(54) СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ Изобретение относится к электромашиностроению, точнее к конструкции стержня обмотки статора крупной, электрической машины переменного тока, например турбогенератора. Известен стержень обмотки статора электрической машины переменного тока, в котором элементарные проводники транспонированы в пазовой части на 360 и в каждой из двух лобовых частей стержня с постоянным по длине шагом сделана транспозиция проводников на 180° 1 . Недостаток этой конструкции стерж ня заключается в том, что она не обе печивает компенсацию циркуляционных потерь в лобовой части стержня от со ственных потоков. Известен также стержень обмотки статора электрической машины, содержащий два ряда изолированных между собой элементарных проводников, элек трически соединенных на концах и раз дeлeнE ыx по длине пазовой части на три участка транспозиции, на крайних участках транспозиция проводников вы полнена на 180 . В этом стержне проводники в пазовой части транспонированы на 540°, участки транспозиции неравные по- длине и на каждом участМАШИНЫке транспозиция выполнена на 180°, причем крайние участки в два раза короче среднего участка и шаг транспозиции на крайних участках равен 1(540) , а на среднем участкеЬ здор В . Таким образом шаг транспозиции на крайних участках в два раза меньше шага транспозиции на 360°при одинаковой длине проводников и одинаковом их количестве 2 . Недостаток этой конструкции заключается в том, что шаг транспозиции мал на крайних участках стержня, поэтому такой стержень сложен в изготовлении, недостаточно технологичен и,, кроме того, недостаточно надежен, так как при изготовлении такого стержня с малым шагом транспозиции не исключена возможность повреждения собственной изоляции проводников на их резких перегибах при транспонировании. Цель изобретения - повьлшение надежности и технологичности путем увеличения шага .транспозиции. Указанная цель достигается тем, что в стержне обмотки статора электрической машины, содержащем два ряда изолированных между собой элементарных проводников, электрически соединенных на концах и разделенных по длине пазовой части на три участка транспозиции, на крайних участках транспозиция проводников выполнена на 180° полная транспозиция проводников в па8ОВОЙ части выполнена на 450 , участки транспозиции выполнены равными по длине, причем средний участок стержня разделен на три части и на средней части длиной, равной 1/6 длины пазовой части стержня,транспозиция проводников выполнена на 90, а соседние части, длиной, равной 1/12 длины пазовой части, вьшолнены без транспозиции проводников.
На фиг. 1 схематически показан стержень обмотки статора, вид сбоку; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1 (торец стержня); на фиг. 3 вид Б на фиг.1 (торец стержня)5 на фиг. 4 - стержень обмотки статора, вид сверху; на. фиг. 5 - правый ряд элементарных проводников стержня; на фиг. б -вид В на фиг. 5 (торец правого ряда проводников в начале стержня); на фиг.7 вид Г на фиг. 5 (торец правого ряда проводников в конце стержня); на фиг. 8 - правый ряд элементарных проводников стержня, вид сверху; на фиг. 9 - левый ряд элементарных проводников стержня; на фиг. 10 - вид Д на фиг. 9 (торец левого ряда проводников в начале стержня); на фиг. 11 вид Е на фиг.9 (торец, левого ряда проводников в конце стержня);на фиг. 12 - левый ряд эдлементарных проводников стержня, вид сверху.
Стержень обмотки статора электрической машины содержит два ряда, левый 1 и правый 2, изолированных между собой элементарных проводников 3, электрически соединенных на концах стержня. Стержень разделен по длине пазовой части 1 натри участка транспозиции 1, , 1 , 1J, , причем на крайних участках Ц и i-, транспозиция проводников выполнена на 180°, т.е.калодый элементарный проводник 3 стержня на этих участках последовательно з.анимает различные положения по высоте паза, т.е. делая полоборота. На всех чертежах для наглядности последовательного перемещения проводников в пазу один проводник показан затемненным. Участки транспозиции i 2 з стержня выполнены равными по длине 1 пазовой части. Средний участок 1 разделен на три части и
на средней части 1д , длиной равной 1/6 длины 1 пазовой части, проводники транспонированы на 90°, а соседние части Ig и )g длиной, - авной 1/12 длины пазовой части 1, выполнены без транспозиции проводников.
Шаг транспозиции на всех транспонированных участках равномерный и ра %4tf) Т.е. в 4/3 раза больше, чем малый шаг при известной
0 транспозиции проводников в пазу на 540.
Описанная конструкция стержня обмотки статора электрической машины более технологична, так как имеет
5 больший шаг транспозиции, и более
надежна, в связи с тем, что при транспонировании проводников с большим шагом меньше вероятность повреждения собственной изоляции на перегибах проQ водников. Поэтому эта транспозиция может применяться для стержней с относительно малой длиной и большим количеством проводников.
Формула изобретения
Стержень обмотки статора электрической машины, содержащий два ряда изолированных между собой элементарных проводников, электрически соединенных на концах и разделенных по длине пазовой части на три участка транспозиции, на крайних участках транспозиция проводников выполнена на
35 180°, отличающийся тем, что, с целью Повышения надежности и технологичности, транспозиция проводников в пазовой части выполнена на 450°, участки транспозиции выполнены
Q равными по длине, прйчем средний участок стержня разделен на три части и на средней части длиной, равной 1/6 длины пазовой части стержня, транспозиция проводников выполнена на , а соседние части длиной, равной 1/12
5 длины пазовой части, выполнены без транспозиции проводников.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1..Патент Франции № 1.269541, 50 кл. Н 02 к, 1960.
2.Домбровский В.В.,Хуторецкий Г.М. Основы проектирования электрических машин переменного тока. ЛО, Энергия, 1974, с. 122-123.
«ьл
и«
9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стержень обмотки статора электрической машины переменного тока | 1978 |
|
SU771805A1 |
Статор электрической машины | 1984 |
|
SU1280671A1 |
Стержень обмотки статора машин переменного тока | 1975 |
|
SU619068A1 |
Стержень двухслойной статорной обмотки электрической машины | 1978 |
|
SU909759A1 |
Стержень статорной обмотки электрической машины | 1979 |
|
SU858179A1 |
Стержень обмотки статора электрической машины | 1981 |
|
SU991913A1 |
Стержень обмотки статора электрической машины | 1979 |
|
SU1056370A1 |
СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1969 |
|
SU240086A1 |
Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины | 1986 |
|
SU1379874A1 |
Стержень обмотки статора электрической машины | 1982 |
|
SU1064380A1 |
Авторы
Даты
1980-07-30—Публикация
1978-07-03—Подача