Опора скольжения Советский патент 1990 года по МПК F16C17/02 

Описание патента на изобретение SU1564422A2

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения и является дополнительным к основному авт. св. № 1254217.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик опоры скольжения.

На фиг. 1 показан разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 2 - разрез Б-Б на фиг. 1.

Опора скольжения содержит корпус 1, цапфу вала 2 и охватывающую ее подшипниковую втулку 3, которые сопряжены по посадке с гарантированным натягом и

между которыми расположен слои смазочного материала 4, конусные втулки 5, установленные с торцов опоры с возможностью осевого фиксированного перемещения в корпусе 1. Подшипниковая втулка 3 выполнена с прорезями 6 с обеих сторон, на внешней стороне втулки 3, соответственно разрезанным сектором 7 выполнены выступы, смещенные к краям секторов 7 и контактирующие с внутренними поверхностями конусных втулок 5, причем конусные втулки 5 выполнены с противоположной резьбой (правой и левой) с углом подъема винтовой линии, обеспечивающим самоторможение, а на цапфе вала 2 жестко установлены кольца 8 таким образом, что образуют

ел

О5 Јъ Ю

to

К)

заранее заданный зазор б с соответствующими поверхностями конусных втулок 5.

Опора скольжения работает следующим образом.

При вращении цапфы вала 2 жидкий или пластичный смазочный материал 4 вслед- 5 ствие вязкости вовлекается в микрозазор с жидкой смазкой и далее следует до участка с граничной смазкой (аг), при этом поток смазочного материала 4 упруго

5 переместятся в осевом направлении и произойдет восстановление прежнего натяга между цапфой вала 2 и охватывающей ее подшипниковой втулкой, ось вала 2 примет прежнее положение, а между цилиндрическими поверхностями конусных втулок 5 и кольцами 8, жестко установленными на цапфе вала 2, установится заранее заданный зазор 6.

В результате саморегулирования конуразжимает деформированные сектора 7, ю сов исключается необходимость периоди- вследствие чего по всей окружности об- ческой регулировки конусных втулок для разуется устойчивый замкнутый слой (пленка) смазочного материала 4, обладающий

высокой несущей способностью к восприятию внешних сил.

создания гарантированного натяга, что улучшает эксплуатационные характеристики опоры скольжения.

15

По мере износа втулки 3 ось вала 2 будет смещаться в направлении радиальноОпора скольжения по авт. св. № 1254217,

действующей силы. Зазор 8 между кольцамиотличающаяся тем, что, с целью улучшения

8, жестко закрепленными на цапфе вала 2эксплуатационных характеристик, она и соответствующими поверхностями конус- 20 снабжена жестко установленными на

ных втулок 5 будет уменьшаться и прицапфе вала кольцами, расположенными с

в точке контакта колец 8 с соответствую-зазором по наружным поверхностям с внутщими поверхностями конусных втулок 5 воз-ренними цилиндрическими поверхностями

никает сила трения, которая повернет конус-конических втулок, при этом конические

ные втулки 5 в направлении вращениявтулки выполнены с самотормозящейся

вала 2, в результате чего конусные втулкирезьбой разного направления.

5 переместятся в осевом направлении и произойдет восстановление прежнего натяга между цапфой вала 2 и охватывающей ее подшипниковой втулкой, ось вала 2 примет прежнее положение, а между цилиндрическими поверхностями конусных втулок 5 и кольцами 8, жестко установленными на цапфе вала 2, установится заранее заданный зазор 6.

В результате саморегулирования кону сов исключается необходимость периоди- ческой регулировки конусных втулок для

сов исключается необходимость периоди- ческой регулировки конусных втулок для

создания гарантированного натяга, что улучшает эксплуатационные характеристики опоры скольжения.

15

Формула изобретения

Похожие патенты SU1564422A2

название год авторы номер документа
Опора скольжения 1984
  • Михин Николай Матвеевич
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Виноградов Владимир Петрович
  • Харламов Сергей Анатольевич
SU1254217A1
Опора скольжения 1979
  • Михин Николай Матвеевич
  • Сачек Борис Ярославович
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Крагельский Игорь Викторович
  • Климов Дмитрий Михайлович
  • Харламов Сергей Анатольевич
SU964287A1
Опорный каток 1989
  • Михин Николай Матвеевич
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Корначев Юрий Николаевич
  • Борисов Владимир Иванович
  • Сорокин Игорь Алексеевич
  • Симоров Николай Иванович
SU1691210A1
Приспособление для направления инструмента 1983
  • Дарымов Олег Иванович
  • Михин Николай Матвеевич
  • Горленко Олег Александрович
SU1240518A1
Подшипник скольжения 1981
  • Ковалевский Сергей Васильевич
SU989191A2
Приводной узел с опорой скольжения 1989
  • Ганеев Юрий Михайлович
  • Лебедев Борис Михайлович
  • Петров Евгений Александрович
  • Стерник Юрий Львович
  • Яблоновский Валерий Александрович
SU1762004A1
Опора скольжения 1991
  • Бальмонт Владимир Борисович
  • Виноградов Владимир Петрович
  • Криворучко Андрей Николаевич
  • Крылов Георгий Сергеевич
SU1817821A3
Опора скольжения 1985
  • Михин Николай Матвеевич
  • Логинов Анатолий Родионович
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Сказыткин Анатолий Федорович
  • Семеновых Александр Викторович
  • Коротков Петр Иванович
SU1278505A2
Опора скольжения 1980
  • Ковалевский Сергей Васильевич
SU1059300A1
Шарошечное долото 1989
  • Петров Владимир Федорович
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Михин Николай Матвеевич
SU1700189A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 564 422 A2

Реферат патента 1990 года Опора скольжения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опоре скольжения, и может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик опоры скольжения. Опора скольжения содержит корпус, цапфу вала и охватывающую ее подшипниковую втулку, сопряженные по посадке с гарантированным натягом и с расположенным между ними слоем смазочного материала, и конусные втулки. На цапфе вала жестко установлены кольца, сопряженные с зазором по наружным поверхностям с внутренними цилиндрическими поверхностями конических втулок. Конические втулки выполнены с самотормозящейся резьбой разного направления. По мере износа втулки вал перемещается в направлении действия нагрузки, пока кольца, жестко закрепленные на цапфе вала, не войдут в соприкосновение с соответствующими поверхностями конусных втулок. Последние при этом будут проворачиваться вследствие трения в направлении вращения вала. Конусные втулки, вращаясь, перемещаются навстречу друг другу в осевом направлении и создают при перемещении дополнительный натяг между втулкой и валом. В результате ось вращения вала возвращается в прежнее положение, а кольца, жестко закрепленные на валу, выйдут из контакта с соответствующими поверхностями конусных втулок. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 564 422 A2

А-А

вшжшшшт

фиг.1

/

N

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1564422A2

Опора скольжения 1984
  • Михин Николай Матвеевич
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Виноградов Владимир Петрович
  • Харламов Сергей Анатольевич
SU1254217A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 564 422 A2

Авторы

Авдеев Дин Тихонович

Редько Ирина Николаевна

Мусиенко Светлана Сергеевна

Куприянова Тамара Васильевна

Даты

1990-05-15Публикация

1988-02-01Подача