(54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ
1
Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости, снабженным роторно-винтовым движителем для перемещения по снегу, болоту, илу, а также убирающимися колесами для движения по твердому грунту.
Известно транспортное средство, содержащее побортно-расположенные убирающиеся и винтовые колесные движители и две трансмиссии 1.
Недостатком этого транспортного средства, является сложность конструкции изза Наличия двух самостоятельных трансмиссий.
Известно транспортное средство, которое содержит соединенный с трансмиссией роторно-винтовой движитель, расположенный внутри гусеничного обвода,, являющимся ведомым за счет установленных на гусеничной ленте роликов, входящих в зацепление с винтовыми впадинами ротора, причем роторно-винтовой движитель снабжен механизмом его вертикального перемещения 2.
Недостатком этого транспортного средства является возможность бокового увода ленты с роторно-винтового движителя, обусловленного наличием касательного усилия на ленте при взаимодействии ее с винтовым ротором.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является транспортное средство высокой проходимости, содержащее два движителя, первый из которых, являющийся ведущим, выполнен в виде пары соединенных с трансмиссией винтовых роторов, а второй - ведомым, снабжен коническими пальцами, входящими в винтовые впадины роторов 3.
Недостатками этого транспортного средства являются наличие механизма подъема двух винтовых роторов, что требует больщой сложности конструкции, а также ненадежность соединения конических пальцев, установленных на гусенице с впадинами винтового ротора. При наезде на выпуклость дороги часть пальцев контактирует с ротором в Нижней части впадин, а другая в верхней, т. е. шаг изменяется, а это приводит к больщим перегрузкам в пальцах с опасностью изгиба или поломки.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повыщение ее надежности. .Поставленная цель достигается тем, что в транспортном средстве высокой проходимости, содержащем два движителя, первый из которых, являющийся ведущим, выполнен в виде пары соединенных с трансмиссией винтовых роторов, а второй - ведомый, снабжен коническими пальцами, входящими в винтовые впадины роторов, второй движитель выполнен в виде убирающихся колес, расположенных по бортам винтовых роторов и связанных с приводом их опускайия и подъема, а конические пальцы равно. мерно установлены по окружности дисков этих колес. Кроме того, каждый конический палец установлен в радиальной направляющей, которая выполнена в диске, и снабжен фиксатором положения. На фиг. 1 показано транспортное средство при перемещении по твердому покрытию, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - зацепление пальцев колесйого движителя с винтовым ротором, вид спереди; На фиг. 4 - то же, вид сбоку; на фиг. 5 - размещение пальцев в радиальных направляющих колесного движителя; на фиг. -б - контактирование ролика пальца с винтовым гребнем ротора; на фиг. 7 - транспортное средство на винтовом ходу, вид спереди. Транспортное средство высокой проходимости состоит из корпуса 1, на котором установлен двигатель 2, соединенный трансмиссией 3 с побортно-расположенными роторами 4, установленными в опорах 5 корпуса 1. В корпусе 1 выполнены ниши 6 для колесных движителей 7 и 8, которые посредством балансиров 9 и гидроцилиндров 10 могут занимать как верхнее, транспортное положение, так и нижнее - ходовое. Колесные движители каждого борта помещены рядом с боковой поверхностью винтового ротора 4 и, по крайней мере, один из них, а именно передний колесный движитель 8, снабжен горизонтальными пальцами 11, с входящими в винтовую впадину ротора 4 контактными роликами 12. Контактные ролики 12 могут быть цилиндрическими, бочкообразными или другой формы, соответствующей виду винтовых гребней 13 ротора 4. Например, при наиболее распространенном треугольном винтовом гребне 13 контактные ролики 12 выполнены коническими, с углом конуса , равным профильному углу винтового гребня 13. Для лучщей настройки зацепления винтового гребня 13 с роликами 12, горизонтальные пальцы 11, расположенные равномерно по окружности, концентричной оси колесного движителя 8, установлены в радиальных направляющих и снабжены фиксаторами положения. В данном примере исполнения радиальные направляющие выполнены в виде пазов 14 на диске 15 колесного движителя 8, а фиксаторы - в виде винтового соединения 16. При перемещении по слабонесущему грунту движение осуществляется посредством винтовых роторов 4, а колесные движители 7 и 8 убраны в нищи 6. Для движения по твердому покрытию гидроцилиндрами 10 выпускают колесные движители 7 и 8, при этом винтовые роторы 4 поднимаются над дорогой, горизонтальные пальцы 11 входят в винтовые впадины роторов 4, а их контактные ролики 12 совмещаются с винтовыми гребнями 13. При включении двигателя 2 вращение передается винтовыми роторам. 4, которые своими винтовыми гребнями 13, набегающими на пальцы 11, вращают колесные движители 8. В случае неисправностей двигателя 2 или трансмиссии 3 т-ранспортное средство может буксироваться на твердом покрытии. Для этого гидроцилиндрами 10 колесные движители 7 и 8 отводят в крайнее Нижнее положение, при котором пальцы 11 выходят из зацепления с винтовыми гребнями 13. Применение предлагаемого транспортного средства позволяет значительно упростить конструкцию и повысить надежность и долговечность. Формула изобретения . Транспортное средство высокой проходимости, содержащее два движителя, первый из которых, являющийся ведущим, выполнен в виде пары соединенных с трансмиссией винтовых роторов, а второй - ведомый, снабжен коническими пальцами, входящими в винтовые впадины роторов, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повыщения ее надежности, второй движитель выполнен в виде колес, расположенных по бортам винтовых роторов и связанных с приводом их опускания и подъема, а конические пальцы равномерно установлены по окружности дисков этих колес. 2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что, каждый конический палец установлен в радиальной направляющей, которая выполнена в диске, и снабжен фиксатором положения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 304176, кл. В 63 Б 3S/02, 1968. 2.Авторское свидетельство СССР № 477033, кл. В 62 D 57/00, 1973. 3.Авторское свидетельство СССР № 537887, кл. В 62 D 57/00, 1974 (прототип).
,
9 7
.1
ys.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самоходное транспортное средство высокой проходимости | 1975 |
|
SU523829A1 |
Комбинированный движитель транспортного средства | 1978 |
|
SU745762A1 |
ВЕЗДЕХОД | 2012 |
|
RU2498922C1 |
Транспортное средство высокой проходимости | 1980 |
|
SU901140A1 |
Вездеход | 2023 |
|
RU2803970C1 |
ПЛАВАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2390458C1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2442715C1 |
Транспортное средство и внутритрубный движитель динамического типа для него | 2017 |
|
RU2668367C1 |
Шнековый движитель | 2019 |
|
RU2699961C1 |
СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ ВЕЗДЕХОДНОЕ | 2012 |
|
RU2531641C2 |
7
8
Авторы
Даты
1983-02-15—Публикация
1980-06-30—Подача