;0 QO
О Изобретение относится к области электротехники, более конкретно к конструкции стержня обмотки статора электрической машины переменного тока, например турбогенератора. Стержни статорной обмотки электрической машины переменного тока вьтолняются из многих относительно малых по сечению элементарных изолиоованных проводников, которые переплетаются друг с другом, образу транспозицию, обеспечивая компенсацию циркуляционных токов. Известен стержень обмотки статор электрической машины переменного тока, содержащий даа столбца изолированных элементарных проводников, транспонированных на 540 на длине пазовой части ij . Недостаток этой конструкции заключается в том, что при относитель но короткой пазовой части стержня и при относительно большом количест ве элементарных проводников в столб це выполнить транспозицию технологи чески трудно из-за короткого шага плетения. Указанный недостаток устр нен в стержневой обмотке статора машины переменного тока, выбранной в качестве прототипа. Прототипом предлагаемого изобретения является стержень обмотки стато ра электрической машины переменного тока, содержащий два вертикальных столбца изолированных и транспониро ванньк только в пазовой части элементарных сплошных и полых проводников, причем с транспонированием совместно двух расположенных один над другим в одном столбце сплошных проводников 12. Транспонирование совместно двух проводников, расположенных в одном столбце, позволяет увеличить вдвое шаг транспозиции, что упрощает технологию изготовления стержня и улучшает качество обмотки. Кроме того, увеличение шага дает возможность вьтолнить транспозицию в пазовой части на 540 вместо 360 что значительно снижает электромагнитные потери от циркуляционных токов. Недостаток этой конструкции заклю чается в следующем. При применении ,.в стержне полых элементарных провод НИКОВ для прохода охлаждающей воды fa случае непосредственного водяног охлаждения обмотки статора)полые проврдники чередуются со спаренными сплошными проводниками. При таком чередовании во внешних слоях концов нетранспонированной лобовой части стержня оказываются как сплошные, так и полые элементар ные проводники. Но так как после плетения лобовые части стержня изгибаются, то в процессе формовки стенки верхних полых элементарных проводников от механических воздействий могут повреждаться . Целью изобретения является повышение надежности электрической машины за счет защиты полых проводников ст.ержня в лобовой части отпой реждений и улучшения охлаждения стержня. Поставленная цель достигается тем, что в стержне обмотки статора электрической.машины, переменного TOKSi, содержащем два вертикальных столбца, изолированных и транспонированных только в пазовой части элементарных сплошных и полых проводников, Нричем с транспонированием совместно двух расположенных один над другим в одном столбце сплошных проводников, верхние и нижние пары сплошных проводников в .столбцах на концах стержня разъединены и один из проводников разъединенной пары перенесен в соседний столбец над полым проводником в лобовой части. На фиг. 1 изображен плетеный стержень обмотки статора с жидкостным охлаждением, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - поперечное сечение А-А на фиг. 1; на ФнГ. 4 - поперечное сечение. Б-Б; В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - поперечное, сечение Г-Г; Д-Д на фиг. 1; на фиг. 6 - поперечное сечение Е-Е; Ж-Ж на фиг. 1; на фиг. 7 - поперечное сечение 3-3 на фиг. 1. Стержень обмотки статора электрической машины содержит (см. фиг. 3) два столбца I и 2 полых 3 и сплопных А проводников. Сплошные проводни-ки, например 5,6, в пазовой части каждого из столбцов расположены один над другим и транспонированы как единое целое с полыми проводниками.. i При этом в лобовой части эта пара проводников разъединена, и каждый из этой пары проводников расположен поверх полых проводников 7,8. Данная конструкция стержня повыпшет надежность электрической машины, так как лобовые части стержня оказываются выполненными с защитой от механических воздействий полых проводников сплошн№да проводниками. Дополнительное разъединение сплош993 ных проводников и перенос одного из них на полый проводник соседнего столбца улучшает охлаждение стержня за счет того, что в лобовой части полый проводник с циркулирующей в нем охлаждающей жидкостью оказывается всегда между двух сплошных и за счет этого отвод тепла будет происходить более интенсивно. .
Т
Т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1984 |
|
SU1280671A1 |
Стержень обмотки статора электрической машины с беспазовым сердечником | 1982 |
|
SU1070650A1 |
Стержень статорной обмотки электрической машины | 1979 |
|
SU858179A1 |
Стержень обмотки статора электрической машины переменного тока | 1978 |
|
SU771805A1 |
Стержень обмотки статора электрической машины | 1982 |
|
SU1064380A1 |
Стержень обмотки статора электрической машины | 1978 |
|
SU752627A1 |
Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины | 1986 |
|
SU1379874A1 |
Стержень обмотки статора машин переменного тока | 1975 |
|
SU619068A1 |
СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1969 |
|
SU240086A1 |
Обмотка статора электрической машины | 1981 |
|
SU1050047A1 |
СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий два столбца, состоящих из полых и сплошных .проводников, из которых сплошные проводники расположены в каждом столбце один над другим и транспонированы в пазовой части как единое целое с полыми проводинками, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности при улучшении охлаждения, крайние пары из расположенных один над другим в пазовой части в одном столбце сплошных проводников в лобовой части размещены в соседних столбах поверх полых проводников.
тат mim
т т
f///M
I
т|
Гг.
Фиг.
3-3
Е.Ж-Ж .
fff, I
г «114-1
: wv I лля
Шйй
ХЧК
1 VXi- I fff.
кг.7
fi
Put.f
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Титов В.В | |||
и др | |||
Турбогенераторы | |||
М | |||
, Энергия, 1967, с | |||
0 |
|
SU154155A1 | |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ПУТЕВАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2108934C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-11-15—Публикация
1981-03-05—Подача