Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения и является дополнительным к основному авт. св. № 1254217.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик опоры скольжения.
На фиг. 1 показан разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 2 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Опора скольжения содержит корпус 1, цапфу вала 2 и охватывающую ее подшипниковую втулку 3, которые сопряжены по посадке с гарантированным натягом и
между которыми расположен слои смазочного материала 4, конусные втулки 5, установленные с торцов опоры с возможностью осевого фиксированного перемещения в корпусе 1. Подшипниковая втулка 3 выполнена с прорезями 6 с обеих сторон, на внешней стороне втулки 3, соответственно разрезанным сектором 7 выполнены выступы, смещенные к краям секторов 7 и контактирующие с внутренними поверхностями конусных втулок 5, причем конусные втулки 5 выполнены с противоположной резьбой (правой и левой) с углом подъема винтовой линии, обеспечивающим самоторможение, а на цапфе вала 2 жестко установлены кольца 8 таким образом, что образуют
ел
О5 Јъ Ю
to
К)
заранее заданный зазор б с соответствующими поверхностями конусных втулок 5.
Опора скольжения работает следующим образом.
При вращении цапфы вала 2 жидкий или пластичный смазочный материал 4 вслед- 5 ствие вязкости вовлекается в микрозазор с жидкой смазкой и далее следует до участка с граничной смазкой (аг), при этом поток смазочного материала 4 упруго
5 переместятся в осевом направлении и произойдет восстановление прежнего натяга между цапфой вала 2 и охватывающей ее подшипниковой втулкой, ось вала 2 примет прежнее положение, а между цилиндрическими поверхностями конусных втулок 5 и кольцами 8, жестко установленными на цапфе вала 2, установится заранее заданный зазор 6.
В результате саморегулирования конуразжимает деформированные сектора 7, ю сов исключается необходимость периоди- вследствие чего по всей окружности об- ческой регулировки конусных втулок для разуется устойчивый замкнутый слой (пленка) смазочного материала 4, обладающий
высокой несущей способностью к восприятию внешних сил.
создания гарантированного натяга, что улучшает эксплуатационные характеристики опоры скольжения.
15
По мере износа втулки 3 ось вала 2 будет смещаться в направлении радиальноОпора скольжения по авт. св. № 1254217,
действующей силы. Зазор 8 между кольцамиотличающаяся тем, что, с целью улучшения
8, жестко закрепленными на цапфе вала 2эксплуатационных характеристик, она и соответствующими поверхностями конус- 20 снабжена жестко установленными на
ных втулок 5 будет уменьшаться и прицапфе вала кольцами, расположенными с
в точке контакта колец 8 с соответствую-зазором по наружным поверхностям с внутщими поверхностями конусных втулок 5 воз-ренними цилиндрическими поверхностями
никает сила трения, которая повернет конус-конических втулок, при этом конические
ные втулки 5 в направлении вращениявтулки выполнены с самотормозящейся
вала 2, в результате чего конусные втулкирезьбой разного направления.
5 переместятся в осевом направлении и произойдет восстановление прежнего натяга между цапфой вала 2 и охватывающей ее подшипниковой втулкой, ось вала 2 примет прежнее положение, а между цилиндрическими поверхностями конусных втулок 5 и кольцами 8, жестко установленными на цапфе вала 2, установится заранее заданный зазор 6.
В результате саморегулирования кону сов исключается необходимость периоди- ческой регулировки конусных втулок для
сов исключается необходимость периоди- ческой регулировки конусных втулок для
создания гарантированного натяга, что улучшает эксплуатационные характеристики опоры скольжения.
15
Формула изобретения
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опора скольжения | 1984 |
|
SU1254217A1 |
Опора скольжения | 1979 |
|
SU964287A1 |
Опорный каток | 1989 |
|
SU1691210A1 |
Приспособление для направления инструмента | 1983 |
|
SU1240518A1 |
Подшипник скольжения | 1981 |
|
SU989191A2 |
Приводной узел с опорой скольжения | 1989 |
|
SU1762004A1 |
Опора скольжения | 1991 |
|
SU1817821A3 |
Опора скольжения | 1985 |
|
SU1278505A2 |
Опора скольжения | 1980 |
|
SU1059300A1 |
Шарошечное долото | 1989 |
|
SU1700189A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к опоре скольжения, и может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик опоры скольжения. Опора скольжения содержит корпус, цапфу вала и охватывающую ее подшипниковую втулку, сопряженные по посадке с гарантированным натягом и с расположенным между ними слоем смазочного материала, и конусные втулки. На цапфе вала жестко установлены кольца, сопряженные с зазором по наружным поверхностям с внутренними цилиндрическими поверхностями конических втулок. Конические втулки выполнены с самотормозящейся резьбой разного направления. По мере износа втулки вал перемещается в направлении действия нагрузки, пока кольца, жестко закрепленные на цапфе вала, не войдут в соприкосновение с соответствующими поверхностями конусных втулок. Последние при этом будут проворачиваться вследствие трения в направлении вращения вала. Конусные втулки, вращаясь, перемещаются навстречу друг другу в осевом направлении и создают при перемещении дополнительный натяг между втулкой и валом. В результате ось вращения вала возвращается в прежнее положение, а кольца, жестко закрепленные на валу, выйдут из контакта с соответствующими поверхностями конусных втулок. 2 ил.
-Ц
А-А
вшжшшшт
фиг.1
/
N
Опора скольжения | 1984 |
|
SU1254217A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-05-15—Публикация
1988-02-01—Подача