Стержень обмотки статора электрической машины Советский патент 1980 года по МПК H02K3/14 

Описание патента на изобретение SU752627A1

(54) СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ Изобретение относится к электромашиностроению, точнее к конструкции стержня обмотки статора крупной, электрической машины переменного тока, например турбогенератора. Известен стержень обмотки статора электрической машины переменного тока, в котором элементарные проводники транспонированы в пазовой части на 360 и в каждой из двух лобовых частей стержня с постоянным по длине шагом сделана транспозиция проводников на 180° 1 . Недостаток этой конструкции стерж ня заключается в том, что она не обе печивает компенсацию циркуляционных потерь в лобовой части стержня от со ственных потоков. Известен также стержень обмотки статора электрической машины, содержащий два ряда изолированных между собой элементарных проводников, элек трически соединенных на концах и раз дeлeнE ыx по длине пазовой части на три участка транспозиции, на крайних участках транспозиция проводников вы полнена на 180 . В этом стержне проводники в пазовой части транспонированы на 540°, участки транспозиции неравные по- длине и на каждом участМАШИНЫке транспозиция выполнена на 180°, причем крайние участки в два раза короче среднего участка и шаг транспозиции на крайних участках равен 1(540) , а на среднем участкеЬ здор В . Таким образом шаг транспозиции на крайних участках в два раза меньше шага транспозиции на 360°при одинаковой длине проводников и одинаковом их количестве 2 . Недостаток этой конструкции заключается в том, что шаг транспозиции мал на крайних участках стержня, поэтому такой стержень сложен в изготовлении, недостаточно технологичен и,, кроме того, недостаточно надежен, так как при изготовлении такого стержня с малым шагом транспозиции не исключена возможность повреждения собственной изоляции проводников на их резких перегибах при транспонировании. Цель изобретения - повьлшение надежности и технологичности путем увеличения шага .транспозиции. Указанная цель достигается тем, что в стержне обмотки статора электрической машины, содержащем два ряда изолированных между собой элементарных проводников, электрически соединенных на концах и разделенных по длине пазовой части на три участка транспозиции, на крайних участках транспозиция проводников выполнена на 180° полная транспозиция проводников в па8ОВОЙ части выполнена на 450 , участки транспозиции выполнены равными по длине, причем средний участок стержня разделен на три части и на средней части длиной, равной 1/6 длины пазовой части стержня,транспозиция проводников выполнена на 90, а соседние части, длиной, равной 1/12 длины пазовой части, вьшолнены без транспозиции проводников.

На фиг. 1 схематически показан стержень обмотки статора, вид сбоку; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1 (торец стержня); на фиг. 3 вид Б на фиг.1 (торец стержня)5 на фиг. 4 - стержень обмотки статора, вид сверху; на. фиг. 5 - правый ряд элементарных проводников стержня; на фиг. б -вид В на фиг. 5 (торец правого ряда проводников в начале стержня); на фиг.7 вид Г на фиг. 5 (торец правого ряда проводников в конце стержня); на фиг. 8 - правый ряд элементарных проводников стержня, вид сверху; на фиг. 9 - левый ряд элементарных проводников стержня; на фиг. 10 - вид Д на фиг. 9 (торец левого ряда проводников в начале стержня); на фиг. 11 вид Е на фиг.9 (торец, левого ряда проводников в конце стержня);на фиг. 12 - левый ряд эдлементарных проводников стержня, вид сверху.

Стержень обмотки статора электрической машины содержит два ряда, левый 1 и правый 2, изолированных между собой элементарных проводников 3, электрически соединенных на концах стержня. Стержень разделен по длине пазовой части 1 натри участка транспозиции 1, , 1 , 1J, , причем на крайних участках Ц и i-, транспозиция проводников выполнена на 180°, т.е.калодый элементарный проводник 3 стержня на этих участках последовательно з.анимает различные положения по высоте паза, т.е. делая полоборота. На всех чертежах для наглядности последовательного перемещения проводников в пазу один проводник показан затемненным. Участки транспозиции i 2 з стержня выполнены равными по длине 1 пазовой части. Средний участок 1 разделен на три части и

на средней части 1д , длиной равной 1/6 длины 1 пазовой части, проводники транспонированы на 90°, а соседние части Ig и )g длиной, - авной 1/12 длины пазовой части 1, выполнены без транспозиции проводников.

Шаг транспозиции на всех транспонированных участках равномерный и ра %4tf) Т.е. в 4/3 раза больше, чем малый шаг при известной

0 транспозиции проводников в пазу на 540.

Описанная конструкция стержня обмотки статора электрической машины более технологична, так как имеет

5 больший шаг транспозиции, и более

надежна, в связи с тем, что при транспонировании проводников с большим шагом меньше вероятность повреждения собственной изоляции на перегибах проQ водников. Поэтому эта транспозиция может применяться для стержней с относительно малой длиной и большим количеством проводников.

Формула изобретения

Стержень обмотки статора электрической машины, содержащий два ряда изолированных между собой элементарных проводников, электрически соединенных на концах и разделенных по длине пазовой части на три участка транспозиции, на крайних участках транспозиция проводников выполнена на

35 180°, отличающийся тем, что, с целью Повышения надежности и технологичности, транспозиция проводников в пазовой части выполнена на 450°, участки транспозиции выполнены

Q равными по длине, прйчем средний участок стержня разделен на три части и на средней части длиной, равной 1/6 длины пазовой части стержня, транспозиция проводников выполнена на , а соседние части длиной, равной 1/12

5 длины пазовой части, выполнены без транспозиции проводников.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1..Патент Франции № 1.269541, 50 кл. Н 02 к, 1960.

2.Домбровский В.В.,Хуторецкий Г.М. Основы проектирования электрических машин переменного тока. ЛО, Энергия, 1974, с. 122-123.

«ьл

и«

9

Похожие патенты SU752627A1

название год авторы номер документа
Стержень обмотки статора электрической машины переменного тока 1978
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Беляев Николай Васильевич
  • Андреев Анатолий Владимирович
  • Орловская Татьяна Алексеевна
SU771805A1
Статор электрической машины 1984
  • Балабанов Иван Григорьевич
  • Дукштау Александр Антонович
  • Пинский Григорий Борисович
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Игнатьев Анатолий Денисович
SU1280671A1
Стержень обмотки статора машин переменного тока 1975
  • Дукштау А.А.
  • Пинский Г.Б.
  • Черныш Б.Н.
  • Домбровский В.В.
SU619068A1
Стержень двухслойной статорной обмотки электрической машины 1978
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Дукштау Александр Антонович
  • Пинский Григорий Борисович
  • Черныш Борис Николаевич
SU909759A1
Стержень статорной обмотки электрической машины 1979
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Сергеев Алексей Владимирович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Кильдишев Василий Семенович
SU858179A1
Стержень обмотки статора электрической машины 1981
  • Андреев А.В.
  • Игнатьев А.Д.
  • Хуторецкий Г.М.
SU991913A1
Стержень обмотки статора электрической машины 1979
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Тюрин Юрий Григорьевич
  • Зверев Анатолий Тимофеевич
  • Дроздова Лариса Александровна
  • Белова Тамара Николаевна
SU1056370A1
СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1969
SU240086A1
Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины 1986
  • Бобков Юрий Александрович
SU1379874A1
Стержень обмотки статора электрической машины 1982
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Хаймович Лев Львович
  • Левченко Георгий Григорьевич
SU1064380A1

Иллюстрации к изобретению SU 752 627 A1

Реферат патента 1980 года Стержень обмотки статора электрической машины

Формула изобретения SU 752 627 A1

SU 752 627 A1

Авторы

Хуторецкий Гарри Михайлович

Игнатьев Анатолий Денисович

Даты

1980-07-30Публикация

1978-07-03Подача