Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и является усовершенствованием двухзвенного транспортного средства по авт.св. № 1115934.. 5
Цель изобретения - повышение качества торможения транспортного средства путем согласованности торможения звеньев поезда.
На фиг. 1 схематично изображено О транспортное средство, общий вид (первый вариантJ; на фиг.2 - схема установки диаграммы (первый вариант); на фиг.З - сзсема двухзвенного транспортного средства (второй вариант); 15 на фиг.4 - схема управления вариатором (второй вариант).
Транспортное средство по первому варианту содержит тягач 1 с источником 2 давления, клапан 3 управления 20 пневматическими цилиндрами 4 и 5 управления, соединенными соответственно штоками с заслонкой 6, установленной в выпускном коллекторе 7 ДВС, и рейкой топливного насоса 8. Кроме 25 того, клапан 3 управления пневматически связан с торцовой полостью управляющего крана 9. Последний трубопроводом 10 соединен с цилиндром 11 включения муфты 12, которая взаи- 30 мосвязана с валом 13 отбора мощности от коленчатого вала 14 двигателя (на схеме не показан) и с помощью клиноременной передачи 15 с приводным валом центробежного насоса 16. 35 Центробежный насос 16 установлен в цистерне 17 прицепа 18 и кинематически связан с помощью клиноременной передачи 19 и редуктора 20 с ведомым диском фрикционной муфты 21,- 40 которая ведущими дисками 22 соединена с колесами 23 ходовой части прицепа 18. Нажимной диск 24 муфты 21 взаимосвязан с штоком щшиндра 25, пневматически соединенного трубопро- 45 водом 26 с клапаном 3 управления. Магистраль 27 соединяет параллельно установленные двухпозиционный золотниковый распределитель 28 и регулируемый дроссель 29 с выходом центро- 50 бежного насоса 16, при этом распределитель 28 пнeвмaтичiecки связан полостью управления с трубопроводом 26, а заслонка 30 дросселя 29 кинематически связана с диафрагмой 31, 55 установленной в днище цистерны 17 и защищенной кожухом 32, в котором установлена возвратная пружина 33.
Поршень 34 пневмоцилиндра 35 с помощью штока 36 связан с диафрагмой 31 элемента чувствительного к загрузке цистерны 17 и с заслонкой 30 дросселя 29, а полость 37 управления пневмоцилиндра 35 трубопроводом 38 соединена с выпускным коллектором 7
две.
В транспортном средстве по второму варианту исполнения центробежный насос 16 установлен в цистерне 17 прицепа 18 и кинематически связан с помощью вариатора, состоящего из ведомого 39 и ведущего 40 конических роликов, соединенных бесконечным ремнем 41, и редуктора 20 с ведомым диском фрикционной муфты 21, которая ведущими дисками 22 соединена с колесами 23 ходовой части прицепа 18. Нажимной диск 24 муфты 21 взаимосвязан с штоком цилиндра 25, пневматически соединенного трубопроводом 26 с клапаном 3 управления. Магистраль 27 соединяет параллельно установленные двухпозиционный золотниковый распределитель 28 и регулируемьш дроссель 29 с выходом центробежного насоса 16, при этом распределитель 28 пневматически связан полостью управления с трубопроводом 26, а заслонка 30 дросселя 29 кинематически связана с диафрагмой 31, установленной в днище цистерны 17 и защищенной кожухом 32, в котором установлена возвратная пружина 33. Поршень 42 пневмоцилиндра 43, в котором установлена возвратная пружина 44, с помощью штока 45 связан с вилкой 46 управления ремнем 41 вариатора, а полость 47 пневмоцилиндра 43
трубопроводом 38 соединена с вы
пускным коллектором 7 ДВС.
При движении транспортного средства (первый вариант) с уклона водитель воздействует на. клапан 3 управления, который сообщает пневматические цилиндры 4, 5 и 25, торцовую полость управляющего крана 9 и полость управления распределителя 28 с источником 2 давления. В результат уменьшается подача топлива насосом 8, заслонка 6 перекрывает выпускной коллектор 7, тем самым создавая момент сопротивления двигателя, который передается от коленчатого вала 14 к ведущим колесам тягача 1. Вал 13 отбора мощности также вращается, но поскольку торцовая полость управляющего крггяа 9 находится под давле нием, то цилиндр 11 с помощью трубо провода 10 и крана 9 сообщен с атмосферой, и муфта 12 не передает мо мент через клиноременную передачу 15 к центробежному насосу 16. Шток цилиндра 25 воздействует на нажимно диск 24муфты 21, прижимая ведущие диски 22 к ведомым, в результате че рез редуктор 20 и клиноременную передачу 19 центробежный насос 16 при водится во вращение от колес 23 ходовой части прицепа 18. Поскольку в цистерне 17 находятся удобрения, то центробежный насос 16 начинает подавать их в магистраль 27 и, так как распределитель 28 закрыт, к , дросселю 29. Заслонка 30 дросселя 29 регулирует проходное сечение последнего в зависимости от нагрузк на диафрагму 31 и от давления в полости 37 пневмоцилиндра 35, так, что с увеличением нагрузки на диафрагму 31 и поршень 34 пневмоцилиндр 35 проходное сечение дросселя 29 уменьшается. В свою очередь, давление на поршень 34 прямо пропорционально давлению в выпускном коллект ре 7 вследствие связи последнего .магистралью 38 с управляющей полост 37 пневмоцилиндра 35, и зависит от противодавления в выпускном коллекторе 7, т.е. от степени перекрытия .коллектора 7 заслонкой 6, а следова тельно, от эффективности торможения тягача 1. Таким образом, дроссель 29 регулирует момент на приводном валу центробежного насоса 16, а следовательно, и тормозную силу на колесах 23 прицепа 18 в зависимости от степени загрузки цистерны 17 и от эффективности торможения тягача 1, чем обеспечивается согласованное торможение звеньев поезда, т.е. с увеличением эффективности торможения тяг ча эффективность торможения прицеп также возрастает. Последнее благоприятно ска.зьтается на устойчивости движения транспортного средства при торможении двигателем, так как оно постоянно находится в растянутом состоянии. При окончании спуска водитель переводит клапан 3 в положение, при котором цилиндры 4, 5 и 25, торцовая полость управляющего крана 9 и полость управления распределителя 28 сообщаются с атмосферой. В результате фрикционная муфта 21 выключается, что исключает кинематическую связь центробежного насоса 16 с колесами 23 прицепа 18. Кроме того, рейка топливного насоса 8 и заслонка 6-занимают необходимое положение, при котором обеспечивается работа двигателя в тяговом режиме, давление в выпускном коллекторе 7, а следовательно, и в полости 37пневмоцилиндра 35 падает.. Перемешивание удобрений необходимо в любом случае перед внесением их в почву и этот процесс можно осуществить принудительно в любой момент, для чего необходимо воздействовать на управляющий кран 9, сообщая тем самым трубопровод 10 и связанный с ним цилиндр11 с источником 2 давления, В результате муфта 12 включается, и момент от вала 13 отбора мощности через клиноременную передачу 15 передается на центробежньй насос 16, вызывая его работу, т.е. перемешивание удобрений или их вылив при подключении к выходу дросселя 29 соответствующего шланга (не показан). При этом распределитель 28 открыт, что, обеспечивает перемешивание удобрений в обход дросселя 29, облегчая работу центробежного насоса 16. Наличие связи торцовой полости управляющего крана с клапаном управления не позволяет одновременно включать муфты. Последнее исключает привод насоса от вала отбора мощности и одновременно от колес, что предохраняет детали привода от перегрузок, повьш1ая их долговечность. При движении транспортного средства (второй вариант) с уклона водитель воздействует на клапан 3 управления, который сообщает пневматические цилиндры 4, 5 и 25, торцовую полость управлякйцего крана 9 и полость управления распределителя 28 с источником 2 давления. В результате уменьшается подача топлива асосом 8, заслонка б перекрывает ыпускной коллектор 7, тем самым созавая момент сопротивления двигателя, оторый передается от коленчатого ала 14 к ведущим колесам тягача 1. ал 13 отбора мощности также вращаетя, но поскольку торцовая полость правляющего крана 9 находится под
ллн.иопием, то цилиндр 1 1 с помощью трубопронода 10 и крапа 9 сообщен с атмосферой, и муфта 12 не передает момент через клиноременную передачу 15 к центробежному насосу. 16. Шток 5илиндра 25 воздействует на нажимной диск 2А му(1)ты 21, прижимая, ведущие диски 22 к ведомым, в результате через редуктор 20 и конические ролики ДО и 3) вариатора, связанные бесконечным ремнем 41, центробежный насос 16 .приводится во вращение от колес 23 ходовой части прицепа 18, Поскольку .в цистерне- 17 находятся удобрения, то центробежньй насос 16 начинает подавать их в магистраль 27 и, так как распределитель 28 закрыт, к дросселю 29. Заслонка 30 дросселя 29 регулирует проходное сечение последнего в зависимости от нагрузки на диафрагму 31 так, что с увеличением нагрузки на упомянутую диафрагму 31 проходное сечение дросселя 29 уменьшается. В это же время, так как выпускной коллектор 7 перекрыт заслонкой 6, давление выходных газов по трубопроводу -38 подается в полость 47 пневмоцилиндра 43 и воздействует на поршень 42, шток 45 которого, связанный с вилкой 46 управления, перемещает ремень 41 вариатора так, что с увеличением противодавления в выпускном коллекторе 7 передаточное, число вариатора уменьшается, а при уменьшении противодавления в выпускном коллекторе 7 под действием -возвратной пружины 44 увеличивается. С уменьшением передаточного числа вариатора момент, необходимый для проворачивания приводног вала центробежного насоса 16 колесам 23 ходовой части прицепа 18, увеличивается.
Таким образом, дроссель 29 регулирует момент на приводном валу центробежного насоса 16, а следовательно и тормозную силу на колесах 23 прицепа 18 в зависимости от степени загрузки цистерны 17, в то же время вариатор, управляемый с помощью пневмоцилиндра 43, корректирует тормозную силу в зависимости от противодавления в выпускном коллекторе 7, т.е. от степени перекрытия коллектора 7 заслонкой 6, а следовательно, от эффективности торможения тягача 1.
Так обосггечмваотся со1ласоплнное торможение з вен ьеп поезда, т.е. с увеличением эффективности торможения тягача, Э(1х1)ективность торможения прицепа также возрастает. Последнее благоприятно сказывается наустойчивости движения транспортного средства при торможении двигателем,- так как оно (ПОСТОЯННО находится в растянутом состоянии.При окончании спуска водитель переводит клапан 3 в положение, при котором цилиндры 4, 5 и 25, торцовая полость управляющего крана 9 и полость управления распределителя 28 сообщаются с атмосферой. В результате фрикционная муфта 21 выключается, что исключает кинематическую связь центробежного насоса 16 с колесами 23 прицепа 18. Кроме того, рейка топливного насоса 8 и заслонка 6 занимают необходимое положение, при котором обеспечивается работа двигателя в тяговом режиме, давление в выпускном коллекторе 7, а следовательно, и в полости 47 пневмоцилиндра 43 падает.
Так как перемешивание удобрений необходимо в любом случае перед внесением их в почву, то этот процесс можно осуществить принудительно в любой момент, для чего необходимо воздействовать на управляющий кран 9, сообщая тем самым трубопровод 1-0 и связанный с ним цилиндр 11 с источником .2 давления. В результате муфта 12 включается, и момент от вала 13 отбора мощности через клиноременную передачу 15 передается на центробежный насос 16, вызывая его работу, т.е. перемещение удобрений или их вылив, при подключении к выходу дросселя 29 соответствующего шланга (не показан). При этом распределитель 28 открыт, что обеспечивает перекачивание удобрений в обход дросселя 29, облегчая работу центробежного насоса 16. Наличие связи торцовой полости управляющего крана с клапаном управления не позволяет одновременно включать муфты. Последнее исключает . рривод насоса от вала отбора мощности и одновременно.от колес, что предохраняет детали привода от перегрузок, повышая их долговечность.
// //- л /1/у/ / /// /)У /// )х/ Л
.Г
/7
,,, ., //
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухзвенное транспортное средство,его варианты | 1983 |
|
SU1115934A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1986 |
|
SU1418127A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU797923A1 |
Тормозная система автопоезда | 1980 |
|
SU919917A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1082651A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1983 |
|
SU1184721A2 |
Автоматический увеличитель сцепного веса тягача | 1984 |
|
SU1221012A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1191314A1 |
Тормозная система автопоезда | 1980 |
|
SU880828A1 |
Тормозная система многозвенного транспортного средства | 1988 |
|
SU1532386A1 |
1. ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТН СРЕДСТВО по авт.св. № 1115934, о т личающееся тем, что, с целью повышения качества торможени путем согласованности торможения звеньев поезда, установлен дополнительный пневмоцилиндр, рабочая полость которого пневматически связана с выпускным коллектором перед дроссельной заслонкой, а шток - с. элементом, чувствительным к загрузке цистерны жидкостью. 2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повьшения качества торможения путем согласованности торможения звеньев поезда, установлен дополнительный пневмоцилиндр, рабочая полость которого пневматически связана с выпускным коллектором перед дроссельной заслонкой, а шток - с органом регулирования вариатора.
Двухзвенное транспортное средство,его варианты | 1983 |
|
SU1115934A2 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1985-07-23—Публикация
1984-02-29—Подача