутренними торцовыми поверхностями диска при воздействии на нее ультразвуковых колебаний
На чертеже показан предлагаемый
30 тормозной диск, разрез.
Устройство содержит корпус 1 тор.мЬэного диска, торцовые поверхности 2 трения и генерации тепла, контактрующие с колодками 3, испаритель 4, кон ;енсатор 5, к стенкам которого . прикреплен капиллярно-пористый на|полнитель б, насыщенный теплоносиотелем 7, циркулирующим внутри- корпуса 1 тормозного диска с изменением его агрегатного состояния, излучатель 8 генератора ультразвуковой частоты, подключенный к клеммам 9 и воздействующий через; акустический концентратор 10 на подвижную перфоррованную дисковую мембрану 11„, Излучатель 8 и акустический концентрато 10 размещены внутри оси 12 корпуса 1 тормозного диска.
Тормозной диск работает следующи образом: при вращении корпуса 1 тормозного диска под действием центробежных сил рабочее тело - теплоноси тель 7 в жидком виде находится в коденсаторе 5, из которого конденсат теплоносителя 7 с помощью капиллярных сил перемещается в испаритель 4 При нажатии тормозных колодок 3 на торцовые поверхности 2 корпуса I тормозного диска в процессе торможения генерирует тепло в результате трения тормозных колодок; о торцовые поверхности 2 корпуса тормозного диска.
Под воздействием генерируемого тепла жидкий теплоноситель 7 переходит в .другое агрегатное состояниепар. При фазовом превращении теплон сителя 7 от поверхности 2 трения н генерации тепла активно отбирается тепло,, транспортируемое вместе с парообразным тёплон6с,йтелем 7 в конденсатор 5, из которого тепло отводится в окружающую среду потоком воздуха при вращении тормозного- диска. Затем конденсат теплоносителя 7 вновь поступает в тело капиллярно-пористого наполнителя б и цикл работы тепловой трубы торРовного Диска повторяется. В тормозном диске с целью увеличения удельного теплового потока на подвижную дисковую перфорированную мембрану 11 и на прикрепленный к ней капиллярно-пористый наполнитель 6 воздействуют в процессе торможения ультразвуковыми колебаниями через акустический концентратор 10, соединенный с излучателем 8 генератора ультразвуковых колебаний.
Скорость миграции теплоносителя 7 из конденсатора 5 в испаритель 4 под воздействием ультразвуковых ; олебаний возрастает в сотни раз. Таким-.образом, удельный тепловой поток от испарителя 4 в конденсатор
5 возрастает также в сотни раз. Это особенно -важно при больишх скоростях вращения тормозного диска, когда центробежные силы очень велики и могут превосходить капиллярные силы.
Таким образом, под воздействием ультразвуковых колебаний интенсифицируется мигрйция жидкого теплоносителя от конденсатора к испарителю тормозного дика, что в конечном сче,те позволяет повысить термодинамическую эффективность охлаждения тормозного диска.
Формула изобретения
1.Тррмозной диск с охлаждением типатепловая труба , содержащий смонт ированный на оси корпус с торцовыми поверхностями трения, размещенный внутри корпуса в зоне трения испаритель, а на периферийно. части диска - сребренный конденсатор,
к стенкам которого внутри диска прикреплен капиллярно-пористый наполнитель, насыщенный рабочим телом - теплоносителем, и ускоритель перемещения рабочего тела, отличающийся тем, что., с целью повышения термодинамической эффективности охлаждения тормозного диска путем интенсификации возврата жидкого рабочего тела в испаритель, тормозной диск снабжен двумя перфорированными гибкими дисковыми мембранами, прикрепленными по внешнему диаметру к конденсатору, причем в зоне испарителя капиллярно-пористый наполнитель соединен с мембраной, а ускоритель перемещения рабочего тела выполнен в виде генератора ультразвуковой частоты с двумя акустическими концентраторами, размещенными по обе стороны диска внутри его оси и соединенными с центрами соответствующих, мембран.
2.Тормозной диск по п. 1 отличающийся тем, что капиллярно-порисгые наполнители смонтированы с зазором по отношению к каждой внутренней торцовой поверхности диска, равным амплитуде ультразвуковых колебаний, а мембраны установлены с возможностью дискретного контакта наполнителя с внутренними торцовыми поверхностями . диска при воздействии на нее ультразвуковых колебаний.
HcTq4HHKH информации принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № §2-4941, кл. F 16 D 65/12, 1975 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Охлаждающее устройство типа "тепловая труба" для тормозного диска | 1959 |
|
SU941753A1 |
Дисковый тормоз | 1989 |
|
SU1633194A1 |
Тормозной диск с охлаждением | 1988 |
|
SU1516649A1 |
Тормозной диск с охлаждением типа "тепловая труба | 1975 |
|
SU524941A1 |
Тормозной диск с охлаждением типа "тепловая труба" | 1977 |
|
SU715847A1 |
Тормозной диск с охлаждением | 1988 |
|
SU1580131A1 |
Способ охлаждения полого тормозного диска с жидким полярным теплоносителем | 1984 |
|
SU1408134A1 |
Тормозной диск с охлаждением типа "тепловая труба | 1980 |
|
SU966358A1 |
Тормозной диск с системой охлаждения типа "тепловая труба | 1980 |
|
SU947512A1 |
Тормозной диск с охлаждением | 1988 |
|
SU1590753A1 |
Авторы
Даты
1982-12-30—Публикация
1981-08-10—Подача