Двухзвенное транспортное средство,его варианты Советский патент 1984 года по МПК B60K41/28 B60T8/18 

Описание патента на изобретение SU1115934A2

31

СЛ

СО

ОО

4 17 Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. По основному авт. св. № 797923 известно двухзвенное транснортное средство, содержащее тягач и прицен с цистерной, оборудованной центробежным насосом, установленный на тягаче источник давления, нодключенный посредством магистралей кланана унравления к пневматическим цилиндрам управления органом регулирования подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания и заслонкой, установленной в выпускном коллекторе указанного двигателя, а посредством золотникового крана управления к пневматическому цилиндру включения муфты, связывающей вал отбора мощности тягача с приводным вало.м центробежного насоса, установленную на прицепе фрикционную муфту с пневматическим цилиндром ее включения, связанным пневматически с упомянутыми цилиндрами управления, причем ведущие и ведомые диски указанной фрикционной муфты кинематически связаны соответственно с колесами ходовой части прицепа и приводным валом центробежного Насоса 1. Недостаток такого транспортного средства состоит в том, что при торможении двигателем, независимо от степени загрузки цистерны, колеса прицепа подтормаживаются с постоянной эффективностью, определяемой затратами мощности, необходимой для перекачивания жидкости внутри цистерны центробежным насосом, кинематически связанным с упомянутыми колесами. При торможении двигателем величина горизонтальной составляющей усилий в тягово-сцепном устройстве тягача зависит от степени загрузки прицепа. Отсюда вытекает, что тормозную силу на колесах прицепа (в расс.матриваемом случае движения) необходимо регулировать в зависимости от степени загрузки цистерны. Цель изобретения - повышение устойчивости движения при торможении двигателем внутреннего сгорания путем обеспечения регулирования тормозных сил на колесах прицепа. Поставленная цель достигается двумя вариантами исполнения транспортного средства. Поставленная цель достигается тем, что в двухзвенном транспортно.м средстве на выходе центробеж 1ого насоса прицепа установлен регулируемый дроссель, заслонка K jTOporo кинематически связана с эле.менто.м . ч вст1 ительным к загрузке цистерны жидкост)о и установленным в ее днинде, а па)аллелыю дросселю установлен двухпозиционный ппевмоуправляемый золотниковый распределитель, связанный полостью управления с цилиндром включения фрикционной , связанной кинематически с ко.юсами кодовой части прицепа. 1 4.J Ведомые диски фрикционной муфты кинематически связаны с приводным валом центробежного насоса посредством вариатора, орган регулирования которого кинематически связан с элементом, чувствительным к загрузке цистерны жидкостью. Таким образом, с увеличением загрузки цистерны проходное сечение дросселя уменьшается, тем самым увеличивая мо.мент на приводном валу центробежного насоса, необходимый для перекачивания жидкости. С увеличением загрузки цистерны передаточное число вариатора уменьшается, тем самым увеличивается момент на ведущем валу упомянутого вариатора, необходимый для проворачивания приводного вала центробежного насоса. При этом вследствие кинематической связи ведущего вала с колесами ходовой части прицепа, увеличивается тормозная сила, которая развивается на колесах ходовой части прицепа. Па фиг. 1 схематично изображено двухзвенное транспортное средство, общий вид по 1-ому варианту исполнения; на фиг. 2 схема установки диафрагмы; на фиг. 3 - схема двухзвенного транспортного средства, по П-ому варианту исполнения; на фиг. 4 -схема управления вариатором. Транспортное средство содержит тягач I с источником 2 давления, клапан 3 управления пнев.матическими цилиндрами управления 4 и 5, соединенными соответственно штоками с заслонкой 6, установленной в выпускном коллекторе 7 двигателя внутреннего сгорания и рейкой топ;гивного насоса 8. Кроме того, клапан 3 управления пневматически связан с торцовой полостью управляющего крана 9. Последний трубопроводом 10 соединен с цилиндром 11 включения .муфты 12, которая взаи.мосвязана с валом 13 отбора мощности от коленчатого вала 14 двигателя (не показан) и посредством клиноременной передачи 15 с приводны.м валом центробежного насоса 16. Центробежный насос 16 установлен в цистерне 17 прицепа 18 и кинематически связан посредством клиноре юнной передачи 19 и редуктора 20 с ведомым диском фрикционной муфты 21, которая ведущи.ми дисками 22 соединена с колеса.ми 23 ходовой части прицепа 18. Пажимной диск 24 муфты 21 взаимосвязан со штоком цилиндра 25, пневматически соединенного трубопроводом 26 с клапано.м 3 управления. Магистраль 27 соединяет параллельно устаповленные двухпозиционный золотниковый распределитель 28 и регллируемый дроссель 29 с выходом центробежного насоса 16, при этом распределите.чь 28 пневматически связан полостью управления с трубопроводо.х 26, а заслопка 30 дросселя 29 кинематически связана с диафрагмой 31, станов.1ениий is днище цистерн) 17 и 3a U llUCH «ji 32, п котором устапов, возвратная 1ружи11а 33.

В транспортном средстве по 11-ому варианту выполнения центробежный насос 16 установлен в цистерне 17 гфицепа 18 и кинематически связан посредством вариатора, состоящего из ведомого 34 и ведущего 35 конических ро.тиков, соединенных бесконечным ремнем 36, и редуктора 20 с ведомым диском фрикционной муфты 21, которая ведущими дисками 22 соединена с колесами 23 ходовой части прицепа 18. Нажимной диск 24 муфты 21 взаимосвязан со щтоком цилиндра 25, пневматически соединенного трубопроводом 26 с клапаном 3 управления. Ремень 36 вариатора посредством вилки 37 кинематически связан со щтоком диафрагмы 31, установленной в днище цистерны 17 и защищенной кожухом 32, в котором установлена возвратная пружина 33.

При движении транспортного средства (1-ый вариант) с уклона водитель воздействует на клапан 3 управления, который coo6iJiaeT пневматические цилиндры 4, 5 и 25, торцовую полость управляющего крана 9 и полость управления распределителя 28 с источником 2 давления. В результате уменьщается подача топлива насосом 8, заслонка 6 перекрывает выпускной коллектор 7 , тем самым создавая момент сопротивления двигателя, который передается от коленчатого вала 14 к ведущим колесам тягача 1. Вал 13 отбора мощности также врап ается, но, поскольку торцовая полость управляющего крана 9 находится под давлением, то цилиндр 11 посредством трубопровода 10 и указанного крана 9 сообщен с атмосферой и муфта 12 не передает момент через клиноременную передачу 15 к центробежному насосу 16. Шток цилиндра 25 воздействует па нажимной диск 24 фрикционной муфты 21, прижимая ведущие диски 22 к ведомым, в результате через редуктор 20 и клиноременную передачу 19 центробежный насос 16 приводится во вращение от колес 23 ходовой части прицепа 18. Поскольку в цистерне 17 находятся удобрения, то центробежный насос начинает подавать их в магистраль 27 и, так как распределитель 28 закрыт, к дросселю 29. Заслонка 30 упомянутого дросселя 29 регулирует проходное сечение последнего в зависимости от нагрузки на диафрагму 31так, что с увеличением нагрузки на указанную диафрагму 31 про.ходное сечение дросселя 29 уменьщается. Таким образом,- дроссель 29 регулирует момент на приводном валу центробежного насоса 16, а следовательно, и тормозную силу на колесах 23 прицепа 18 в зависимости от степени загрузки цистерны 17. Последнее благоприятно сказывается на устойчивости движения транспортного средства, так как оно находится в растянутом состоянии.

При окончании спуска водитель переводит к.1апан 3 в положение, при котором цилиндры 4, 5 и 25, торцовая полость управляющего крана 9 и по.юсть хправ.юния распределителя 28 сообщаются с атмосферой, В результате фрикционная муфта 21 вьп л1очается, что исключает кинематическую связь центробежного насоса 16 с колесами 23 прицепа 18. Кроме того, заслонка 6 и рейка топливного насоса 8 займут необходимое положение, при котором обеспечивается работа двигателя в тяговом режиме.

Перемещивание удобрений необходимо, перед внесением их в почву и этот процесс можно осуществить принудительно в любой момент, для чего необходимо воздействовать на управляющий кран 9, сообщая тем самым трубопровод 10 и связанный с ним цилиндр 11 с источником давления 2.

В результате муфта 12 включится и момент от вала 13 отбора мощности через клинаременную передачу 15 передается на центробежный насос 16, вызывая его работу, т. е. перемещивапие удобрений или их вылив, при подключении к выходу дросселя соответствующего шланга (не показан). При этом распределитель 28 открыт, что обеспечивает перекачивание удобрений в обход дросселя 29, облегчая работу центробежноп, насоса 16.

Наличие связи торцовой полости управляющего крана с клапаном управления не позволяет одновременно вк,яючать муфты. Последнее исключает привод насоса от вала отбора мощности и одновременно от колес, что предохраняет детали привода от перегрузок, повыщая срок их службы.

При движении транспортного средства (И-ой вариант) с уклона водитель воздействует на клапан 3 управления, который сообщает пневматические цилиндры 4, 5, 25 и торцовую полость управляющего крапа 9 с источником 2 давления. В результате уменьшается подача топлива насосом 8, заслонка 6 перекрывает выпускной коллектор 7, тем самым создавая момент сопротивления двигателя, который передается от коленчатого вала 14 к ведущим катесам тягача 1. Вал 13 отбора мощности также вращается, но поскольку торцовая полость управляющ.его крана 9 находится под давлением, то цилиндр 11 посредством трубопровода 10 и указанного крана 9 сообщен с атмосферой и муфта 12 не передает момент через клиноременную передачу 15 к центробежному насосу 16. Шток цилиндра 25 воздействует на нажи.мпой диск 24 фрикционной муфты 21, прижимая ведущие диски 22 к ведомым, в результате через редуктор 20 и конические ролики 35 и 34 вариатора, связанные бесконечным гибким ремпем 36, центробежный насос 16 приводится во вращение от колес 23 .ходовой части прицепа 18. При этом вилка 37, кинематически связанная со HITOKOM диафрагмы 31, воздействует на ремень 36 вариатора так, что с увеличением нагрузки на диафрагму 31 передаточное число вариато;);: MO ib iiaeTCH, а ri(,;i енижсипн iiai Ov, ia диафрагму 31 пол ;uHci вне:.; ; ;-::с)й

1руЖ11;-1Ы 33V UJU 4 iB irTfH. (. умеНЬИЬ-iiiit i;cpe;UTOiF or() ччг ;;; sapiiaTopa момент, необходимый для и юворачивания (диого ,ia 11ент Н)бсжного насога К) колесами 2,5 ходонои «laciii lipiincrir .л, увелячквается. Гаким образом, в ;:,а.1.К)м устройстве осуществляется регул111К)ванне торыозной си.ты на колесах 23 ходовой части прицепа 18 в зависимости от cTeiicnn за/рузки цистерны 17. Последнее благонрнятио сказываепся на устойчивости, движения транспортного средства, так как оно находится R растянутом состоянии.

В описанном режиме .авижелия транспортного средства, чем больше нагрузка па диафрагму 31, тем больше частота : ращения приводного вала центробежного нксоса 16 {при постоя1 К)й скорости дв1 же11-ия транспортного средетва), что |озво.:1яег поддерживать необходимую гн ITCH си виость перемешивания удобрений.

При окончании спуска водитель переводит клапан 3 в по.южение, при котором цилиндры 4, 5 и 25 и торцовая но;1ость управляющего крана 9 сообн аются с атмосферой. В результате фрикционная муфта 21

. 1очае1ся, что исключает кине.матическую связь центробежного насоса 16 с колес.ами 23 ходовой части прицепа 18. Кроме

ТОГО, заслонка 6 и рейка топливного насоса 8 займут необходимое положение, при котором обеспечивается рабспа двигателя в тяговом режиме.

Так как перемешивание удобрений необходимо внесением и.х в почву, то этот процесс можн) осу цествить принудительно в любой момент, для чего, необходи.мо воздействовать на управляющий кран 9, сообщая тем самым трубо 1ровод 10 и связанный с ним ци,1индр 1 1 с источником давления 2. В результате муфта 12 включится и .мо.мент от вала 13 отбора мощности через клиноре.менцую передачу 15 передается на центробежный цасос 16, вызывая его работу, т. е. (еремещивание удобрений или их вылив, при подключении к выходу насоса соотзетствукмцего шланга.

Наличие связи торцовой полости управ-ляющего крана с клапаном управ„пения их

позволяет одновременно включать муфты. Последнее исключает привод насоса от вала отбора мощности и одновреме15)1о от колее, что предохраняет детали привода от перегрузок, повышая срок их службы.

Похожие патенты SU1115934A2

название год авторы номер документа
Двухзвенное транспортное средство 1984
  • Богдан Николай Владимирович
  • Габа Евгений Иванович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
SU1168451A2
Двухзвенное транспортное средство 1979
  • Богдан Николай Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Расолько Александр Михайлович
SU797923A1
Двухзвенное транспортное средство 1986
  • Богдан Николай Владимирович
  • Максапетян Гамлет Вартанович
  • Мелконян Гор Меликович
  • Саркисян Элла Владимировна
SU1418127A2
Двухзвенное транспортное средство 1983
  • Богдан Николай Владимирович
  • Габа Евгений Иванович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1184721A2
Двухзвенное транспортное средство 1982
  • Богдан Николай Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Гуськов Валерий Владимирович
SU1082651A1
Тормозная система автопоезда 1980
  • Белов Сергей Михайлович
  • Ивандиков Михаил Петрович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
SU919917A2
Двухзвенное транспортное средство 1978
  • Богдан Николай Владимирович
  • Бойков Владимир Петрович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU718307A1
Двухзвенное транспортное средство 1985
  • Богдан Николай Владимирович
  • Габа Евгений Иванович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1273289A1
Двухзвенное транспортное средство 1982
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Богдан Николай Владимирович
  • Молош Григорий Антонович
  • Расолько Александр Михайлович
SU1017576A1
Двухзвенное транспортное средство 1984
  • Богдан Николай Владимирович
  • Павлович Александр Эдуардович
SU1232532A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 115 934 A2

Реферат патента 1984 года Двухзвенное транспортное средство,его варианты

1. ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО по авт. св. 797923, отличаюшесся тем, что, с целью повышения устойчивости движения при торможении двигателе.м путем обеспечения регулирования тормозны.х си,л на колесах прицепа, на вы.ходе центробежного насоса прицепа установлен регулируемый дроссель, заслонка которого кинематически связана с элементом, чувствительным к загрузке цистер1 Ы жидкостью и установленным в ее днище, а параллельно дросселю установлен двухпозиционный пневмоуправляемый золотниковый распределитель, связанный полостью управления с цилиндром включения фрикционной муфты, связанной кинематически с колесами ходовой части прицепа. 2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости движения при торможении двигателем путем обеспечения регулирования тормозных сил на колесах прицепа, ведомые диски фрикционной муфты кинематически связаны с приводным валом центробежного насоса посредством вариатора, с орган регулирования которого кинематически связан с элементом чувствительным к (/ загрузке цистерни жидкостью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1115934A2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Двухзвенное транспортное средство 1979
  • Богдан Николай Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Расолько Александр Михайлович
SU797923A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 115 934 A2

Авторы

Богдан Николай Владимирович

Габа Евгений Иванович

Гуськов Валерий Владимирович

Расолько Александр Михайлович

Даты

1984-09-30Публикация

1983-06-15Подача