Стержень статорной обмотки электрической машины Советский патент 1981 года по МПК H02K3/14 

Описание патента на изобретение SU858179A1

1

Изобретение относится к электромаишностроению, в частности к крупному турвогенераторостроению.

Известен стержень статорной обмотки электрической машины, содержащий транспонированные пазовую и лобовые части, в которых, с целью снижения добавочных потерь в лобовых частях, выполнена транспозиция элементарных проводников на угол ot 270 С/ причём каждая лобовая часть разделена на два участка: на первом от торца сердечника участке, равном 1/5 длины лобовой части (соответствует характерному участку лобовых частей- стержней обмотки статора, находящемуся в суммарном поле рассеяния лобовых частей обмотки статора и лобовых обмотки ротора), выполена тр&испозиция с равномерным шагом плетения t. на угол aL 90°; на втором от торца сердечника участке, равнсл 4/5 длины лобовой части (соответствует участку лобовых частей стержней обмотки статора, находящемуся в поле рассеяния преимущественно лобовых частей обмотки статора), выполнена транспозиция с равномерным шагом плетбния 12.на угол oL 180 l.

Недостатком известных стержней является трудность выполнения транспозиции с шагом t на первом от торца сердечника участке лобовых частей, так как абсолютное значение длины лббоьыхчастей, особенно для электрических маоин с числом пар полюсов р 1, недостаточно дляразмещения на 1/5 ее длины переходов в количестto

что соответствует углу транве -4спозиции oL - 90 (здесь п - число элементарных проводников стержня). С другой стороны, для электрических машин с числом пар полюсов Р 1 и, в частности, для четырехполюсных турбогенераторов участок лобовых частей стержней обмотки статора, прилегающий к торцу сердечника статора,

20 находящийся в суммарном поле рассеяния лобовых частей обмотки статора и ротора, занимает длину, равную примерно 1/4 длины лобовых частей, поэтому на этом участке лобовой части стержня обмотки статора снижение величины .циркуляционной ЭДС, вызываемой магиитным потоком рассеяния в лобовых частях обмотки статора, недостаточно. Цель изобретения - повышение энергетических показателей за счет сократения доли потерь в лобовых частях стержня и упрощение технологии изготовления. Указанная цель достигается тем, что в известном стержне статорной обмотки электрической машины, содержащем транспонированные пазовую и обовые части с углом транспозиции лобовых частях, опреяелаеу&дл соотнош нием cL 90(1 + k), где k - четное число, причем на двух различных по длине участках лобовых частей транспозицин выполнена с различным шагом на одном участке лобовой части транспозиция выполнена с шагом -1 m а на другом участке - с шагом с m где m - число транспортируемых эле ментов } 1д - длина лобовой части. На фиг, 1 показан вариант стержня статорной обмотки электрической обмотки , сечение на фиг. 2 и 3 - плетеный стерженй с транспозицией в пазовой и лобовых частях; на фиг. 4 схема плетения стержня в пазовой и лобовых частях. Стержень состоит из полых проводников 1 и сплошных проводников 2. в данном случае транспонируемыми элементами являются один полый проводник 1 и два сплошных проводника 2, составленных в сочетание, равновысокое полому элементарному проводнику Переходы из ряда в ряд осуществляют ся транспортируемыми элементами, чис ло коФорых в стержне обозначено буквой т. В каждой лобовой части стержня выполнена транспозиция н угол с6 , равный 270. На первом от торца сердечника участке лобовой части I. , 1 равном -j длины лобовой части с лом 90°, т, е. Ц 1д, выполнена транспозиция с равномерным шагом плетения t, --г- U : - -- 1 4 4 m На втором по счету участке Lj , за нимающем оставшуюся длину лобовой часги, равную L -3- -д с углом , выполнена транспозиция с равно мерным шагом плетения ,.3 . . т г - 4 л 2 2т Ч Увеличение доли самого короткого участка Lj транспозиции в лобовых . 1 . частях . до L -3- L при одновременном уменьшении числа переходов в лобовых частях позволяет увеличить шаг транспозиции t до технологически, приемлемых величин, при этом сохраняются преимущества транспозиции лобовых частей на угол с6 , равный 270(наличие встречно направленных и взаимно компенсирукадихся циркуляционных ЭДС во всех проводниках лобовых частей стержня). Продолжение особенно эффективно в том случае когда стержень скомпонован из однородных групп полых (один проводник на группу) и сплошных (два и более проводника на группу) элементарных проводников, в этом случае полые элементарные проводники осуществляв1т переходы из ряда в ряд поодиночке, а сплошные, транспонируемые в пределах пазовой . части (Lpe-j) поодиночке, объединены для совместных переходов в равновысокие полому элементарному проводнику сочетания по два и более проводника. Наличие равновысоких транспонируемых элементов на переходах из ряда в ряд обеспечивает более равномерную высоту сечений стержня на всей длине лобовых частей, что особенно важно для повышения однородности и качества корпусной изоляции в таких высоковольтных изоляционных конструкциях, какими являются стержни обмотки статора в лобовых частях электрических мавюн, например турбогенераторов. Возможны и другие варианты выполнения изобретения. Например, в стержне, выполненном только из сплошных или только из полых проводников, шаги t. и t - соответствентранспозициит но равны 1 . П . -Г Ч Га где а - число элементарных проводников , объединенных по высоте в равновысокие сочетания для их совместного перехода из ряда в ряд в пределах обоих участков на длине лобовых частей;: п - число проводников в стержне. Таким образом, изобретение позволяет повысить энергетические показатели и упростить технологию изготовления. Формула изобретения Стержень статорной обмотки электрической машины, содержащий транспо- ниров нные пазовую и лобовые части с углом транспозиции в ло5овых частях, определяемым соотношением &L- 90 {1 + k), где k - четное число, причем на двух различных по длине участках лобовых частей транспозиция выполнена с различным шагом, отличающийся тем, что, с целью повьшёния энергетических показателей упрощения технологии изготовления.

на одном участке лобовой части спозиция выполнена с шагом.

t Li- - m

а на другом участке с шагом . - 3 LU Ч 2 m

где m - число транспонируемых элементов;

L. - длина лобовой части. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 512542, кл. Н 02 К 3/14, 1974.

Похожие патенты SU858179A1

название год авторы номер документа
Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины 1986
  • Бобков Юрий Александрович
SU1379874A1
Статор электрической машины 1984
  • Балабанов Иван Григорьевич
  • Дукштау Александр Антонович
  • Пинский Григорий Борисович
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Игнатьев Анатолий Денисович
SU1280671A1
Стержень обмотки статора электрической машины 1981
  • Андреев А.В.
  • Игнатьев А.Д.
  • Хуторецкий Г.М.
SU991913A1
Стержень обмотки статора электрической машины переменного тока 1978
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Беляев Николай Васильевич
  • Андреев Анатолий Владимирович
  • Орловская Татьяна Алексеевна
SU771805A1
СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1969
SU240086A1
Стержень обмотки статора электрической машины 1982
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Хаймович Лев Львович
  • Левченко Георгий Григорьевич
SU1064380A1
Стержень обмотки статора электрической машины с беспазовым сердечником 1982
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Тюрин Юрий Григорьевич
  • Зверев Анатолий Тимофеевич
  • Дроздова Лариса Александровна
  • Белова Тамара Николаевна
  • Игнатьев Анатолий Денисович
SU1070650A1
Стержень обмотки статора электрической машины 1978
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Игнатьев Анатолий Денисович
SU752627A1
Стержень обмотки статора машин переменного тока 1975
  • Дукштау А.А.
  • Пинский Г.Б.
  • Черныш Б.Н.
  • Домбровский В.В.
SU619068A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НА ОТСУТСТВИЕ ЗАМЫКАНИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРОВОДНИКОВ 1968
SU213959A1

Реферат патента 1981 года Стержень статорной обмотки электрической машины

Формула изобретения SU 858 179 A1

SU 858 179 A1

Авторы

Черемисов Иван Яковлевич

Сергеев Алексей Владимирович

Ракогон Владимир Григорьевич

Кильдишев Василий Семенович

Даты

1981-08-23Публикация

1979-12-27Подача